Марко Тронкетти Провера: Pirelli больше не может оставаться семейной компанией
  28.01.2014

Интервью главы Pirelli, в котором он объявил о своем уходе в 2017 году

У решения, которое принял глава Pirelli Марко Тронкетти Провера (Marco Tronchetti Provera) на ближайшие годы, ранее не было прецедентов в истории крупнейших итальянских корпораций. Никаких планов создавать бизнес-династию, никаких претензий на вечное владычество в компании. Хотя он и остается одной из самых ярких и влиятельных персон итальянского бизнеса, г-н Тронкетти Провера объявил о том, что в 2017 году выйдет из правления Pirelli и даже не оставит себе свои акции шинного гиганта. «Через четыре года, я надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы ходить на яхте», - говорит г-н Тронкетти Провера, которому 18 января исполнилось 65 лет. До этого времени, впрочем, ему придется снова справиться с серьезными сложностями, чтобы выполнить свое желание. Только если цели на 2016 год будут выполнены,  глава Pirelli не только от своего имени, но и от имени всех партнеров созданной им структуры Lauro Sessantino - Banca Intesa Sanpaolo, Unicredit и Fonds Clessidra – сможет искать покупателей на свои 26% акций компании.

Партнеры г-на Тронкетти Проверы ожидают, что стоимость их акций, равнявшаяся 7 евро в апреле 2013 года, вырастет почти вдвое. О том, насколько рынок уверен в том, что эта цель будет достигнута, можно судить по тому, что сейчас бумаги Pirelli уже стоят больше 12 евро за штуку. Как бы то ни было, этот аванс доверия в ближайшие годы необходимо будет подтвердить конкретными результатами – несколько недель назад глава Pirelli пообещал, что продажи Pirelli в период с 2012 по 2016 год вырастут на 21% до 7,5 миллиарда евро, отдача от инвестиций увеличится с 18 до 27%, а операционная рентабельность – с 13 до 15%.

Если судить по тому, насколько амбициозны планы Pirelli на ближайшие годы, г-н Тронкетти Провера уже взял курс на выполнение поставленных задач. Дело не только в том, что компания инвестировала 1,5 миллиарда в  последние три года и инвестирует такую же сумму до 2016 года, после чего благодаря увеличению продаж, объем капиталовложений сократится с 11% от выручки до всего 6%. Более важным является дальновидное решение больше не бороться с конкурентами в низкорентабельных сегментах, в том числе в секторе OE. Несколько лет назад г-н Тронкетти Провера решил, что для Pirelli важным является только высший сегмент рынка, а также усиление присутствия в развивающихся странах за пределами Европы. Роль поставщика шин для комплектации массовых автомобилей уже много лет не представляла для Pirelli никакого интереса. Доля шин для OE составляет только 24% от объемов производства компании. С другой стороны, Pirelli заинтересована в том, чтобы ее шины стояли на автомобилях престижных брендов, особенно немецких, и чтобы эти автомобили продавались в Америке или Азии. Владельцы быстрых и дорогих машин не экономят, когда берут шины на замену, и в этом глава Pirelli увидел возможность наращивать свою прибыль, невзирая на рыночные колебания и снижение количества регистраций новых машин. Это приносит свои плоды – в 2013 году продажи Pirelli выросли на 38% в натуральном выражении, но на 56% в денежном. Г-н Тронкетти Провера хотел, чтобы покупатели выбирали шины в независимой сети магазинов, как можно менее похожих на традиционные дилерские центры. Для этого были созданы «шинные бутики» с качественным дизайном, квалифицированным персоналом, кофе, игровыми приставками и даже гоночными болидами из Formula 1.

Еще одним способом продолжить развиваться и компенсировать последствия финансового кризиса в Италии стала последовательная экспансия на международные рынки. Десять лет назад 15% своих продаж Pirelli генерировала в Италии, 55% - в Европе. Сегодня на долю Италии приходится 7%, а на долю Европы – треть продаж.

«Наше участие в Formula 1 помогает нам создать бренд, известный на всех рынках», - говорит г-н Тронкетти Провера, при этом добавляя, что для ориентированной на высокий технологический уровень Pirelli участие в спорте означает не только это. «Formula 1 постоянно и быстро развивается, - объясняет он. – Чтобы не отстать, наши инженеры привыкли быстро искать новые решения. Тот, кто работал в F1 несколько лет, потом будет быстрее реагировать на изменение тенденций».

«Сегодня шины – это не больше не расходный материал, а очень высокотехнологичный продукт, - добавляет глава Pirelli. – В плане сложности научных исследований и разработок новых материалов мы теперь стали очень близки к фармацевтической индустрии».

Г-н Тронкетти Провера оживляется, когда речь заходит о новых технологиях шинного производства или внедрения  роботизированных систем на заводах компании – ради которого он несколько лет назад лично убедил старшего разработчика отложить выход на пенсию и выделил ему дополнительные средства. Намного более взвешенно он говорит о подведении итогов многомесячного спора с генуэзской семьей предпринимателей Малакальца, которая в прошлом владела долей в родительском холдинге Camfin, а потом обменяла ее на прямую долю в Pirelli. Средства были предложены в момент, когда это было необходимо, чтобы заменить другого инвестора, говорит г-н Тронкетти Провера, теперь эта глава завершена.

После расторжения старого акционерного договора г-н Тронкетти Провера контролирует только 26% акций Pirelli. «Я инвестировал собственные средства, но никогда не владел контрольным пакетом, - говорит он. – Акционеров убеждали наши проекты, у которых всегда были технические и финансовые обоснования». Подобное положение дел сохраняется в Pirelli со времени ее основания в 1872 году. Pirelli не была частной компанией – Джованни Баттиста Пирелли (Giovanni Battista Pirelli) основал ее, имея мало собственных активов, но много других финансовых инвесторов.

Способность г-на Тронкетти Проверы видеть новые перспективы помогла ему, когда он только начал руководить Pirelli. В 1992 году, когда руководство компании предприняло  неудачную попытку враждебного поглощения Continental, Pirelli практически оказалась на краю бездны. Тогда г-н Тронкетти Провера продал отделения, занимавшиеся самыми разными товарами (от матрасов до курток K-Way), и компания сосредоточилась на высококачественных шинах и оптово-волоконном кабеле. Крупнейшим его триумфом стал продажа двух небольших дочерних компаний, занимавшихся перспективными технологиями, в США за 4,75 миллиарда долларов. За счет вырученных средств была куплена доля в компании Telecom Italia, но эта сделка в итоге принесла сплошные разочарования и убытки в 2 миллиарда евро. В 2007 году г-н Тронкетти Провера был вынужден после появления нового проекта советника тогдашнего премьер-министра Италии Романо Проди практически бесплатно отдать национальную телефонную сеть. «В большом бизнесе политические интересы часто играют слишком большую роль», - говорит г-н Тронкетти Провера. Pirelli не получила ни одного евро в качестве дивидендов после инвестиций в Telecom Italia.

Попрощавшись с Telecom Italia и разобравшись с отделением, занимавшемся недвижимостью, г-н Тронкетти Провера сосредоточился на шинном бизнесе, чьи продажи в 2008 году составили 4,6 миллиарда евро, а чистая прибыль всего 26 миллионов. В 2012 году эти показатели выросли до 6,1 миллиарда и 600 миллионов евро соответственно.

В будущем г-н Тронкетти Провера в отличие от многих других итальянских глав компаний не хочет передавать руководство своим детям. «Когда компания вырастает до определенных размеров, передавать руководство по наследству становится затруднительно», - говорит он. Трое его детей добились успехов в своих областях, но Pirelli больше не будет семейным бизнесом. «Крупные промышленные холдинги сегодня стали настолько комплексными, что они больше не могут управляться отдельными семьями, - уверен глава Pirelli. – Да, многие успешные семейные предприятия сейчас являются основой итальянской экономики, но их перспективы в стране не очень благоприятны, потому что вести бизнес в Италии стало слишком дорого и сложно. Слишком много препятствий, слишком много бюрократии. К тому же многие структуры и типы мышления в политике, профсоюзах, иногда бизнес-ассоциациях в настоящее время устарели», - добавил г-н Тронкетти Провера.

Справка:

Марко Тронкетти Провера является одним из самых высокооплачиваемых менеджеров и одним из самых влиятельных бизнесменов Италии. Он родился в семье миланских предпринимателей, занимавшихся продажей нефти. После изучения экономики в Университете Боккони в Милане основал компанию по морской торговле и участвовал в семейном предприятии, купившем долю в Pirelli. В 1980-е годы женился на дочери президента и генерального директора компании Леопольдо Пирелли (Leopoldo Pirelli). После неудачной попытки поглощения Continental в 1992 году назначен на пост управляющего директора с задачей реструктурировать бизнес. В 2001 году купил долю в Telecom Italia, но в 2007 году был вынужден ее продать с миллиардными убытками. В 2017 году планирует уйти из Pirelli и продать свои акции компании.

Компания Pirelli, основанная в 1872 году, много десятилетий занималась шинами и кабелями, до того как сосредоточиться на шинном бизнесе. Самым крупным рынком для Pirelli в данный момент является Латинская Америка, чья доля в продажах компании составляет 36%. На втором месте идет Европа с 33%. Шинное отделение Pirelli в 2013 году заработало 4,65 миллиарда евро и получило чистую прибыль в размере 258 миллионов евро.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя