«Татнефть» продолжает развитие своего шинного комплекса
  23.08.2018

Шинники «Татнефти» вошли в юбилейный 45-й год с новым брендом Кama Tyres, а закончат его, как ожидается, с ростом производства на 13%. О том, как формировался шинный комплекс в Нижнекамске и какие горизонты ставят себе шинники «Татнефти», читайте в этом материале

Исходной точкой начала шинного производства в Татарстане принято считать 29 апреля 1973 года, когда сотрудники «Нижнекамскшины» выпустили первую камеру 6,15-13 УК-13 для автомобиля «Жигули». Один из крупнейших в стране, шинный завод Нижнекамска создал технологическую основу российской шинной промышленности, поддержал автомобилизацию страны в 1970-е годы. Сегодня шинный бизнес «Татнефти» включает уже 11 современных предприятий, которые обеспечивают научные исследования и разработки, производство, реализацию, сервисное обслуживание и оказание услуг по восстановлению шин. По итогам 2017 года заводами шинного комплекса было выпущено более 12,9 миллиона покрышек, что на 12% больше по сравнению с предыдущим годом. План на 2018 год — увеличить производство на 13%, до 14,6 миллиона шин.

Решение о строительстве «Нижнекамскшины» было принято в 1967 году, когда министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Федоров поручил проработать вопрос организации шинного производства в составе строящегося Нижнекамского нефтехимического комбината. Предприятие было необходимо для обеспечения автомобильными шинами Волжского, Ульяновского автомобильных заводов и парка автомобилей близлежащих районов. Задание на разработку проекта Нижнекамского шинного завода мощностью 7 миллионов автопокрышек и 9,2 миллиона автокамер в год получил институт «Резинопроект». Строительство «Нижнекамскшины» началось в 1968 году, когда на нижнекамской земле был вырыт котлован и заложен первый бетонный блок в основание шинного завода. Предприятие было построено в чистом поле за одну пятилетку. За это время были сданы первые цеха, установлены станки и агрегаты, проведены пусконаладочные работы. Становление предприятия проходило очень тяжело, поскольку в те годы во всем Татарстане не было специалистов-шинников. Их старались переманить из других регионов, но это было непросто, поэтому приходилось обучать работников прямо на производстве. Чтобы представить себе масштаб задачи, достаточно вспомнить, что в апреле 1973 года, когда было запущено основное производство, на заводе работало около 4 тысяч человек. В апреле 2018 года руководство «Татнефти» пригласило на завод ветеранов-шинников, которые в 1973 году участвовали в выпуске первой продукции «Нижнекамскшины». Бывший директор предприятия Мнавар Аюпов отметил, что технология и оборудование изменились до неузнаваемости. «В наше время завод производил диагональные, массивные шины. Сейчас за счет модернизации, нового оборудования и технологий выпускается современная, конкурентоспособная продукция. Завод идет тем путем, каким должен идти в XXI веке», — отметил г-н Аюпов.

«Нижнекамскшина» развивается непрерывно. В июне 2018 года здесь завершили масштабный проект по реконструкции и техническому перевооружению подготовительного цеха, в рамках которого установлены новые линии по изготовлению резиновых смесей Harburg Freudenberger для выпуска шин Kama Еurо и Viatti. Не секрет, что резиносмешение является одной из основных стадий технологического процесса изготовления шин. Именно этот начальный этап во многом определяет качество будущих автопокрышек. Поэтому в 2015 году руководством ООО «УК “Татнефть-Нефтехим”» было принято решение о реконструкции подготовительного цеха с установкой трех современных линий резиносмешения проектной мощностью 30 тысяч тонн смесей в год. В ходе модернизации был проведен демонтаж устаревших машин, подготовлены площадки для установки нового оборудования, проведена состыковка с действующими системами технологического и технического обеспечения. Вместо прежних шести линий резиносмешения установлены три новых с большей производительностью. Сегодня производство на «Нижнекамскшине» максимально компьютеризировано, агрегаты герметичны и полностью контролируются автоматизированной системой управления. Таким образом, минимизирован вред окружающей среде. Новое оборудование дает возможность существенно сократить энергозатраты, позволяет экономить сырье и материалы и улучшает условия труда работников подготовительного цеха.

В современном виде шинный бизнес «Татнефти» сформировался в 2002 году. В его состав кроме «Нижнекамскшины» входят управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, Нижнекамский завод шин ЦМК, Нижнекамский завод технического углерода и Нижнекамский механический завод. В шинный комплекс также включены предприятия, обеспечивающие изготовление шинных пресс-форм и форматоров-вулканизаторов, а также занимающиеся сбытом конечной продукции и научными разработками. Запущенный в апреле 1978 года Нижнекамский завод грузовых шин до сих пор остается одним из самых крупных предприятий в СНГ по производству шин для грузовиков. Предприятие выпускает свыше 40 видов продукции, обеспечивая шинами автомобили «КамАЗ», «Урал», «НефАЗ», «ПАЗ». В апреле 2018 года на заводе грузовых шин была выпущена 81-миллионая шина, которую посвятили 40-летию предприятия. Юбилейной стала шина «Кама» новой модели НК-431 типоразмера 12.00 R18, предназначенная для эксплуатации на рулевых и ведущих осях всех модификаций грузовых полноприводных автомобилей «Садко Next RHD» АЗ «ГАЗ».

Еще одно предприятие комплекса — Нижнекамский завод шин ЦМК, запущенное компанией «Татнефть» в 2009 году. В строительство завода инвестировано около 18 миллиардов рублей, проектная мощность — 1,2 миллиона шин в год. Цельнометаллокордные шины (ЦМК-шины) отличаются долговечностью и экологичностью и поставляются не только на российский рынок, но и экспортируются в 22 страны мира. Первые серийные шины Нижнекамский завод шин ЦМК начал выпускать в 2010 году, а через три года на предприятии была выпущена уже миллионная шина цельнометаллокордной конструкции.

Сырьем нижнекамских шинников обеспечивает завод «Нижнекамсктехуглерод», запущенный в 1983 году. Технический углерод является важнейшим компонентом для изготовления резины. Первоначальная проектная мощность завода предусматривала выпуск 85 тысяч тонн техуглерода в год. Однако благодаря реализации инвестиционного проекта «Модернизация производства технического углерода ОАО “Нижнекамсктехуглерод”» удалось увеличить объемы производства почти в 1,5 раза. В 2017 году объем производства технического углерода составил 134 тысячи тонн, что на 13,5% больше объема производства в 2016 году. Лаборатория ОАО «Нижнекамсктехуглерод» аккредитована на техническую компетентность в Госстандарте РФ, оснащена оборудованием и приборами всемирно известных компаний Hoover Color Cоrpоration (США), Micromeriters (Австрия) и CWA Brabender Instrument (США).

Предприятия шинного комплекса «Татнефти» находятся в непрерывном развитии. Выступая в феврале 2018 года на конференции трудового коллектива предприятий шинного бизнеса, первый заместитель директора «УК “ТатнефтьНефтехим”» по производству и реализации Алексей Сорокожердьев сказал, что при инвестиционной поддержке «Татнефти» на механическом заводе и заводе грузовых шин произведен капитальный ремонт бытовых помещений, завершены работы по масштабной реконструкции подготовительного цеха в ПАО «Нижнекамскшина». «Ведутся работы по наращиванию производства высокоэффективных шин Viatti», — отметил г-н Сорокожердьев.

Шинный комплекс «Татнефти» выпускает в общей сложности около 370 разновидностей шин. Ассортимент продукции включает легковые, легкогрузовые, грузовые комбинированные, цельнометаллокордные, сельскохозяйственные и индустриальные автопокрышки. Около 75% всех выпускаемых в Нижнекамске шин реализуется в России, а 25% поставляется иностранным дистрибьюторам. География экспортных поставок по итогам 2017 года насчитывает 48 стран мира, в том числе 12 стран СНГ и 36 стран дальнего зарубежья. В марте 2018 года начался новый этап развития — шинный бизнес ПАО «Татнефть» объединился под единым корпоративным брендом Кama Tyres.

Как отметил заместитель директора ТД «Кама» по маркетингу Андрей Бутон, сегодня около 24% от общего объема выпускаемых в России шин — это доля Кama Tyres. «Ежедневно на наших предприятиях производится около 40 тысяч единиц продукции, и этот показатель продолжает расти. Шины производства Kama Tyres выбирают не только автовладельцы, но и крупные автоконцерны для первичной комплектации выпускаемых автомобилей, что только подтверждает их качество и надежность. Именно поэтому поставленная перед нами задача только на первый взгляд кажется амбициозной — к 2025 году реализовать более 16 миллионов шин за год», — подчеркнул г-н Бутон.

Одной из новинок шинного комплекса «Татнефти» в 2017 году стали шины с микрочипами, которые позволяют контролировать пробег и износ протекторов. Специальные электронные устройства впаиваются в покрышки и накапливают информацию о состоянии шины на протяжении всего ее жизненного цикла. Выдаваемая потребителю информация о ходе ее эксплуатации позволяет своевременно принимать меры по продлению жизни автошины. Микрочип имеет память на 520 битов, где также хранится вся первоначальная информация о шине и ее изготовителе. Высокую оценку изделию нижнекамских шинников дал президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая в июне 2018 года на конференции «Цифровая индустрия промышленной России-2018» в городе Иннополис. «”Татнефть” реализовала на “Нижнекамскшине” проект для улучшения характеристик шинной продукции в покрышки внедряются цифровые сенсорные чипы. В наше время даже шипов на шинах не было, а сейчас не только шипы, но и сенсорные датчики, чтобы понимать, в каком состоянии находится шина. Эти решения очень важны», — подчеркнул президент Татарстана.

Еще ряд новинок шинники «Татнефти» презентовали в этом году в ходе международной профильной выставки The Tire Cologne 2018 в Германии. Здесь были представлены ЦМК-шины с маркировкой «Альпийская горка» и возможностью круглогодичной эксплуатации, а также шины повышенной проходимости с регулируемым давлением Кама Pro NU 404 из одноименной линейки.

В 2017 году шины «Татнефти» в очередной раз стали победителями ежегодного конкурса «100 лучших товаров России». Копилку достижений пополнил диплом I степени в номинации «Энергоэффективные технологии и оборудование» за модернизацию компрессорной станции ПАО «Нижнекамскшина» с Международной специализированной выставки «Энергетика. Ресурсосбережение». В рамках XIII Республиканского конкурса на соискание премии правительства Татарстана Нижнекамский завод шин ЦМК награжден дипломом «За достижение значительных результатов в области качества» в номинации «Производственные системы», а работники шинного бизнеса признаны «Лучшими менеджерами по качеству». Торговый дом «Кама» занял второе место в номинации «Динамично развивающийся экспортер» во Всероссийском конкурсе «Экспортер года». Кроме того, завод шин ЦМК стал обладателем диплома третьей степени Республиканского конкурса «Лучший экспонат. Лучший проект или лучшее техническое решение» в номинации «Продукция с новыми улучшенными характеристиками».

По данным аналитиков «Татнефти», российский рынок шинной продукции по итогам 2017 года вырос относительно предыдущего года на 17% и составил 51,3 миллиона штук. Все группы шин продемонстрировали разнонаправленные тенденции. Рыночная доля продукции шинного бизнеса «Татнефти» на внутреннем рынке по итогам года составила 19,3%. Снижение доли рынка обусловлено уменьшением автозаводами первоначально заявленного объема потребности в шинной продукции, сокращением доли комплектации по причине низких цен со стороны поставок конкурентов, а также ростом конкуренции со стороны мировых производителей шин, локализовавших производство на территории России (Nokian, Pirelli, Bridgestone).

«Рост рынка легковых шин связан с улучшением экономической ситуации в РФ как результата влияния многих факторов: отложенный спрос 2015–2016 годов, рост продаж новых автомобилей, рост производства автомобилей. Сохранение объемов рынка ЦМК и грузовых комбинированных шин в 2017 году по отношению к 2016 году можно связать с экономическими барьерами — сохранение высокого курса доллара и административными — введение пошлины на шины китайского производства (основного конкурента отечественных производителей на рынке РФ до конца 2014 года)», — говорится в материалах «Татнефти».

При анализе доли нефтехимического комплекса ПАО «Татнефть» на российском рынке по легкогрузовым, грузовым комбинированным и ЦМК-шинам сегодня наблюдается положительная динамика: рост или сохранение позиций. Положительная динамика прогнозируется и в 2018 году, когда планируется рост реализации по всем группам шин, основная масса которых приходится на вторичный рынок России.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя