Дмитрий Молоканов (Michelin): Российский шинный рынок имеет большой потенциал развития
  24.01.2022

Интервью с директором отделения Michelin в Восточно-Европейском регионе

Один из ведущих мировых производителей шин, французская Michelin, реализует стратегию не только выпуска конкурентной продукции, но и создания системы премиальной мобильности, в том числе с учетом новых требований устойчивого развития, рассказал в интервью изданию «Эксперт» Дмитрий Молоканов, генеральный директор отделения компании Восточно-Европейском регионе.

История Michelin в России насчитывает более ста лет. Как вы оцениваете для вашей компании итоги сложного ушедшего года?

2021 год был непростым, нам приходилось развиваться в условиях пандемии, которая, увы, продолжается. Нарушенные еще в 2020 году логистические и производственные цепочки не были до конца восстановлены, что повлекло за собой сложности в прогнозировании и обеспечении поставок. Как и в автомобильной индустрии в целом, на рынке шин в ушедшем году наблюдался дефицит в ряде сегментов. С другой стороны, возникшие трудности стали возможностью для нас и наших клиентов стать ближе и сфокусироваться на расширении сотрудничества и поиске новых бизнес-моделей. 2021 год мы оцениваем как успешный. Во всех сегментах наша продукция пользуется высоким спросом, и, как результат, компании удалось либо вернуться на докризисный уровень, либо превзойти показатели 2019 года.

Как вы в целом оцениваете российский шинный рынок? В чем его специфика и отличия от рынка других стран, каковы ключевые тенденции его развития?

Безусловно, российский рынок шин самобытен, трудно найти другую территорию с настолько выраженной сезонностью и сложными условиями эксплуатации. В России нужны шины, которые могли бы эффективно работать при отрицательных температурах на разных видах поверхностей, обеспечивая высокий уровень сцепления как на льду и на снегу, так и на расчищенных дорогах. Перед нами стоит непростая задача сделать так, чтобы шины надежно держали сцепление в этих переменчивых обстоятельствах, особенно если идет речь о более мощных и тяжелых автомобилях. При этом не стоит забывать, что пятно контакта автомобильной шины с дорогой размером с ладонь взрослого человека. То есть вся энергия автомобиля реализуется на дороге на очень ограниченной поверхности.

Еще одним вызовом, помимо климата, остаются неровности и ямы на дорогах, которые могут приводить к повреждению шин. Поэтому для российского рынка мы производим шины с усиленным каркасом. Хочется подчеркнуть, что на российском рынке Michelin представляет самую широкую линейку продукции для всех видов транспорта, начиная с линейки покрышек для велосипедистов. Помимо легковых и грузовых автомобилей, а также двухколесного транспорта мы поставляем шины для сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, от компактных погрузчиков до карьерных самосвалов и самолетов.

Мы убеждены, что российский шинный рынок имеет большой потенциал развития. В сегменте легкового транспорта идет постепенное обновление автопарка, несмотря на то что в 2021 году остро ощущался дефицит новых автомобилей. Появляются перспективные направления, связанные с электрической мобильностью. Мы также считаем перспективным развитие водородного транспорта.

Почему для электромобилей нужен особый тип шин, как они отличаются от версии для машин с ДВС?

Шины для электромобилей разрабатываются с учетом специфики их эксплуатации. Они отличаются высоким уровнем акустического комфорта из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания. Поэтому особенно важно, чтобы шины также создавали минимум шума. Другая особенность в том, что электромотор практически сразу выходит на пиковый крутящий момент, подвергая шины большей нагрузке, поэтому износостойкость у шин для электромобилей должна быть больше. Третий элемент, на который обращают внимание владельцы электромобилей, — экономия заряда батареи. В обычном автомобиле до пятой части бензобака съедается на сопротивлении качения шин. Для транспорта на электротяге аналогичный уровень потерь слишком велик. При разработке специализированных покрышек для электрокаров мы применили уникальное сочетание резиновых смесей в протекторе, которые позволяют снизить потребление энергии. Эти технологии были успешно апробированы в шинах для болидов электрической гоночной серии Formula E. Результатом проделанной работы стала новая модель Michelin Pilot Sport EV для легковых автомобилей и кроссоверов на электрической тяге. Эта шина появится на российском рынке уже в этом году. У нас также есть предложение в сегменте коммерческого транспорта — специальные шины для электробусов Michelin Х Incity EV.

А что можно сказать про транспорт на водороде? Каким образом ваша компания намерена участвовать в развитии машин с этим видом топлива в России?

Транспортные средства на водородном топливе мы считаем одними из самых значимых в среднесрочной перспективе. В массовом использовании водородный транспорт сможет отвечать всем вызовам устойчивой мобильности и будет по-настоящему экологически безопасным. Сегодня большинство производителей, в том числе в России, работают над созданием транспорта с водородными топливными ячейками, как в легковом сегменте, так и для грузового автотранспорта, автобусов. Есть даже идеи развития подобных технологий для поездов. У нашей компании имеется свое ноу-хау в этой области, речь идет о нашем совместном предприятии Symbio, которое занимается производством водородных топливных элементов. В Европе первые автопроизводители уже сделали выбор в сторону решений от Symbio, и мы активно прорабатываем перспективы использования водородных технологий на российском рынке.

Michelin стал первым крупным иностранным шинным производителем, который запустил свой завод в России. Как он развивается сейчас, выпуск каких новых типов продукции вы осваиваете? Что можно сказать о степени ее локализации?

Развитие нашего завода в России продолжается, мы поставляем выпускаемую здесь продукцию на рынки РФ и стран СНГ, в том числе в качестве первичного монтажа на ряд автомобильных заводов. Помимо этого, часть производимых в России шин отправляется на рынки скандинавских стран, в страны Азии и Северной Америки. Мы наращиваем уровень локализации продукции завода. Часть сырья для выпускаемых в России шин закупается у отечественных поставщиков. В России мы также имеем сильную команду разработчиков. Служба полевых инженеров изучает условия эксплуатации всех типов шин, участвует в составлении технического задания для предсерийных образцов, анализирует эксплуатационные характеристики. Все это учитывается при производстве серийной продукции. Например, гамма шипованных шин Michelin X‑Ice North 4 изначально была разработана для российского рынка со значимым вкладом российской команды. Сейчас эти шины пользуются большим спросом не только у нас, но и в Северной Америке, в скандинавских странах.

В новом году компания Michelin в России начала работать в новом офисе. С чем связан этот шаг и каковы отличительные черты вашего нового рабочего пространства?

Действительно, сразу после новогодних праздников мы переехали в новый офис в Москве, в котором находят отражения принципы того, что представляет собой Michelin сегодня. Наш новый офис построен по принципам живого рабочего пространства, в нем реализовано множество решений, которые помогают сотрудникам и командам работать более эффективно. Мы ушли от традиционной модели, когда у каждого сотрудника есть фиксированное рабочее место и немного свободного пространства в других помещениях. По сути, весь офис находится в распоряжении всей команды, в нем есть место для индивидуальной спокойной работы, есть креативное пространство, зона для неформальной беседы или официальных встреч. Кроме того, новый офис выполнен с учетом всех экологических стандартов, что отражает наше особое внимание к вопросам защиты окружающей среды и устойчивого развития.

Каким образом принципы устойчивого развития связаны со стратегией дальнейшего развития Michelin, в том числе в России?

Уже сейчас наши новые шины почти на четверть состоят из возобновляемых материалов. Michelin ставит перед собой стратегическую задачу: к 2050 году вся продукция должна выпускаться полностью из возобновляемых материалов. В частности, в настоящее время мы уделяем особое внимание восстановлению грузовых шин. Изношенная грузовая шина сохраняет 90 процентов массы новой. Работа над технологиями восстановления таких покрышек имеет большой экономический и экологический потенциал. Компания Michelin также является соучредителем Экошинсоюза, созданного для развития системы сбора и утилизации шин. Мы утилизируем 30 процентов всей поставляемой на рынок продукции. Увеличение доли утилизации будет для нас важным направлением развития на ближайшие годы.

Каковы ваши ближайшие планы в России? Какие новые продукты и услуги вы планируете представить на российском рынке?

С точки зрения новой продукции в 2022 году мы представим на российском рынке несколько новинок. Помимо упомянутых ранее шин для электромобилей весной этого года мы начнем продажи новой шины Michelin Pilot Sport 5, которая является продолжением легендарного семейства Pilot Sport со спортивными корнями. В целом мы планируем развивать выпуск шин не только для легковых автомобилей, но и для грузовиков, автобусов, а также для сельскохозяйственной техники, спецтехники для добычи полезных ископаемых, где у Michelin сильные позиции, и для других сегментов рынка. Одновременно мы выходим за пределы шинного бизнеса: в частности, в октябре прошлого года в России был представлен наш всемирно известный «Гид Michelin», и это наш шаг к построению системы премиальной мобильности.

Мы также активно работаем над сервисными решениями, которые нацелены на повышение эффективности профессиональных перевозчиков. Повторюсь, большие надежды мы связываем с водородной мобильностью. В наступившем году наша задача — быть как можно ближе к нашим клиентам и выполнять нашу работу максимально качественно.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя