Что будет, если закрыть китайским шинам путь в США?
  19.08.2014

Старший редактор Modern Tire Dealer Боб Ульрих описал сценарий, по которому могут развиваться события, если США введут заградительные пошлины на импорт шин из Китая

На дворе 2024 год. Импорт легковых и легкогрузовых шин из Китая намного меньше, чем десять лет назад.

В 2013-м китайских шин было импортировано в США рекордные 51,4 миллиона штук, что составило 30% от всего импорта. Это было уже слишком для Международного профсоюза рабочих сталелитейной, бумажной, лесозаготовительной, резинотехнической, обрабатывающей, энергетической и смежных отраслей промышленности, который, чтобы не использовать громоздкую аббревиатуру USPFRMEAISW, чаще называли Профсоюзом сталелитейщиков или USW.

USW начал жаловаться, и правительство услышало его жалобы. Заявив, что растущий китайский импорт наносит материальный ущерб американской промышленности, Комиссия по международной торговле (ITC) приняла решение ввести в 2015 году дополнительные пошлины на китайские шины в размере 88%.

Объемы импорта из Китая сократились незамедлительно, упав с 65 миллионов в 2014 году – 35% от всех ввезенных в страну легковых и легкогрузовых шин – до порядка 30 миллионов за два года.

Поскольку по большей части китайские компании импортировали бюджетные легковые шины, поставок было недостаточно, чтобы удовлетворить спрос в этом сегменте. Американские производители, переживавшие то, что они называли своим «Золотым веком процветания», до этого уже отказались от выпуска дешевой резины, и никто из них не торопился перепрофилировать свои заводы.

В результате этого взлетели цены. Бюджетные легковые шины подорожали первыми, а за ними последовали шины всех остальных категорий, чтобы сохранялся ценовой отрыв между разными классами. К 2017 году, когда накопленные до введения пошлин запасы давно иссякли, комплект шин размера 205/65 R16 для Toyota Camry на вторичном рынке стоил минимум 600 долларов.

Владельцам Ford Mustang пришлось выкладывать по 936 долларов за четыре шины размера 215/65 R17. Сколько стоило «обуть» Corvette? 3,6 тысячи долларов.

Цены на шины были настолько высоки, а производители так купались в деньгах, что историки дискутируют по поводу того, не стоит ли сменить название этого периода на «Платиновый век процветания».

Нечто подобное происходило в 2009-м, хотя и не в таких масштабах, когда были введены 35-процентные пошлины на легковые и легкогрузовые шины из Китая. Рост цен мог бы быть и еще выше, если бы не низкозатратное производство в юго-восточной Азии. Шинный экспорт из таких стран, как Таиланд, Индонезия и Вьетнам, помогли заполнить опустевшую нишу.

Как бы то ни было, введение 88-процентных пошлин привело к двум значимым тенденциям в американской шинной отрасли. Во-первых, производители из Китая и юго-восточной Азии решили строить заводы в Штатах. Во-вторых, у профсоюза USW случился кризис идентичности.

Базирующаяся в Сингапуре Giti Tire оказалась очень дальновидной, решив открыть завод легковых шин в округе Честер штата Южная Каролина. Компания объявила о своих планах еще в 2014-м, до того как появилась угроза новых пошлин. Теперь у них два завода в США, оба в Южной Каролине.

За Giti последовали другие игроки из Азии, в том числе Triangle Tyre. После того как Triangle несколько лет пыталась сделать свои шины «предпочтительными китайскими шинами» в США из своего головного офиса в провинции Шаньдун, компания построила себе завод в Южной Каролине.

К 2020 году еще пять китайских шинных производителей открыли свои заводы в Северной Америке. Четверо из них открыли производство в Южной Каролине, а пятый выбрал Мексику, потому что в Южной Каролине больше не осталось доступной земли.

Что касается бывшего профсоюза USW, пошлины, за введение которых боролись его лидеры, косвенно стали причиной его роспуска. Столкнувшись с жесткой конкуренцией со стороны локализовавшихся компаний, американские производители, на чьих заводах работал профсоюз, переехали в регионы, где USW не имел влияния.

В 2017-м переговоры о заключении нового коллективного договора сопровождались жаркими спорами. Когда срок действия этих контрактов истек в 2021 году, то несмотря на все крики и ультиматумы лидеров USW, все шинные заводы были размещены в штатах, позволяющих брать на работу не только членов профсоюза.

После снижения количества членов USW влился в Американскую федерацию труда - Конгресс производственных профсоюзов (AFL-CIO). Название этой организации не изменилось.

По иронии судьбы китайские компании не стали производить в США бюджетные шины, потому что они не такие рентабельные. Это привело к притоку на рынок импорта из юго-восточной Азии. Никого такая ситуация, впрочем, не беспокоила, потому что поставки удовлетворяли спрос. Безработица сократилась. Экономика быстро развивалась. А поток тех бесконечных электронных писем от неизвестных китайских компаний, предлагающих свои прицепные или зимние шины по бросовым ценам, наконец, остановился.

Китайцы и их друзья стали лидерами американской индустрии, пусть и только из необходимости. И жизнь стала хороша.

Комментарии: (1)

  • Аноним
    в 13:08 20.08.2014

    На дворе 2024 год. Импорт легковых и легкогрузовых шин из Китая намного меньше, чем десять лет назад.
    Как начало фантастического блокбастера

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя