«Белшине» закрыли европейский рынок
  10.12.2021

Эксперты считают, что новые санкции ЕС не скажутся принципиальным образом на деятельности предприятия, но могут затруднить его модернизацию

В новый санкционный перечень Евросоюза попали 11 белорусских компаний, говорится в сообщении, опубликованном на сайте ЕС. Им запрещено экспортировать свою продукцию в страны ЕС. При этом давление на «Белшину» вызвано не миграционным кризисом на границе Белоруссии, а событиями, которые происходили в стране после президентских выборов 2020 года, пишет «Газета.Ru».

«Предприятие является значительным источником дохода для режима Лукашенко. Сотрудники “Белшины” протестовали и бастовали после состоявшихся в Беларуси в 2020 году президентских выборов и за это их уволили. Поэтому “Белшина” несет ответственность за репрессии против гражданского общества», — говорится в официальном журнале ЕС, в котором раскрываются причины введения санкций в отношении той или иной компании.

Белорусские власти готовы ответить на санкции, в том числе запретом на ввоз некоторых товаров из государств Евросоюза.

Согласно информации на сайте «Белшины», продукция экспортируется более чем в 70 стран мира. Из стран Европы дилеры предприятия есть в Сербии, Болгарии и Литве. Большая часть продукции отправляется на экспорт: по итогам семи месяцев прошлого года из примерно 2 млн выпущенных шин около 1,6 млн были проданы за границу.

Значительная часть покрышек, отправленных из Белоруссии на экспорт, была продана в Россию и страны СНГ, отметил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев: «Основным экспортным рынком для белорусского производителя шин являются страны бывшего СССР. Покрышки диаметром 13 и 14 дюймов, которые выпускаются компанией, по-прежнему достаточно здесь распространены. Доля продукции “Белшины”, поставляемой в европейские страны, минимальна — европейский потребитель не заметит отсутствие этого бренда».

По мнению Бургазлиева, определенные сложности могут возникнуть с реализацией белорусских специализированных покрышек в некоторые страны ЕС для сельскохозяйственной техники и карьерных самосвалов. Однако проблемы можно решить, наладив поставки через третьи страны, уверен он. Такая практика применялась еще во времена СССР в отношении станков или оборудования, которое официально нельзя было продавать в Советском Союзе, напомнил он.

«Не вижу проблем при необходимости обойти эти санкции, продав партию спецшин для карьерных самосвалов, например, через Никарагуа или Сейшельские острова», — отметил Бургазлиев.

Многие европейские горнодобывающие компании давно перешли на американскую или японскую технику, отметил партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Чаще всего карьерные самосвалы закупаются по так называемому контракту жизненного цикла, который предполагает обслуживание этой техники и поставку комплектующих, подчеркнул он.

«В Европе есть несколько производителей, который впускают достаточно широкую линейку шин для тяжелой спецтехники. Думаю, что в случае необходимости не составит труда подобрать нужную модель.Если в Европе где-то есть еще БелАЗы, “обутые” в белорусские покрышки, без колес из-за санкций они не останутся», — считает Моржаретто.

Маловероятно, что введенные ЕС в отношении «Белшина» запреты окажут заметное влияние на европейский рынок шин и самого производителя, считает шинный эксперт и испытатель «Авторевю» Олег Растегаев. По его словам, продукция белорусской компании слабо представлена в странах Старого Света.

«Не возникнет из-за санкций проблем и с поставками сырья, - отметил Растегаев. - Натуральный каучук производится в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии, а другие компоненты для производства шин могут производиться местными предприятий химической промышленности или импортироваться в Белоруссию из России.

Однако ограничения могут привести к трудностям при модернизации предприятия, предупреждает он: «Многое оборудование для производства шин и комплектующие для него выпускаются в странах Европы. Подобрать аналогичные станки других производителей достаточно проблематично».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя