Смерть шипов спасет дороги?
  28.09.2011

Петербургские чиновники, курирующие дорожное строительство, выступают за принятие поправок в действующее законодательство, которые ограничили бы использование шипованных шин в нашей стране, так как, по их словам, именно шипы «убивают» дороги.

Перед началом зимнего сезона председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Борис Мурашов сообщил, что по инициативе Смольного и поддержке Министерства транспорта РФ разрабатывается законопроект, предусматривающий переход с тяжелых шипов на стандарт легкой шипованной резины. Причем ездить на последней предлагается лишь во время отрицательных температур. Кроме того, планируется ввести ограничение скоростного режима на самых грузонапряженных трассах в зимние месяцы.

«В последнее время мы много говорим о воздействии шипованной резины на асфальтобетон, об образовании т.н. колейности. Скандинавские страны почти 20 лет назад занялись этой проблемой. Они сначала просто отказались от шипов, но получили увеличение аварийности. Затем отказались от так называемых «тяжелых» шипов в пользу «легких»», - говорил чиновник всего два месяца назад. По его словам, ежегодно в Петербурге из-за таких шин стирается порядка 300 тыс. кв. метров дорожного покрытия.

Именно поэтому в области дорожного ремонта в городе в этом году в качестве эксперимента будут применяться новые виды асфальтобетона. В частности, будут заимствованы шведские технологии с использованием более прочных материалов - на основе камня порфирита. Этот асфальт Борис Мурашов окрестил «смерть шипам», ведь он был специально подобран для того, чтобы портить шипованную резину.

Вместе с тем явных причин для запрета использования в зимнее время года шипованных шин нет, считает Аркадий Лодягин, заместитель генерального директора сети шинных центров «Колесо». «Надо полагать, что какой-то вред шипы все же наносят нашим дорогам. Но ведь и качество дорог в России не всегда отменное, - убежден он. - Во всяком случае, мне ни разу не доводилось слышать о такой проблеме в соседней Финляндии, где законом регламентировано, что зимой автомобиль разрешается эксплуатировать только на зимней шине».

«Проблема российских дорог, особенно колейность, в большей степени вызвана несоблюдением технологий при их строительстве и большому количеству большегрузных автомобилей. Шипы минимально влияют на эту проблему», - уверяет Александр Герастовский, PR-менеджер Cordiant.

Причем, эксперты указывают, что зимой ошипованные зимние шины намного безопаснее альтернативных фрикционных (в народе называются «липучками»), так как они значительно превосходят последние по управляемости и торможению как на заснеженном покрытии, так и на льду. Что касается разницы в стоимости, то она не существенна, в зависимости от производителя и модели шины.

«Ни одна фрикционная шина не обеспечивает такой безопасности на зимней дороге, как ошипованная. А вот на асфальте их показатели примерно равны», - отмечает Александр Герастовский. Он отмечает, что в европейских городах, где шипы все же были запрещены, не бывает таких суровых зимних условий, как Петербурге или в Москве.

Эту точку зрения разделяет Режис Оссан, тест-инженер Центра Goodyear в Люксембурге: «Шипованные шины созданы для вождения в условиях холодной российской зимы. Зимние дороги в некоторых частях России – например, Северо-Западном регионе и Сибири – таковы, что езда без шипов представляется безрассудством. Если вы живете в этих регионах, то для полностью безопасного вождения зимой шипы являются необходимостью.

Для жителей регионов с более мягкими зимами, например, юга России, хорошей альтернативой являются так называемые «всесезонные» шины. Поэтому автолюбители Краснодара, а также те, кто не используют автомобиль постоянно или ездят только в городе, могут обойтись без шипованной резины».

С ними заочно полемизирует технический менеджер, координатор автоспортивных проектов «Йокохама Рус» Сергей Назаров. Он считает, что можно заменить шипованные шины нешипуемыми на территории всей России. «Ярким примером этому служит рынок Дальнего Востока, где в основном все автомобилисты используют нешипуемые шины, ввезенные из Японии, и не покупают шипованные модели, появляющиеся в последнее время на прилавках», - рассказывает Сергей Назаров. По его словам, в той же Японии, где введен запрет на шипы, несмотря на суровые погодные условия северной части страны, здесь все используют нешипованные шины, не испытывая каких-либо затруднений в движении.

«Использование шипованных шин негативно влияет на окружающую среду. При их использовании увеличивается количество асфальтовой пыли, вдыхание которой провоцирует заболевание легких», - говорит о не менее серьезной проблеме г-н Назаров.

Однако, резонно встает вопрос: что делать с шипованной резиной тем, кто ее уже купил? Тем более что срок реальной эксплуатации шины с момента установки - около 3 сезонов. «Не выкидывать же пригодные к эксплуатации шины на помойку! Куда девать миллионы шипованных шин, которые уже изготовлены и лежат на складах?», - спрашивает г-н Лодягин.

В компании Goodyear посчитали: в России 75% водителей используют шипованные шины, 25% - нешипованную. В Москве доля автолюбителей, использующих нешипованные шины, увеличивается с каждым годом и уже превышает 40%.

По данным исследований, проведенных петербургской компанией «Колесо», более 70% продаж зимних шин – это модели с шипами. При этом более 95% автовладельцев, проживающих за городом, используют шипованные шины. Многие из них регулярно приезжают в Петербург на работу или за покупками. Поэтому, полагает Аркадий Лодягин, большинство автовладельцев, особенно тех, кто проживает за городом, воспримут новость о запрете шипованных шин без оптимизма.

Оптимальный выход – это модернизация ошипованных шин, считает Александр Герастовский: «Для нашей компании уже разрабатывается ряд уникальных шипов финской Scason, которые позволят снизить удельное давление шипа на поверхность и тем снизят воздействие на дорожное полотно, которое на данный момент и так является минимальным».

В российской пресс-службе Nokian Tyres сообщили, что вся продукция компании соответствуют стандартам, которые сегодня действуют в Скандинавии. «В странах Скандинавии действуют определенные стандарты по весу шипов, в соответствии с которыми в зимний период разрешается использование шин только с легкими шипами. В летний же период в принципе существует запрет на использование шипованных шин. Продукция Nokian Tyres, как произведенная в Финляндии, так и в России полностью этим стандартам отвечает, поэтому введение разумного ограничения по весу шипов и ограничение по использованию шипованных шин летом – это рациональная мера», - заявили здесь.

В чем солидарны опрошенные эксперты друг с другом и с чиновниками, так это в том, что в теплое время года нужно запретить езду на шипованных и фрикционных шинах, поскольку это также небезопасно, как и езда зимой на летних шинах. «Необходимо на законодательном уровне определить сезонные периоды использования шин. Но делать это надо внимательно, учитывая температурную специфику каждого из регионов», - заключает Александр Герастовский.

Комментарии: (1)

  • Аноним
    в 18:01 22.01.2015

    ШИНЫ БЕЗ шипов! Шипы на металлолом! Выковыривать щипы как изюм из булочек!

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя