«За рулем»: Спецтест «волосатых» и «бритых» покрышек
  16.11.2010

Эксперты «ЗР» выясняют влияют ли технологические «хвостики» резины на сцепные свойства шин.

Некоторые зимние шины продаются в магазинах с редкой длинной «щетиной». Из протектора буквально растут резиновые волоски до сантиметра высотой. Это технологические «хвостики» резины, выдавленной из пресс-формы при вулканизации – своеобразный резиновый облой или литьевые отростки. Как они влияют на сцепные свойства шин? С таким вопросом эксперты «ЗР» обратились к испытателям компании Michelin.

Тема была навеяна читательской почтой. Валерий Кузнецов из Ухты прислал такое письмо: «Купил шипованный Michelin с большим количеством резиновых волосков на протекторе. Продавцы утверждали, что они исчезнут за время обкатки. Я накатал на этих шинах уже почти тысячу километров – на передних колесах «волоски» сошли частично, а на задних их еще много. Когда они исчезнут полностью, а главное, не ухудшают ли они сцепление на льду?»

«Тетинки» (по-французски tetine)

«Мы называем их «тетинками» (по-французски tetine), - отвечает Дидье Бенони, шеф тест-группы, занимающейся испытаниями зимних шин. - Давай вместе оценим, как эти резиновые волоски влияют на характеристики шин. Заодно у вас будет возможность сравнить шины Michelin европейского и российского производства. Я в курсе того, что многие российские автомобилисты озабочены этим вопросом»

Спустя некоторое время эксперты «ЗР» встретились с Дидье Бенони на зимнем «мишленовском» полигоне в Ивало, где их уже ждал тестовый Volkswagen Golf и несколько комплектов шипованных шин Michelin XIN2 размером 205/55R16.

О тестах зимних шин эксперты «ЗР» с Дидье договорились еще осенью

Первая пара комплектов различается наличием и отсутствием резиновых волосков на протекторе, вторая – маркировкой «made in…» на боковине. Один местного, российского производства, второй произведен в Испании, там и ошипован (предназначен для скандинавского рынка).

РОССИЯ-ИСПАНИЯ

На ринг выходят российский представитель появившийся на свет на 7-ой неделе 2009 года и испанский девятой недели того же года – «возрастные» различия соревнующихся минимальны. Оба ошипованы на заводе компании «Мишлен» в Давыдово. К слову, все шины Michelin для российского рынка шипуют на подмосковном заводе. И те, что произведены здесь, в России на своем собственном предприятии, и те, что присланы из других мест.

Перед боем участников сравниваем по величине выступания шипов. У «россиянина» средняя величина выступа 1.6 мм, у «испанца» - 1.7, на одну «десятку» больше. Из личного опыта нам известно, что прирост шипа на десятую долю миллиметра улучшает продольное сцепление (торможение и разгон) на льду примерно на 3 процента. И действительно, во время замеров выясняем, что «испанец» тормозит и разгоняется чуть лучше. А на ледяном круге, где мы оцениваем поперечное сцепление, разницы нет. Небольшие различия есть лишь в управляемости. «Made in Russia» отличают более четкие реакции, а испанскую шину – более выраженный снос передней оси при входе в поворот, резковатые срывы в скольжения и более долгие скольжения.

На снегу сравнение повторяли несколько раз, замеряя время разгона и величину тормозного пути, оценивая управляемость и проходимость, но разницы так и не выявили.

Итог встречи – испанские шины на самую малость (5%) чуть хуже российских – только в продольном сцеплении на льду. Зато российские чуть удобнее и надежнее управляются. Разницу можно объяснить небольшим различием в выступе шипов.

В целом разница между шинами минимальна, различима только точной измерительной аппаратурой и опытными экспертами.

На следующий день сравнивались «волосатые» и «бритые» покрышки. Выступание шипов здесь одинаково. «Волоски» могут повлиять только на ледовые результаты, потому круг тестирования сужается – тесты проводятся только на льду.

Поведение Golf на тех и других шин схоже, разница совсем немного «плавает» от заезда к заезду. Видимо, нюансы в поведении машины зависят от того, как волоски укладываются под протектором. Повторив упражнения несколько раз, делается вывод – разница в поведении практически не различима даже для продвинутых водителей. Для протокола: поведение одинаковое, с учетом допустимых отклонений и точности оценки.

А вот результаты замеров вызвали удивление. Получилось, что «тетинки» …улучшают сцепление на льду – около двух процентов в поперечном направлении, и 6-8% в продольном!

Судя по всему, резиновые волоски, попадая между шиной и ледяной поверхностью, действуют аналогично шипам. Конечно, не пробивают лед, но точечно увеличивают удельное давление на него, а значит, улучшают сцепление.

Результаты сравнения шин Michelin XIN 2 с «тетинками» и без:

Новые шипованные шины требуют обкатки – для того, чтобы шипы заняли свое место и надежно зафиксировались резиной. Потому в начальный период эксплуатации характеристики шин на льду не самые лучшие. В это время покрышкам и помогают «тетинки», немного улучшая характеристики. А в ходе обкатки «шиповки» набирают характеристики за счет самоустановки шипов, при этом «тетинки» стираются с протектора, выполнив свою временную работу.

Таким образом, резиновые волоски на протекторе можно считать своеобразным бонусом «небритых» шин на период обкатки.

Примечание: Тесты «Россия-Испания» и «Тетинки» проводились в разные дни, при разных погодных условиях, потому полученные результаты можно сравнивать только в рамках одного теста.

Результаты сравнения шин Michelin XIN 2 российского и испанского производства:


Участники

Комментарии: (6)

  • Аноним
    в 11:11 21.11.2010

    Ну очень интересно!!!!!!!!! у нас так называемые"тетинки" величают "выпрессовками" , а можно узнать - на дорожных (летних) шинах сравнительные тесты тоже проводились?

  • Аноним
    в 11:11 21.11.2010

    ВЫВОДЫ: шины той же модели могут незначительно отличаться, если они сделаны на разных заводах. К тому же, незначительно отличаться могут шины той же модели от партии к партии на том же заводе. Плюс вдобавок шины той же модели шины Мишлен с разных заводов и разных партий могут быть по-разному ошипованы (разная высота выступания шипов (0,1 мм, как в тесте - это существенная разница!). В результате всех этих отличий, под той же маркой и моделью получаем уже ЗАМЕТНО отличающиеся шины. Отсюда и разные отзывы о той же шине, и разные места, занимаемые ею даже в самых независимых и неподкупных тестах. А поскольку шины того же класса и предназначения ведущих производителей не сильно отличаются друг отдруга по балансу характеристик, лучше не морочить себе голову отзывами и тестами и брать продукт того производителя, который вам больше нравится. Или который точно всегда есть в вашем регионе, чтобы всегда можно было сразу докупить ещё одну новую покрышку (например, вместо прорезанной), а не ждать заказа из другого города.

  • Аноним
    в 21:11 27.11.2010

    Вот вы бездельники Редакция За Рулем ,занимайтесь делом -и вообще все ваши доклады фальсификация.Читатели скорее поверют тестам Adac чем вам.полный бред пишете.

  • Аноним
    в 16:08 26.08.2011
    #28153   ответ на   #23248

    +++1

  • Аноним
    в 06:10 27.10.2011

    Не согласен! Думаю, тесты За рулём не менее объективны. При выборе колёс на зиму в большей мере опирался именно на их тесты. Пока покупкой доволен. По-поводу "волосков" недавно читал тест, где их специально срезали, т. к. они очень сильно негативно влияли на поведение покрышек. Речь шла, вроде, о Йокогама.

  • Аноним
    в 11:10 27.10.2011

    походу у людей проблем в жизни не осталось кроме того как беспокоится по поводу тетинок

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя