Что стоит за «разводом» Goodyear и Sumitomo
  07.06.2015

Дэвид Шо из Tire Industry Research разбирается, почему Goodyear и Sumitomo решили прекратить партнерство, и для чего они его начинали

На днях Sumitomo официально объявила о ликвидации совместных торговых и производственных предприятий с Goodyear, которые были созданы в 1999 году. Goodyear подтвердила расторжение альянса, а некоторые подробности о готовящейся сделке до этого уже рассказало агентство Reuters. Теперь же стало известно, как были распределены права на бренд Dunlop.

Как говорится в сообщении Sumitomo, Goodyear получит все права на марку Dunlop в Европе и большей части Северной Америки. Sumitomo будет продавать шины Dunlop в Японии, России, СНГ, на Ближнем Востоке, в Африке, а также в Турции, где компания сейчас строит новый завод.

На самом деле ситуация в Северной Америке несколько запутанная. Sumitomo заявила, что сможет поставлять легковые и мотоциклетные шины Dunlop японским автопроизводителям в Канаде, США и Мексике, а также продавать мотошины Dunlop на вторичном рынке в регионе. Goodyear получила право на поставки шин Dunlop для неяпонских автокомпаний, а также продажу легковых и грузовых шин на вторичном рынке Северной Америки.

Sumitomo ожидает, что получит от Goodyear порядка 271 миллиона долларов, а сделку планируется закрыть к концу этого года.

Как же началась история прекращения партнерства? Где-то через месяц после того как Goodyear объявила о намерении прекратить сотрудничать с Sumitomo, исполнительный вице-президент и финансовый директор компании Лора Томпсон (Laura Thompson) заявила: «Мы выяснили, что Sumitomo занимается антиконкурентной деятельностью, вследствие чего мы решили расторгнуть наш глобальный альянс».

Мы до сих пор не узнали, в чем именно Goodyear обвинила партнеров, но слухов было более чем достаточно. Есть мнение, что японцы участвовали в ценовом сговоре, а Goodyear сообщила об этом в соответствующие органы. Скорее всего, впрочем, этого не было, поскольку не последовало ни обвинений, ни расследования. Было также предположение, что когда Sumitomo объявила о том, что планирует построить крупный завод легковых шин в Турции, Goodyear решила, что это усилит конкуренцию с партнером в Европе. Кроме этого, существует вероятность, что все было каким-то образом связано с правами на бренд Dunlop. Sumitomo не так давно купила активы, связанные с этой маркой, у Apollo в Африке. О той сделке было объявлено в октябре 2013 года, а закрыта она была в декабре того же года, всего за месяц до того, как Goodyear объявила о прекращении партнерства. Возможно, Goodyear – которая владеет правами на бренд Dunlop в Европе – решила, что сделка Sumitomo в Африке представляет собой «антиконкурентную деятельность». Может быть, в компании решили, что Sumitomo использует африканскую производственную площадку для того, чтобы продавать шины Dunlop в Европе. Кроме того, Sumitomo потенциально сможет выпускать их и в Турции.

Не стоит также забывать, что как раз в то время, когда стало известно о прекращении партнерства, в руководстве Goodyear было осуществлено несколько кадровых перестановок. Директора европейского отделения Артура де Бока (Arthur de Bok), который давно занимал этот пост, сменили на Даррена Уэллса (Darren Wells), который принял как минимум два значимых решения – о закрытии завода гоночных шин в Британии и прекращении давнего спора с французскими профсоюзами в Амьене. Его задачей было решить застарелые структурные проблемы в отделении Goodyear в регионе EMEA. Вполне возможно, что сотрудничество с Sumitomo было расценено как бремя, поскольку японская компания так активно инвестирует в права на бренд Dunlop.

Порядка 16 месяцев обе стороны не распространялись об этой теме, так что стоит напомнить о структуре их совместных предприятий.

В 1999 году Goodyear заплатила Sumitomo 931,6 миллиона долларов, и компании обменялись акциями на сумму немногим более 100 миллионов долларов, после чего Goodyear получила 10-процентную долю в Sumitomo, а Sumitomo – незначительное количество акций Goodyear. По сути, та сделка стала продолжением заключенных до этого производственных и торговых соглашений. Как сказал тогда Джон Лэмп (John Lampe), который как раз продал находящуюся в плачевном состоянии Firestone японской Bridgestone: «Они просто сменили табличку на двери».

По условиям сделки, Goodyear и Sumitomo объединили свои производственные активы в Европе в совместное предприятие, названное Goodyear Dunlop Tires Europe B.V. 75% нового СП досталось Goodyear, 25% - Sumitomo. В новое предприятие вошли восемь заводов (по четыре от каждой компании), три технических центра, а также торговые представительства в регионе. Goodyear перевела в СП большую часть своего европейского отделения за исключением завода в Польше, подразделения авиационных шин и ключевого технологического центра в Люксембурге. Что очень важно, Goodyear получила право на использование бренда Dunlop на европейском рынке.

Предприятие с такой же структурой собственников было создано и в Северной Америке. Эта компания получила название Goodyear Dunlop Tires North America, и в ее собственность перешли торговые отделения и два завода Sumitomo – в Тонаванде (Нью-Йорк, США) и Хантсвилле (Алабама), последний из которых был закрыт в 2003 году. Подразделение Goodyear в Северной Америке никогда не являлось частью этого предприятия.

Компании также создали еще два СП, которые оба контролировались Goodyear. Одно (со структурой собственников 51/49) занималось разработкой и обменом технологий, а второе (80/20) осуществляло совместные закупки сырья и других товаров. Активы, купленные у Sumitomo, принесли Goodyear 855 миллионов долларов в 1999 году.

В Японии ситуация с совместным предприятием была обратной, и Sumitomo получила долю в размере 75%. В то время Goodyear расценивала эту сделку как возможность усилить свои позиции на японском рынке. Надо учитывать, что тогда Goodyear была серьезным конкурентом Michelin и Bridgestone и претендовала на звание крупнейшего шинного производителя мира.

Если говорить о том, как поступила Goodyear с купленными активами, связанными с брендом Dunlop, я знаю многих бывших сотрудников Dunlop, которые никогда не простят Goodyear за то, что компания сделала со сплоченным сообществом инженеров, созданным Dunlop. Впрочем, неважно, что было в начале 2000-х, поскольку теперь все в прошлом. Что имеет значение, так это будущее, и для Sumitomo перспективы выглядят вполне позитивными.

По условиям сделки, Sumitomo получит обратно свой завод в Тонаванде, а Goodyear лишится акций СП в Японии. В то же время Goodyear получит все активы совместного предприятия в Европе. Как бы то ни было, это не будет такой уж большой потерей для японцев, особенно учитывая, что скоро откроется завод в Турции. Бывшие заводы Dunlop – особенно те два, что находятся во Франции (в Амьене и Монлюсоне) – уже довольно старые и не такие эффективные, как новый суперсовременный завод в Турции. Goodyear, вероятно, будет вынуждена договариваться о выгодных для себя коллективных договорах, а рано или поздно, скорее всего, начнутся переговоры о закрытии заводов.

Учитывая масштабный переизбыток производства в Европе и количество новых высокоэффективных заводов, которые откроются поблизости от региона в ближайшие несколько лет, позиции старых промышленных комплексов будут становиться все более шаткими.

Что стоит за «разводом» Goodyear и SumitomoОбладатели прав на бренд Dunlop в мире

Обладатели прав на бренд Dunlop в мире

Теперь Sumitomo придется заново создавать торговую и дистрибьюционную сеть в Европе. Им также нужно будет решить, покупать ли права на бренд Dunlop у Goodyear или продвигать торговую марку Sumitomo (и Falken) и в Европе, и в Северной Америке. Goodyear успела подчеркнуть, что сохранит эксклюзивные права на бренд Dunlop на европейском рынке, и я не думаю, что в ближайшее время ситуация может измениться.

Хотя Sumitomo очень трепетно относится к марке Dunlop, думаю, что в конечном счете им придется признать, что 1,3 миллиарда долларов, которые они получат от двух сделок в 1999 и 2015 годах, это не так много за потерю прав на знаменитый бренд в Северной Америке и Европе.

В 1999 году многие эксперты думали, что та сделка приведет к полному поглощению. Goodyear входила в большую тройку шинной отрасли благодаря сильным позициям в Европе и Северной Америке, но у них было очень слабое присутствие в Японии и остальной Азии. Поглощение могло сделать Goodyear еще более сильным глобальным игроком.

В реалиях 2015 года японский рынок не так важен, как в 1999 году, в то время как Китай стал намного привлекательнее в плане прибыльности. Goodyear вложила существенные средства в заводы в Даляне и позднее в Пуландяне, и это позволило им улучшить свои позиции в Азии, чего им не хватало в 1999 году.

Sumitomo в свою очередь могла надеяться, что сделка позволит компании больше узнать об особенностях ведения бизнеса в Европе и Северной Америке. К тому же Sumitomo могла передать шинные активы Goodyear, будучи уверенными, что они в надежных руках. Ни один из вариантов не был реализован, вследствие чего Sumitomo пришлось инвестировать в собственные мощности поблизости от Европы – в Африке и Турции. В Северной Америке у компании никогда не было значительной рыночной доли, но думаю, что они будут последовательно стремиться это исправить.

Не так давно я подумал, что теперь все в принципе ясно. Falken будет основным брендом, за ним будет следовать Sumitomo, а уже потом Ohtsu. Однако поскольку оказалось, что Sumitomo получит ограниченные права на бренд Dunlop в Северной Америке, возможно, в будущем они намерены выкупить их полностью. Если у них это получится, то основным брендом снова станет Dunlop, но думаю, даже в руководстве Sumitomo понимают, что в ближайшем будущем это крайне маловероятно.

С заводом в Тонаванде на самом деле тоже не все так просто. На этой неделе он попал в местные новости как одно из самых неэкологичных предприятий штата Нью-Йорк, а Goodyear к тому же очень мало в него инвестировала.

Я бы хотел, чтобы Sumitomo создала совместное предприятие в Китае и использовала его как низкозатратную производственную базу. Как бы то ни было, я подозреваю, что теперь они вряд ли захотят создавать новые альянсы за пределами Японии, а в Китае будут полагаться на органический рост.

Для Goodyear прекращение партнерства с Sumitomo выгодно во всех отношениях. Оно упростит их структуру и позволит выбирать заводы для инвестиций без учета мнения японцев. В целом я думаю, сделка пойдет на пользу обеим компаниям, которые смогут следовать своим собственным стратегиям развития, а не пытаться работать вместе, понимая, что им это уже не нужно.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя