Нижнекамские шинники сменили «АвтоВАЗ» на «Соллерс»
  12.01.2017

Торговый дом «Кама», отвечающий за сбыт нижнекамских шин, перебросил шины с поставок «АвтоВАЗу» на комплектацию продукции Ульяновского автомобильного завода, заключив контракт на весь 2017 год

В последний предновогодний рабочий день, 30 декабря, истек дедлайн по подписанию годичного контракта на поставку легковых шин Kama Euro для комплектации модификаций Lada Kalina и Vesta общей оценочной стоимостью до 3 миллиардов рублей. «Мы направили свой пакет предложений руководству "АвтоВАЗа" по условиям первичной комплектации собираемых на конвейере автомобилей, но сам "АвтоВАЗ" пока молчит, — рассказали в руководстве ТД «Кама». — Безусловно, мы настроены на продолжение многолетнего сотрудничества с крупнейшим российским автопроизводителем, но только на взаимовыгодных условиях».

По словам топ-менеджера, которого цитирует «Реальное время», с самого начала переговоры проходили достаточно сложно, так как российский автопроизводитель поставил шинников в заведомо невыгодную позицию, заложив в «формулу цены» поквартальный пересмотр стоимостных параметров, который фактически грозит обернуться понижением цены. «Если у иностранных локализованных автозаводов прозрачная формула ценообразования, привязанная к биржевым маркерам, то российские производители настойчиво хотят "влезть" в нашу себестоимость. Начинается, образно говоря, спор цифр, и переговорный процесс затягивается», — объясняет он. Впрочем, в управляющей компании понимают, что рассчитывать на щедрость в закупках автопроизводителей не приходится. «"АвтоВАЗ", как и большинство российских автозаводов, на протяжении 2014—2016 годов постоянно сокращал объем выпуска. О какой доходности для шинников можно говорить», — отметил он.

Таким образом, долгое молчание расценивается в компании как вежливый отказ, но все-таки оставляет 0,001% шанса на подписание. Пресс-служба «АвтоВАЗа» отреагировала на запрос. «"АвтоВАЗ" не комментирует различные переговорные процессы до принятия окончательных решений», — ответил Артем Манохин из пресс-центра компании.

Впрочем, исход переговоров был ожидаем. Еще в ноябре этого года гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, объясняя падение производства легковых шин (–11% к уровню прошлого года) на фоне роста выпуска грузовых (+23%), легкогрузовых (+36%) и автобусных шин (+53), предупредил президента Татарстана Рустама Минниханова, что нижнекамские шинники близки к разрыву договорных отношений с «АвтоВАЗом». «По легковым шинам прекратили поставлять на комплектацию, — сказал он, имея в виду «АвтоВАЗ». — Но с точки зрения денег это дало только прирост», — заверил он президента, уточнив, что гораздо прибыльнее продавать шины на открытом (вторичном) рынке через сеть дистрибьюторов.

«Снижение поставок на комплектацию обусловлено задачей по повышению эффективности НХК ПАО «Татнефть», — говорится в отчете компании. И. о. директора УК «Татнефть-Нефтехим» Андрей Сорокожердьев сообщил, что по итогам 10 месяцев 2016 года объемы поставок на комплектацию автозаводов сократились на 43%. Таким образом, только 20% от общего выпуска шин пойдет на автозаводы.

Однако уход нижнекамских шинников с «АвтоВАЗа» связан не только с общим падением продаж автомобилей на российском рынке. 2012 год стал пиковым по объему поставок шин автозаводам: продажи составили 3,6 миллиона шин. С 2013 года объемы поставок шин на комплектацию сократились в три раза, что привело к сокращению доли ООО «ТД «Кама» в обеспечении автошинами основных автопроизводителей (КАМАЗ, «АвтоВАЗ», УАЗ, ПАЗ) за счет более низких цен конкурентов, рассказали в сбытовой компании ТД «Кама». Тогда как в лучшие времена «Нижнекамскшина» закрывала почти 60% потребностей автозавода, отгружая в Самару до 2 миллионов автопокрышек в год. По иронии судьбы, именно в 2013 году ГК «Ростех» запустила два собственных шинных завода совместно с Pirelli. Как сообщил представитель Pirelli Андрей Ершов, сегодня компания обеспечивает 25% потребностей всего российского автопрома, что составляет почти 5 миллиона штук.

Уйдя с «АвтоВАЗа», нижнекамские шинники вернулись на Ульяновский автомобильный завод, входящий в группу «Соллерс». Как сообщил коммерческий директор ТД «Кама» Андрей Бутон, недавно с этим заводом подписан контракт на комплектацию отдельных модификаций «УАЗа». «Для нас это важное и радостное событие, так как в прошлом году из-за ценового позиционирования нам пришлось уйти оттуда», — рассказал он. По его словам, удачно сложились договорные отношения на поставку шин для локализованных автосборочных производств Ford в Набережных Челнах и Елабуге. По его оценке, их доля в комплектации автозаводов составит примерно 10—15%. Он не назвал общую стоимость контрактов с «Соллерс», а по оценкам экспертов, она может составить до 2 миллиардов рублей. По словам г-на Бутона, под эти контракты сейчас запускается производство шин на первый квартал 2017 года.

Насколько разнозначную замену «АвтоВАЗу» нашли шинники — сказать сложно. В 2015 году «АвтоВАЗ» произвел чуть более 500 тысяч машин, а УАЗ реализовал почти 50 тысяч внедорожников, но вкупе с Ford показатель все равно отстает от вазовских оборотов.

Оптимистично выглядит ситуация с грузовыми шинами. Восемьдесят процентов потребностей КамАЗа будут закрываться поставками с Нижнекамского завода ЦМК шины, сообщил г-н Бутон. Это свидетельствует об урегулировании взаимоотношений «Татнефти» и КамАЗа - много лет назад руководство «Татнефти» не раз упрекало гендиректора автозавода в том, что он буквально заставил построить их новый шинный комплекс, но потом покупал шины у других производителей.

«Мы все равно закладываем в бизнес-план определенные объемы на первичную комплектацию, так как это определенное подтверждение качества нашей продукции для потребителя. Это раз. Второе это возможность развивать ассортимент и новые модели шин по новым стандартам — прежде всего европейским», — сказал г-н Бутон.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя