Николай Зетцер: В первую очередь надо усиливать присутствие за пределами Европы
  10.12.2013

Глава шинного отделения Continental о планах компании на ближайшие годы

«Если бы вы спросили меня в университете, могу ли я представить, что проработаю 16 лет в шинной индустрии, я бы ответил, “какой продукт может быть скучнее, чем шины – черные, круглые и не вызывающие никаких эмоций?”, - говорит Николай Зетцер (Nikolai Setzer), глава шинного отделения Continental. – Но теперь, 16 лет спустя, могу сказать, что не стал бы ничего менять».

Г-н Зетцер, который поднялся по служебной лестнице до руководителя всего шинного бизнеса немецкого концерна, начав свою карьеру в компании как инженер отдела шинных тестов, говорит о шинной индустрии с передающимся собеседнику энтузиазмом, и сразу понятно, что ему очень нравится его работа. Но он также говорит о своей компании с искренностью, реалистично оценивая сильные и слабые стороны Continental и честно рассуждая о проблемах со здоровьем глобальной шинной индустрии.

В 2012 году доля шинного отделения Continental в общих продажах компании составила 29%, так как всего было реализовано шин на 9,7 миллиарда евро. Ганноверская компания сейчас занимает четвертое место в глобальном рейтинге шинных производителей, но в 2016 – 2025 годах – третий этап дорожной карты Vision 2025 - руководство планирует попасть в первую тройку.

«Почему 2025? Потому что надо строить заводы “с нуля”, надо увеличивать объемы производства, и к тому же нужно очень много времени для продвижения своих брендов на вторичном рынке, - объясняет г-н Зетцер. – Нельзя просто взять и увеличить свои продажи в два или три раза, для этого необходимы клиенты – и ритейлеры, которые верят в твой бренд и продвигают его».

Центральным элементом стратегии Continental является диверсификация бизнеса и уход от традиционной зависимости от европейского автомобильного рынка, который сохраняет слабость со времени финансового кризиса 2009 года. Продажи шин в секторе OE упали на 8,2% в 2012 году, и при этом спрос остается низким и на вторичном рынке.

«Европейский рынок когда-то рос на 3% в год в натуральном выражении, - говорит г-н Зетцер. – В прошлом году продажи на вторичном рынке сократились на 10%, а в первой половине 2013-го – еще на 4%, что удивило нас всех. Таким образом, шинный рынок сейчас находится в относительно трудной ситуации. В третьем квартале мы улучшили показатели, и таких же результатов мы ждем в четвертом квартале, так что наши продажи за весь год или вырастут на 1%, или останутся такими же, как в прошлом году».

Евроцентричная позиция Continental сделала компанию особенно восприимчивой к последствиям кризиса в 2010 году, когда компания впервые сформулировала свою новую стратегию до 2025 года. Тогда в Европе продавалось 74% легковых и 50% грузовых шин Continental.

«Самое очевидное, что мы должны сделать, это усилить свое присутствие за пределами Европы, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Китае, - говорит г-н Зетцер. – Поэтому мы построили новый завод [в Хэфэе] и увеличили его мощности в 2011-2012 годах. В ближайшие годы мы удвоим выпуск шин в Китае».

Continental относительно поздно пришла в Китай, но сейчас пытается как можно быстрее наверстать упущенное время. Завод в Хэфэе был построен в рамках инвестиционного проекта стоимостью 1 миллиард евро, направленного на создание трех новых производственных площадок. Следующим по очереди стал недавно открытый завод в Калуге, в кластере автомобильной промышленности в 150 км от Москвы.

«По нашим прогнозам, российский автомобильный рынок будет расти, хотя на нем и сохранится волатильность, - говорит г-н Зетцер. – В Калужской области сконцентрировано автомобильное производство, но наши шины предназначены и для вторичного рынка. В России мы выпускаем и летние, и зимние шины. Обладание собственным заводом является решающим фактором для нашего дальнейшего развития на российском рынке. Россия находится относительно далеко [от Германии], что осложняет поставки, из-за чего нужных шин иногда может не быть. Кроме того, из-за пошлин на импорт очень сложно сохранять конкурентоспособность. Поэтому нужно производить шины внутри страны».

Если говорить о вторичном рынке России, Continental планирует сделать ставку на зимние шины, поскольку это очень большой и привлекательный для компании сегмент. Г-н Зетцер признает, что Nokian сохраняет лидерство в этом секторе, но добавляет, что атака с участием трех брендов – Continental, Gislaved (куплен в 1992-м) и Matador (на 100% куплен в 2009-м) – может поколебать позиции финнов.

Последним заводом из упоминавшейся тройки станет производственный комплекс в Самтере (Южная Каролина, США), который также недавно начал работу. Кроме этого, компания инвестирует порядка 350 миллионов евро в год в увеличение мощностей нескольких заводов за пределами Европы, к примеру, в Камасари (Бразилия), где выпуск продукции вырастет вдвое. В Индии Continental начинает производство легковых и грузовых радиальных шин, так как в 2011 году была куплена местная компания Modi Tyres с заводом в Модипураме. И Европа тоже не осталась за пределами инвестиционной программы – 40 миллионов евро будут к 2018 году потрачены на завод в Корбахе (Германия), где будет смонтирована специализированная линия для производства легковых шин диаметром от 19 до 22 дюймов, а также разработаны соответствующие технологии.

Стоит добавить, что какими бы масштабными ни были эти инвестиции, их будет недостаточно для того, чтобы Continental заняла желаемое место в глобальном рейтинге. Поэтому в стратегию Vision 2025 включены планы по строительству еще трех заводов в двух Америках, одного в регионе EMEA и трех в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и все они могут быть открыты в ближайшие 12 лет.

«Мы намеренно не определили конкретные места для будущих заводов, - говорит г-н Зетцер. – Мы хотим сохранять гибкость, чтобы открывать производство там, где присутствует спрос. Однако понятно, что китайский рынок является одним из главных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а поскольку в Бразилии у нас всего один завод, высока вероятность открытия производства в Южной Америке».

Николай Зетцер: В первую очередь надо усиливать присутствие за пределами ЕвропыТекущие и запланированные объемы продаж Continental в различных регионах мира (в натуральном выражении)

Текущие и запланированные объемы продаж Continental в различных регионах мира (в натуральном выражении)

График показывает, как изменится географическая составляющая продаж Continental, если все пройдет по плану. Хотя желаемое снижение доли Европы в продажах легковых шин с 74% до менее 50% особенно бросается в глаза, запланированное развитие на других региональных рынках также впечатляет.

«Для Азиатско-Тихоокеанского региона показатель в 5% от продаж легковых шин не так плох, но 4% в сегменте грузовых шин это мало, поскольку не надо забывать, что доля этого региона в глобальном масштабе составляет 50%, - отмечает г-н Зетцер. – Это огромный рынок, так что даже те 20-25%, которые мы запланировали на 2025 год, означают, что наше присутствие будет слишком низким. Как бы то ни было, очень сложно изменить мир за 15 лет. Нас ждут большие перемены, но они не будут завершены, поскольку проходит пять лет от решения о строительстве нового завода до определения для него места – а потом еще несколько лет до открытия и создания рыночной доли».

Интервью г-н Зетцер заканчивает, как и начал, то есть с энтузиазмом говоря о ждущих впереди задачах. «Самая приятная часть моей работы заключается в том, что каждый день мы сталкиваемся с новыми вызовами, - говорит он. – Мы находимся в состоянии постоянной конкуренции, и мы каждый день получаем новые требования от автокомпаний. Шины – это единственное, что обеспечивает контакт с дорогой. Высокотехнологичный продукт с множеством компонентов, в котором всегда можно воплотить новые идеи, и с которым фантастически интересно работать. Мы каждую неделю встречаемся с [главным разработчиком] Дэвидом О’Доннелом (David O’Donnell) и обсуждаем новые проекты. Я вижу, что все постоянно меняется. Поэтому если кому-то может показаться, что шины – это просто расходный материал, когда ты внутри этой индустрии, ты понимаешь, насколько на самом деле интересен этот продукт.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя