Что ждет российский рынок легковых шин в новом году
  31.12.2014

В 2015 году шинные компании ожидают в России ослабления спроса, роста цен и усиления конкуренции

В 2014 году потребление легковых шин в России сократилось относительно 2013-го. Этот процесс был прогнозируемым, поскольку в прошлом году закупали шины автовладельцы, которые приобрели свои авто в кризисные 2009-2010 годы, когда рынок АТС страны значительно просел. Каким будет 2015 год для игроков шинного рынка? При прочих равных условиях в этом году «переобувать» свои авто будут владельцы транспортных средств, купленных в 2010—2011 годах (в этот период российский рынок легковых автомобилей восстанавливался после кризиса, и продажи АТС росли). Это в свою очередь предполагает расширение российского рынка шин в 2015 году относительно 2014-го на 30%. Однако не следует забывать о том, что на рынок легковых шин оказывают влияние множество факторов, и основным из них является платежеспособность населения. Поэтому рост рынка шин на 30% возможен только с учетом увеличения автопарка страны, но никак не в условиях инфляции, девальвации рубля, снижения платежеспособности потребителей и других факторов.

Немаловажной составляющей российского рынка легковых шин является ценовая сегментация. По данным агентства «Хим-Курьер», в 2014 году доля легковых шин класса «А» в общероссийском потреблении составила 21%, а «В» и «С» — 34% и 45%, соответственно. В 2015 году структура может измениться. Спрос может сместиться в сторону более дешевой продукции. Этому будут способствовать вышеперечисленные факторы. В сложившихся условиях конкуренция на рынке шин будет только обостряться. Каждый производитель будет еще более тщательно разрабатывать ценовую стратегию и концентрироваться на производстве тех марок шин, которые будут востребованы рынком.

Основным каналом сбыта легковых шин в России является вторичный рынок — порядка 80% общей емкости. В 2014 году структура рынков летних и зимних шин изменилась. В частности следует отметить активность корейских производителей, которые за несколько последних лет завоевали доверие потребителей в России.

Что ждет российский рынок легковых шин в новом годуРоссийский рынок в 2014 году

Об итогах 2014 года и прогнозах на 2015 год рассказали представители компаний, работающих в России.

Михаил Минаенко, менеджер по маркетингу отдела легковых шин Goodyear Russia:

«В 2014 году на рынке легковых шин отмечалось смещение спроса в сторону бюджетной и средней ценовой категорий. При этом в бюджетном сегменте доля продукции китайских производителей в России была высокой. В целом общее сокращение продаж шин в стране было частично нивелировано ростом автопарка в предыдущие периоды.

В 2015 году мы ожидаем, что в общероссийском потреблении доли легковых шин ценовых категорий «B» и «С» будут по–прежнему расти относительно шин сегмента «А». Вероятно, некоторые производители изменят ценовую стратегию по причине возросших курсовых рисков. По нашим прогнозам, «вынужденные» закупки шин в последнем квартале 2014 года, обусловленные ожиданием роста цен, негативно скажутся на продажах шин уже в І полугодии 2015-го.

Одними из основных целей компании в 2015 году являются — сохранение доли рынка и рост продаж в целевых сегментах (шин 4х4, высокоскоростных, шипованных и т.п.)».

Алексей Учуватов, менеджер по маркетинговой аналитике и ценообразованию Continental Tires Rus:

«Одной из главных тенденций 2014 года было снижение спроса на легковые шины всех ценовых сегментов и рост конкуренции. В некоторых компаниях в течение 2014 года развивали собственные локальные производства, например, как это делали в концерне Continental: в конце 2014 года на своем заводе в Калуге мы выпустили миллионную шину. Несмотря на сложную мировую политическую ситуацию, большинство компаний рассчитывает активно развивать продажи в России, в том числе и за счет локальных производственных мощностей.

Следует отметить, что одними из наиболее активных игроков в 2014 году были азиатские производители, которые поставляли на рынок бюджетные шины класса «С». Аналогичная тенденция прослеживалась и на европейском шинном рынке. С другой стороны, продукция многих азиатских производителей по качеству и цене перемещается в класс «В». Несмотря на укрепление позиций азиатских брендов, крупные мировые шинные компании составляли им достойную конкуренцию за счет своих бюджетных брендов, таких, как словацкий Matador, входящий в концерн Continental.

2015 год будет сложным для российской экономики в целом и для шинного рынка в частности. Ожидается снижение спроса на легковые шины, в том числе класса «А», что обусловлено ухудшением экономической ситуации. Во все сложные времена происходит перестановка сил и изменение позиций основных игроков. На наш взгляд, в 2015 году укрепят свои позиции на рынке и увеличат долю продукции те производители, которые смогут адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из конкурентных преимуществ в нынешней ситуации является локальное производство, а так же широкая линейка продукции всех ценовых сегментов. В 2015 году продажи новых автомобилей сократятся, что скажется в первую очередь на спросе на премиальные зимние шины. В соответствии с этим фактом, вырастет интерес потребителей к зимним шинам среднего и бюджетного ценовых сегментов, таких как Gislaved и Matador. Ситуация на рынке летних шин будет более стабильной, и здесь ожидается высокий спрос на шины Continental.

Компания Continental планирует продолжать укрепление своих позиций на российском рынке и намерена увеличить долю своей продукции во всех ценовых сегментах. Мы будем активно развивать новые технологи на заводе в Калуге и поставлять высокотехнологичные шины, как на вторичный рынок, так и на конвейер ведущих мировых и российских производителей автомобилей».

Дмитрий Молоканов, директор по маркетингу отделения легковых шин Michelin в России и СНГ:

«В 2014 году отмечалось снижение спроса в сегменте легковых шин на российском рынке. В результате инфляции и ослабления курса рубля снизилась покупательская способность, некоторые автовладельцы перенесли сроки замены шин. Зимой 2014 года на динамику развития шинного рынка негативно повлияло значительное сужение автомобильного рынка. С января по ноябрь 2014 года продажи новых автомобилей уменьшились на 12%, что, в свою очередь, сказалось на потреблении зимних шин. Спрос частично смещается от премиум-брендов в сторону массового сегмента. Тем не менее, структура рынка по типоразмерам продолжает меняться: увеличивается доля шин диаметром от 17 дюймов и больше благодаря развитию автомобильного парка в России и большой доли внедорожников.

В 2015 году мы ожидаем незначительного роста рынка. С одной стороны, спрос будет обусловлен стремительным увеличением продаж новых автомобилей в 2011-2013 годах, и, как следствие, необходимостью замены шин для этих автомобилей. С другой стороны, неопределенная экономическая обстановка будет сдерживать потребительскую активность. После резкой девальвации рубля цены могут вырасти уже в І квартале 2015 года.

Компания Michelin намерена продолжать свое развитие на российском рынке, используя различные рычаги:

  • предлагая российскому рынку продукцию и услуги, которые отвечают всем требованиям потребителей, в процессе разработки которых применяется стратегический подход Michelin Total Performance;
  • наращивая наше присутствие в интернет-пространстве, предоставляя больше информации, которая поможет сделать лучший выбор;
  • становясь ближе к нашим потребителям;
  • развивая розничную дистрибуцию, включая офф-лайн и он-лайн каналы.

За счет этого мы намерены сохранить и укрепить свои лидирующие позиции в сегменте «премиум» шинного рынка».

Ким Джонг У, генеральный директор Ханкук Тайр Рус:

«Из-за неблагоприятной экономической ситуации в 2014 году располагаемый доход россиян сократился и, как следствие, спрос на шины снизился. Кроме того, из-за уменьшения продаж автомобилей результаты зимнего сезона реализации для производителей шин были не очень хорошими. Но, несмотря на негативные тенденции, наша компания достигла одной очень важной цели — мы открыли собственный склад в Московской области. Благодаря этому мы повысили качество наших услуг для клиентов и теперь можем быстрее реагировать на рыночные изменения.

В 2015 году на российском рынке шин мы ожидаем снижения спроса и обострения конкуренции. Рынок будет непредсказуемым, но мы планируем увеличить силу бренда и расширить сеть продаж. Кроме того, другой нашей важной задачей в 2015 году будет оптимизация ценового позиционирования».

Тимофей Кучеренко, исполнительный директор «Омсктехуглерода» («Омск Карбон Групп»):

«Самым главным событиями на рынке, безусловно, явились падение цен на нефть и последующее удешевление национальной валюты. Это оказало колоссальное влияние на внутренний рынок в нашей стране, инфляция набирает обороты. В связи с тем, что доля экспорта в продажах нашей компании составляет около 70%, девальвация рубля сыграла для нас положительную роль и, по сути, является единственным фактором, позволяющим поддержать работу предприятия. Однако мы не видим адекватного уменьшения стоимости сырьевых ресурсов в России, следующего за снижением цен на нефть, как это сегодня происходит на западных рынках. И это, безусловно, оказывает сильнейшее давление на экономику нашего предприятия, поскольку наши конкуренты на западе активно снижают цены на свою продукцию.

Несмотря на тяжелую ситуацию с боевыми действиями на востоке Украины мы все же продолжаем поддерживать контакты с нашими ключевыми партнерами этой страны, у которых мы на регулярной основе приобретали сырье. Политические сложности не могут повлиять на отношения, которые выстраивались между бизнес-партнерами долгие годы, и мы надеемся на восстановление работы заводов наших партнеров в 2015-м и возобновление сотрудничества. Первые предпосылки к этому мы уже увидели в ноябре и декабре этого года. Бизнес постепенно начинает восстанавливаться.

В шинном сегменте РФ ситуация останется сложной, спрос расти не будет, однако поддерживающим фактором может оказаться то, что импорт шин уменьшится ввиду роста цен. Это позволит больше загрузить российские площадки зарубежных и локальных производителей.

В 2015 году мы ставим задачу роста производства. Несмотря на сокращение потребления в шинном сегменте РФ, мы сумели открыть новые зарубежные рынки для нашей продукции, на которые и планируем ее отгружать в следующем году. Кроме того, продолжаем интенсивно развивать собственную сбытовую инфраструктуру за рубежом. На площадке в Омске планируем реализацию крупного инвестиционного проекта организации логистического центра, в котором будут централизованы процессы упаковки, предпродажной подготовки и погрузки готовой продукции. На площадке в Волгограде планируем закончить строительство нового технологического потока: он позволит увеличить мощность завода до 200 тыс. тонн техуглерода в год. Кроме того, к концу 2015-го намерены закончить первый этап строительства нового завода по производству технического углерода в Могилеве (Республика Беларусь) и выпустить пробные партии продукции».

Комментарии: (1)

  • Аноним
    в 00:01 01.01.2015

    с такими ценами на все не до шин народ тупо будет точить зиму до талого

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя