Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда
  01.06.2022

Интервью с заместителем коммерческого директора и ведущим специалистом направления ошиповки шин ООО «Теком», единственного российского производителя шипов противоскольжения

Компания «Теком» присутствует на рынке несколько десятков лет и в настоящий момент является единственным в СНГ предприятием, производящим шипы противоскольжения, а накопленные компанией знания используются при разработке в том числе стандартов на шипы и зимние шины. Кроме того, под брендом «Автошиповка» предприятие также занимается ошиповкой различных видов шин. На вопросы об актуальных темах, в том числе о потенциальной способности России быть самостоятельной во всех видах производства, в интервью порталу dprom.online рассказал заместитель коммерческого директора и ведущий специалист направления ошиповки шин ООО «Теком» Владимир Бородин.

Итак, самый первый и главный на сегодня вопрос: зависят ли шипы «Теком» от ситуации в мире?

Разумеется, ситуация коснется всего, в том числе себестоимости, однако темпы производства и развития сбавлять не будем. Мы работаем в области средств противоскольжения с 1995 года и за это время успели создать достаточное количество собственных наработок, чтобы не попадать в ловушку изменчивых внешних обстоятельств.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Получается, у «Теком» почти 30-летний опыт в ошиповке шин. Как все началось?

Наши специалисты начали осваивать эту сферу еще в 90-х, тогда же появились и первые патенты – на оборудование для ошиповки. А само производство стартовало чуть позже, в 1999 году. Первой продукцией, кстати, стали шипы вовсе не для авто и спецтехники, а для рыбацкой обуви. Они имели успех, ведь позволяли прочно цепляться даже за самый гладкий лед, но труд тогда был полностью ручным. А вот для роста производства, для его масштабирования и перехода на новые виды продукции потребовалась уже и автоматизация процесса.

Как много времени заняла трансформация?

Уже в 2005 году «Теком» начал поставлять шипы на российские шинные заводы. На самом деле в тот момент это были не только продукты самой компании, но и дилерские поставки из других государств, однако с течением времени мы отказались от импортной продукции и сосредоточились полностью собственном производстве. И 2008 год не позволил усомниться в выборе приоритетов.

В долгосрочной перспективе это оказалось самым правильным решением. И дело не только в том, что происходит сейчас, но и в том, что для крупных производителей шин очень важно, чтобы на всех этапах выпуска шипов соблюдались существующие требования контроля качества. В случае с заграничными поставками этот момент от тебя не зависит, и, как говорится, «хочешь сделать хорошо – сделай сам».

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Частные компании обычно как никто другой мотивированы на сохранение и удержание крупных партнеров как качеством своей продукции, так и подходом к производству. В вашей сфере это работает таким же образом?

Да, это действительно так. А в нашем случае за оба параметра отвечает еще и уникальный трудовой коллектив. За время пандемии мы не сократили ни одного сотрудника, но даже это не самое главное. Многие из наших работников трудятся над созданием шипов «Теком» буквально со дня основания компании – и прошли весь путь: от ручного труда в начале до масштабного автоматизированного производства сейчас.

Есть у нас и трудовые династии: некоторые их тех, кто проработал здесь по 15-20 лет, приводят на предприятие своих детей. А молодежь, наоборот, находит в коллективе «Теком» не только призвание, но и судьбу – встречают любовь, создают семьи, заводят детей.

И это, пожалуй, ярче всего показывает то доверие, которое коллектив чувствует к своему месту работы, к своему предприятию. Для любого владельца компании такая лояльность была бы наградой, и партнеры часто говорят: «Такое предприятие и, значит, производимые им шипы противоскольжения выдержат любые нагрузки!»

Кстати, о шипах и нагрузках. Какие они, шипы «Теком»? Что им по силам?

Если в двух словах, то, пожалуй, самые разные – и для любых задач. Если в цифрах нагрузки, то на текущий момент по одному из проектов зафиксирована рекордная нагрузка на ошипованную шину — 35 тонн на каждое колесо техники. И шипы там каждую зиму работают — с 2018 года.

А что касается скоростных нагрузок, то в 2022 году 10-тонный спортивный грузовик МАЗ установил на грузовых шипах «Теком» официальный рекорд скорости 197 км/ч по льду Байкала. Пиковая скорость — 203 км/ч.

В настоящий момент мы выпускаем и шипы для спецтехники, и грузовые шипы, и отдельной категорией – легкогрузовые. В ассортименте также есть шипы для легковых автомобилей и внедорожников, спортивные и велосипедные.

Об обувных, с которых все началось, тоже не забываем. Самые массовые – конечно, шипы для легковых шин, поставляемые на шинные заводы и крупным игрокам шинного бизнеса России: примерно каждая пятая зимняя шина укомплектована нашими шипами.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Нагрузка 35 тонн на шину? Из чего же сделаны ваши шипы?

Шипы могут быть стальными, алюминиевыми или выполненными с использованием пластика. Отдельная категория – ремонтные шипы, применяющиеся для восстановления ошиповки на зимних шинах. Такие обычно устанавливаются взамен изношенных, сломанных или выпавших заводских шипов, позволяя почти вдвое продлить срок их использования.

В целом же, большинство изготавливаемых «Теком» шипов имеет общие конструктивные элементы: корпус с одним или несколькими фланцами и вставку из износостойкого материала, закрепленная в осевом отверстии корпуса. Корпус отвечает за то, чтобы удерживать шип от выпадения и предохранять вставку от излома, а сама вставка непосредственно взаимодействует с обледенелым покрытием и берет на себя основную нагрузку. Обычно она выполнена из твердого сплава типа ВК-8, который мы сами же здесь и перерабатываем.

Насколько эффективны шипы «Теком» в защите от скольжения?

Согласно исследованиям, которые наши специалисты проводили совместно с НИИ шинной промышленности и кафедрой средств противоскольжения Вологодского института, использование шипов, например, на грузовой технике позволяет преодолевать те же участки маршрута значительно быстрее (на 20-30%) – при том, что максимальная скорость не увеличивается.

Как и почему? Все просто: шипованная техника движется и работает намного стабильнее. Она не буксует, не останавливается, а водителю не нужно прерываться на установку цепей, не нужно прокладывать решетки под колеса или подсыпать песок.

Оборудованные шипами машины могут безопасно маневрировать при обгоне тихоходного транспорта, а это важный фактор в том числе и для спецтехники, занятой на дорожных работах или карьерах.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Получается, «Теком» серьезно подошел к изучению ошиповки шин и проведению испытаний?

Конечно. В прошлом руководители и сотрудники нашего предприятия подготовили целый научный труд, в рамках которого рассмотрели всю физику работы шипов, шипованных шин и ошипованных автомобилей. Причем речь идет не только о движении техники, но и о моменте ее торможения, сносах осей и различных нагрузках.

Вместе со специалистами Вологодского института еще в 90-х мы проводили масштабные полевые испытания шипов на самой разной технике – это были и грузовые, и легковые машины, с передним и задним приводом.

А как обстоят дела с научным исследованием шипов «Теком» в настоящее время?

Научный подход – наш приоритет и сегодня. На предприятии функционирует собственный исследовательский центр. Здесь регулярно проводятся испытания новых шипов, создаваемых под конкретные шины, технику или под особые условия эксплуатации.

Проводятся испытания и на заказ, например, для шинных производителей. В рамках таких тестов рассматриваем буквально все: и эффективность различных типов шипов, и особенности их форм, отверстий и окружающих элементов, и схемы расстановки шипов на поверхности протектора, и методы непосредственного монтажа уже в шину.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Таким образом, «Теком» не только оптимизирует и улучшает свою продукцию, но и помогает крупным потребителям отлаживать процессы?

Именно. Наши специалисты участвовали в организации шиповальных производств при Московском, Нижнекамском и Омском шинных заводах: помогали монтировать оборудование, консультировать и обучать персонал, составлять регламенты и разрабатывать системы качества.

А где находится собственная площадка компании «Теком»?

С недавних пор все производственные мощности компании «Теком» переехали на одну площадку в Ленинградской области. Здесь у нас шесть корпусов, больше гектара территории и несколько сотен работников. Это производство полного цикла: мы самостоятельно перерабатываем даже твердый сплав по собственной технологии, позволяющей использовать максимум входящего сырья, а оставшиеся материалы перерабатывать повторно.

В каких количествах на сегодняшний день производятся шипы «Теком»?

Сегодняшние объемы производства составляют более 500 миллионов шипов в год, и мы прогнозируем этому показателю активный рост в ближайшие годы.

То же самое можно сказать и про другие направления работы компании. Так, помимо шипов противоскольжения для различной техники, компаия «Теком» освоила и другие направления деятельности: например, износостойкие ножи, изготавливающиеся с применением твердых сплавов специально для техники, обслуживающей многочисленные дороги России (то есть, для грейдеров или отвалов), буровые коронки для машин, задействованных в геологической разведке и добыче полезных ископаемых. Также производим топливные фильтры методом порошковой металлургии с прессованием и спеканием бронзовых порошков — для дизельной техники Крайнего Севера. Производим мы и шиповальное оборудование, купить которое также можно на официальном сайте компании.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Если объемы производства постоянно растут, означает ли это, что растет и спрос на производимую компанией шиповальную продукцию и шипы?

Спрос на шипы «Теком» (и не только на шипы) действительно растет в последние годы. И даже пандемия не стала для нас помехой.

Во-первых, мы обошлись без простоев, ведь «Теком» признали важнейшим поставщиком продукции для стратегических предприятий. Поэтому наша компания получила возможность продолжать свою деятельность – естественно, в соответствии со всеми необходимыми мерами предосторожности, профилактики и безопасности.

Во-вторых, два коронавирусных года стали для нас временем укрепить свои позиции. В отличие от поставщиков из Азии или Европы, перед нами не стояли ни проблемы с задержками поставок из-за нарушений в логистике, ни снижение качества из-за необходимости экономить на материалах.

Большая часть станков, которые используются в деятельности «Теком», либо являются собственной разработкой, либо созданы и собраны другими отечественными предприятиями, а значит, закрытые границы, как это было с ковидом, на производственный процесс не влияют.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

В сложившихся геополитических и экономических условиях это тоже явное преимущество.

Да, тем более, что с помощью такого внушительного парка оборудования и при наличии собственного конструкторского бюро мы можем модернизировать и дополнительно оснащать их самостоятельно.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы «Теком» и отрасли ошиповки шин в целом?

Конечно, пока еще многое непонятно, но, если возникнет необходимость, «Теком» может увеличить объем выпуска продукции или разнообразить линейку типоразмеров шипов. В 2020-2021 годах такая необходимость уже была, в основном, из-за отложенного спроса, над накоплением которого мы активно трудились. Тогда мы и наши партнеры активно работали с добывающими предприятиями Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Республики Саха (Якутии). Весомый объем потребления шипов в регионах приходится на ошиповку шин для КАМАЗов различного оснащения – например, «вахтовок» для перевозки персонала и грузовиков, по зимникам снабжающих нефтегазодобывающие предприятия.

Мощное подразделение по ошиповке шин трудится в том числе в Петропавловске-Камчатском, где зима 9-10 месяцев в году: внедорожники и снегоходы, грузовики и тягачи, многочисленные фронтальные погрузчики и грейдеры – все распробовали шипы противоскольжения Теком.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

Понятно, что у вас богатый послужной список, но, быть может, назовете пару компаний?

Да-да, разумеется! Думаю, вашим читателям не столь любопытен опыт работы по части автомобильных шин, например, с заводами «Кама», «Кордиант» и другими легковыми гигантами, сколько в области применения шипов в шинах грузовой и специализированной техники.

Здесь, в качестве интересных примеров, стоит упомянуть работу с такими компаниями как:

«КАМАЗ-Автоспорт» («Теком» - официальный партнер «КАМАЗ-мастер» по разработке спецшипов и ошиповке шин спортивных грузовиков команды с 2013 года);

«Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский» (все вилочные 22-тонные погрузчики Kalmar зимой на шипах с 2013 года);

«Нефтяной Терминал» (ошиповка шин для погрузчиков – шипованные шины в эксплуатации с 2017 года);

«Первый Контейнерный Терминал» (ошиповка шин портальных челночных контейнеровозов Kalmar, на шипах с 2018 года);

АЛРОСА (выездная ошиповка шин для рудовозных автопоездов Удачнинского горно-обогатительного комбината (УГОК), проект от 2018 года);

«Газпром СПГ» (ошиповка шин грузовиков на СПГ для заездов по льду, совместный проект с «Мострансом» — с 2020 года);

«Шереметьево Карго» (поставка ошипованных шин для аэродромных буксировщиков, с 2021 года);

ЕВРАЗ (поставка ошипованных грузовых шин для одного из подразделений, проект от 2021 года);

Минский автомобильный завод (ошиповка шин для спортивного грузовика команды «МАЗ-СПОРТавто» – 2022 год); и др.

В том числе — ошиповка шин для тралов, которые перевозят различную спецтехнику, компоненты ВЭС, буровые установки, шины СКГШ и т.д. – сегмент негабаритных грузоперевозок, где также большие нагрузки и большая ответственность. С добывающими компаниями, нам достоверно известно, работают и наши партнеры по ошиповке, расположенные по всей стране – от Мурманска до Камчатки и Сахалина.

Владимир Бородин («Теком»): С нашими зимами и расстояниями ошиповка шин будет актуальной всегда

В любом случае для России, с нашей-то зимой и огромными расстояниями, ошиповка шин будет актуальной всегда. Особенно если речь идет о грузоперевозках или работе тяжелой техники: это уже вопрос не только безопасности транспорта, но и его эффективности.

Мы всегда открыты к сотрудничеству и совместным разработкам шипов противоскольжения под заданные условия эксплуатации, под конкретную технику – это всегда обоюдно полезные и интересные проекты.


    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя