Продолжит ли увеличиваться спрос на шины со все более высоким индексом скорости и все больших размеров?
Продолжит ли увеличиваться спрос на шины со все более высоким индексом скорости и все больших размеров?
В мае прошлого года уже отмечался рост популярности шин классов High- и Ultra-High Performance. В течение прошлого года эта тенденция продолжилась, и по некоторым данным, рыночная доля таких шин приблизилась к одной пятой, увеличившись за год с 16.9% до 19.5%. Было бы несправедливо сказать, что экономический кризис середины 2008 года не отразился на сегменте UHP-шин, хотя даже если большая часть покупателей обратилась к менее производительным автомобилям с менее широкими дисками (а это уже, кажется, общепринятое мнение), то должно пройти порядка двух лет пока рынок в полной мере это почувствует. А пока даже машины, неизменно пользующиеся популярностью, такие как Ford Focus и Volkswagen Golf оснащаются шинами класса High-Performance, а диаметр их дисков нередко превышает 16 дюймов, вполне вероятно, что есть возможность сохранения относительной стабильности этого рыночного сегмента.
Помимо аргумента экономического, основанного на росте популярности компактных автомашин, есть еще и экологический аспект. В декабре прошлого года на ежегодном собрании по определению медиа-стратегии Continental в Лондоне директор компании по маркетингу Гай Фробишер (Guy Frobisher) предположил, что двойное давление экономических и экологических факторов может привести к увеличению числа компактных машин в европейском автопарке, что вызовет дополнительный спрос на шины для 13-14-дюймовых дисков с индексами скорости T и H. Двойная задача снизить и затраты на топливо, и количество вредных эмиссий, по всем признакам должна снизить индексы скорости у популярных моделей шин, по крайней мере, пока технологии не позволят экономичным автомобилям продвинуться вперед в плане скоростных качеств. Помимо этого, те же факторы оказывают воздействие и на рынок крупных машин, где снизится спрос на шины с индексом W, поскольку SUV явно растеряли свою популярность, а шины с индексами H и V будут более востребованы, когда любители кроссоверов предпочтут им менее мощные автомобили.
Конечно, все это основано на долгосрочных прогнозах, поскольку сейчас продается вообще мало новых автомобилей любой модификации. В целом можно уверенно сказать, что сегмент шин первичной комплектации вряд ли увидит какие-то значительные признаки улучшения до того, как закончится экономический кризис. В то же время вторичный рынок UHP-шин может выиграть от того, что мощные автомобили стали более доступны, хотя все же общая тенденция состоит в том, что сейчас экономичность ставится выше производительности. Или все-таки нет? Хотя многие понимают, что рынок UHP-шин сейчас переживает спад, последовавший за длительным периодом развития, последние данные, обнародованные GfK Retail & Technology, говорят о том, что если сравнить объемы продаж в 1 квартале 2008 (докризисный период, об этом нужно помнить) и 2009 годов, то рынок шин с индексами скорости V, W, Y и Z остается относительно стабильным. Продажи 16-дюймовых снизились всего на 3.3%, а продажи шин с диаметром 17 и 18 дюймов даже выросли на 10.6% и 17.3% соответственно. Это опровергает всеобщее убеждение в том, что водители в срочном порядке пересаживаются на малолитражные автомобили, и говорит о том, что рынок остается достаточно сильным.
Помимо этого, внутренне движение шин с индексами скорости W, Y и Z к шинам с индексом V оказалось также не таким очевидным, как могло показаться. В категории 16-дюймовых шин на долю покрышек с индексом V пришлось 59%, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 56.4%. Что касается сегментов шин диаметром 17 и 18 дюймов, где доля шин с индексом скорости V традиционно мала, особой разницы и вовсе не ощущается. Если по итогам 1 квартала 2009 года 17-дюймовых шин было продано меньше, причем, всего на 0.2% (11.4-11.2%), то доля шин с индексом скорости V в сегменте 18-дюймовых шин даже выросла – с 8.3 до 11.8%.
Несмотря на то, что и экономический, и экологический факторы должны негативно сказываться на рынке шин класса HP и UHP, однако, на данный момент это влияние остается неочевидным, если судить по объемам продаж и рыночным долям. В ближайшее время озабоченность покупателей своим финансовым положением вряд ли позволит этому рынку продолжить свой рост, если ничего кардинально не изменится, то придется ждать стабилизации автомобильной индустрии.