Как автопаркам сэкономить на шинах
  14.06.2019

Консалтинговое предприятие «Группа Компаний ИТ — АРБ Про» совместно с Michelin подготовило исследование, главной задачей которого стало вовлечение водителей автопарков в процесс сбережения ресурсов на примере шин

Снижение затрат на операционные расходы автопарка является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности. Согласно внутренней оценке компании Michelin, основные операционные расходы распределяются между расходами на топливо, обслуживанием транспорта и фондом оплаты труда. Большую часть расходов составляют затраты на топливо — до 30%.

Перевозчики активно работают над оптимизацией данных расходов, обучая персонал экономичному стилю вождения, а также внедряя современные системы контроля топлива. Не последнюю роль играют и шины. Правильный выбор шин остается наиболее эффективным решением: сопротивление качению составляет до 30% расхода топлива при эксплуатации большегрузного транспорта.

Именно поэтому компания Michelin пригласила на презентацию новых шин в качестве партнера «Группу Компаний ИТ — АРБ Про» с ее видением продвижения нового продукта на рынке, а заодно и новым подходом при ведении бизнеса в сегменте автоперевозок.

Суть предлагаемого консалтинговой компанией решения — помочь клиенту (в данном случае автоперевозчику) улучшить свою экономику за счет использования топливосберегающих шин. Для этого необходим переход к сознательному управлению затратами, а шины являются одним из его факторов, причем на длинной дистанции.

Кстати, благодаря шинам Michelin компания получает возможность снизить переменные затраты: шины хотя и дорогие (в среднем 35 тысяч рублей за покрышку), но более качественные: ходимость выше, затраты на содержание меньше. Из этого следует, что шины Michelin напрямую влияют на операционную прибыль. В итоге перевозчик подходит к тому, что переводит часть своих затрат из переменных в постоянные.

Следующий шаг — осознанное управление стоимостью владения транспортным средством. Необходимо научить финансовую службу считать прямые и косвенные затраты, а также затраты, связанные с основными активами.

Наконец, перевести водителя, от которого напрямую зависит экономия топлива и ходимость шин, в ранг партнера. В качестве эксперимента привлечь водительский состав к сознательной экономии топлива. На первом этапе, в силу разного рода причин, это может быть порядка 15–20% от списочного состава.

Для тех, кто согласится участвовать в эксперименте, ставятся следующие условия: транспортное средство участника эксперимента «обувается» в новые шины Michelin, но при этом урезается средний норматив по расходу топлива — на 2,4 литра на 100 км. Полученная в результате экономия топлива (энергосберегающие шины и, естественно, мастерство водителя) возвращается водителю в виде 50% от стоимости сэкономленного топлива.

Тут есть как положительные, так и отрицательные моменты. Водители данной группы могут рассчитывать на более выгодные рейсы, более комфортные и безопасные условия труда, однако вычеты за недопробег шин окажутся значительно выше. Те водители, кто не захотел участвовать в эксперименте, работают по старинке — на машинах со старой «обувкой» и со старыми нормативами, получая только то, что заработали.

Проведенная консалтинговой компанией работа показала, что экономия от снижения расхода топлива на один тягач в месяц может составлять 15 660 рублей. Это означает реальную доплату к заработку водителя в виде 7 830 рублей.

Естественно, что владелец автопарка также получит свои преференции в виде более лояльной категории персонала, точной системы учета расходов, а также снижения аварийности.
Консалтинговая компания подсчитала выгоду и для автопарка на 200 единиц техники из расчета «экономия топлива — более высокая цена шин + увеличение пробега». Если 20% тягачей перевести на такую схему, экономия может составить до 880 тысяч рублей. Если весь парк будет работать по такой схеме, экономия может составить до 4,4 миллиона рублей.

Важным моментом эксперимента является то, что по истечении 6–9 месяцев водители могут как войти, так и выйти из эксперимента. Поскольку жизнь не стоит на месте, то по истечении первого срока возможны корректировки по условиям. К примеру, могут быть добавлены нетопливные составляющие. Процент возврата за экономию топлива может быть увеличен или остаться прежним. В любом случае владелец автопарка должен четко отслеживать не только экономику, но и настроения в коллективе, особенно в той его части, которая участвует в эксперименте.

Нельзя не отметить, что в предлагаемом эксперименте присутствует ряд спорных моментов, а также некоторая оторванность от жизненных реалий. Так, на данный момент усредненный расход топлива составляет 32л/100 км. Понижение норматива на 2,4 л/100 км водители вряд ли смогут обеспечить в той нервотрепке, которая творится на наших дорогах. Это один момент.

Как быть тем компаниям, у которых нет жесткой привязки водительского состава к конкретному грузовику? Практика показывает, что в таких компаниях резко снижается ходимость шин, поскольку нет личной заинтересованности, а порой и ответственности.

Например, коммерческий директор одного из крупнейших перевозчиков «Глобалтрак» с автопарком в 1 500 единиц техники, подтверждает, что только 50% водительского состава закреплено за конкретными грузовиками. Причем в увеличении этой доли в компании перспектив не видят. Наоборот, как более эффективное решение «Глобалтрак» рассматривает закрепление грузовиков за бригадами, что в первую очередь повысит показатель интенсивности использования подвижного состава без резкого снижения безответственного отношения к технике.

Руководство компании не склонно верить громким заявлениям партнеров. «Мы серьезно подходим к выбору новой линейки шин. Нами уже было задано представителям компании Michelin достаточно много вопросов. Мы собираем информацию и попробуем поставить тестовые комплекты на ряд маршрутов, но пока находимся в стадии оценки», — рассказал коммерческий директор «Глобалтрак» Андрей Атланов.

Другой перевозчик, из Республики Беларусь, компания «ВестТрансЛайн» с автопарком 260 единиц техники отдает предпочтение шинам Michelin из-за их высокого срока эксплуатации. Причем в компании уточняют, что шины идут в первичной комплектации вместе с грузовиками и остаются на нем в том случае, если тягач выходит весь срок их службы. В ином случае компания всегда рассматривает аналоги. В общем, в теории все выглядит красиво, но что будет на практике, пока остается под вопросом.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя