Старший редактор Modern Tire Dealer Боб Ульрих описал сценарий, по которому могут развиваться события, если США введут заградительные пошлины на импорт шин из Китая
На дворе 2024 год. Импорт легковых и легкогрузовых шин из Китая намного меньше, чем десять лет назад.
В 2013-м китайских шин было импортировано в США рекордные 51,4 миллиона штук, что составило 30% от всего импорта. Это было уже слишком для Международного профсоюза рабочих сталелитейной, бумажной, лесозаготовительной, резинотехнической, обрабатывающей, энергетической и смежных отраслей промышленности, который, чтобы не использовать громоздкую аббревиатуру USPFRMEAISW, чаще называли Профсоюзом сталелитейщиков или USW.
USW начал жаловаться, и правительство услышало его жалобы. Заявив, что растущий китайский импорт наносит материальный ущерб американской промышленности, Комиссия по международной торговле (ITC) приняла решение ввести в 2015 году дополнительные пошлины на китайские шины в размере 88%.
Объемы импорта из Китая сократились незамедлительно, упав с 65 миллионов в 2014 году – 35% от всех ввезенных в страну легковых и легкогрузовых шин – до порядка 30 миллионов за два года.
Поскольку по большей части китайские компании импортировали бюджетные легковые шины, поставок было недостаточно, чтобы удовлетворить спрос в этом сегменте. Американские производители, переживавшие то, что они называли своим «Золотым веком процветания», до этого уже отказались от выпуска дешевой резины, и никто из них не торопился перепрофилировать свои заводы.
В результате этого взлетели цены. Бюджетные легковые шины подорожали первыми, а за ними последовали шины всех остальных категорий, чтобы сохранялся ценовой отрыв между разными классами. К 2017 году, когда накопленные до введения пошлин запасы давно иссякли, комплект шин размера 205/65 R16 для Toyota Camry на вторичном рынке стоил минимум 600 долларов.
Владельцам Ford Mustang пришлось выкладывать по 936 долларов за четыре шины размера 215/65 R17. Сколько стоило «обуть» Corvette? 3,6 тысячи долларов.
Цены на шины были настолько высоки, а производители так купались в деньгах, что историки дискутируют по поводу того, не стоит ли сменить название этого периода на «Платиновый век процветания».
Нечто подобное происходило в 2009-м, хотя и не в таких масштабах, когда были введены 35-процентные пошлины на легковые и легкогрузовые шины из Китая. Рост цен мог бы быть и еще выше, если бы не низкозатратное производство в юго-восточной Азии. Шинный экспорт из таких стран, как Таиланд, Индонезия и Вьетнам, помогли заполнить опустевшую нишу.
Как бы то ни было, введение 88-процентных пошлин привело к двум значимым тенденциям в американской шинной отрасли. Во-первых, производители из Китая и юго-восточной Азии решили строить заводы в Штатах. Во-вторых, у профсоюза USW случился кризис идентичности.
Базирующаяся в Сингапуре Giti Tire оказалась очень дальновидной, решив открыть завод легковых шин в округе Честер штата Южная Каролина. Компания объявила о своих планах еще в 2014-м, до того как появилась угроза новых пошлин. Теперь у них два завода в США, оба в Южной Каролине.
За Giti последовали другие игроки из Азии, в том числе Triangle Tyre. После того как Triangle несколько лет пыталась сделать свои шины «предпочтительными китайскими шинами» в США из своего головного офиса в провинции Шаньдун, компания построила себе завод в Южной Каролине.
К 2020 году еще пять китайских шинных производителей открыли свои заводы в Северной Америке. Четверо из них открыли производство в Южной Каролине, а пятый выбрал Мексику, потому что в Южной Каролине больше не осталось доступной земли.
Что касается бывшего профсоюза USW, пошлины, за введение которых боролись его лидеры, косвенно стали причиной его роспуска. Столкнувшись с жесткой конкуренцией со стороны локализовавшихся компаний, американские производители, на чьих заводах работал профсоюз, переехали в регионы, где USW не имел влияния.
В 2017-м переговоры о заключении нового коллективного договора сопровождались жаркими спорами. Когда срок действия этих контрактов истек в 2021 году, то несмотря на все крики и ультиматумы лидеров USW, все шинные заводы были размещены в штатах, позволяющих брать на работу не только членов профсоюза.
После снижения количества членов USW влился в Американскую федерацию труда - Конгресс производственных профсоюзов (AFL-CIO). Название этой организации не изменилось.
По иронии судьбы китайские компании не стали производить в США бюджетные шины, потому что они не такие рентабельные. Это привело к притоку на рынок импорта из юго-восточной Азии. Никого такая ситуация, впрочем, не беспокоила, потому что поставки удовлетворяли спрос. Безработица сократилась. Экономика быстро развивалась. А поток тех бесконечных электронных писем от неизвестных китайских компаний, предлагающих свои прицепные или зимние шины по бросовым ценам, наконец, остановился.
Китайцы и их друзья стали лидерами американской индустрии, пусть и только из необходимости. И жизнь стала хороша.
Комментарии: (1)