За рулем: Тест фрикционных зимних шин размера 215/65 R16 для кроссоверов (2021)
  16.11.2021

Российский журнал протестировал нешипованные шины для SUV, одни из которых удивили экспертов «баснословным» ценником

Фрикционные зимние шины хотя и уступают шипованным по популярности в России, но имеют своих поклонников, поскольку у них отсутствует звук от шипов, и они могут быть отличным выборов для городских жителей. В своем новом тесте российский журнал «За рулем» протестировал семь моделей шин этого типа в размере 215/65 R16. Далее текст экспертной группы ЗР, куда входят Дмитрий Тестов и Сергей Мишин.

УЧАСТНИКИ

Самый дорогие на наших тестах — шины Michelin X-Ice Snow, изготовленные в Китае. Новинка рынка с баснословным ценником в 10,6 тыс. рублей. Это за одну шину, не за комплект!

Почти на 1 500 рублей дешевле «чистокровный немец» — Continental VikingContact 7. Более 8 000 рублей просят за «обрусевшего финна» Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Еще на пару «килорублей» скромнее ценники у шин Hankook Winter i*cept IZ2 (Южная Корея) и Yokohama IceGuard IG60 (Япония).

Чуть больше 5,5 тысячи придется заплатить за Nordman RS2 SUV, изготовленный в РФ. Наконец, наиболее доступный участник — отечественные шины Cordiant Winter Drive 2 SUV. При цене 4 600 рублей они в два с лишним раза дешевле Мишлена. Но настолько ли хуже? Да и хуже ли?

В этом году «фрикционки» состязались на территориях испытательных центров компании Nokian Tyres. На дорогах из снега и льда — в феврале при температуре воздуха -5…-13°C, а на асфальте — в апреле при +2…+7°C.

Основную работу проводили на кроссовере Volkswagen Tiguan с приводом на переднюю ось — на таком различия между шинами заметнее, чем на полноприводном. Замеры традиционно делали с помощью профессиональных комплексов Racelogic Vbox и Kistler Correvit L‑motion.

Во всех «белых» тестах (то есть на снегу и льду) мы постоянно отслеживали состояние покрытия, начиная упражнения с «базовых» шин и возвращаясь к ним не позже чем через каждые 2–3 зачетных комплекта.

ЛЕД/СНЕГ

Самое сложное покрытие для нешипованных шин — это лед. С него и начнем. Первым делом сравниваем продольное сцепление, замеряя время разгона (5–30 км/ч) и длину тормозного пути (30–5 км/ч).

Торможение на льду

Быстрее всех разгоняется Continental. На удивление резвым оказался Cordiant, показавший второе время. Но самое невероятное его достижение — лидирующий результат в торможении. Пусть всего на 10 см, но превосходящий показатель Континенталя. Худший разгон у Нордмана — на 14% слабее Конти, а торможение — у Йокогамы, уступившей Кордианту 1,3 метра.

Тяговое усилие на льду

Переходим к сравнению поперечного сцепления. Для этого определим время прохождения ледового круга. Самый быстрый — вновь VikingContact 7. А в отстающих сразу двое: X-Ice Snow и Winter Drive 2 SUV. Оба проигрывают лидеру 11%.

Боковая устойчивость на льду

Наконец, оцениваем управляемость на специально подготовленной ледовой извилистой трассе. Лучшим поведением порадовал Continental. Достигнув предела, Tiguan плавно скользит передними колесами — и прекращает скольжение, как только чуть отпустишь газ. При этом задняя ось очень стабильна.

Хуже всех испытатели оценили Йокогаму: IceGuard IG60 в разгоне вызывает обманчивое чувство уверенного «держака», но в повороте вдруг понимаешь, что зацепа недостаточно — причем передок срывается резко и глубоко.

На снегу увереннее всех в зачетном диапазоне 5–40 км/ч разгоняется Conti, оторвавшийся от ближайших соперников на пару процентов. В замыкающих — Nordman и Yokohama, но даже они уступили лидеру лишь 4%.

Тяговое усилие на снегу

Результаты торможения (40–5 км/ч) как под копирку: разрыв между лучшим (Nokian) и худшим (Hankook) меньше полуметра. Впору процитировать Высоцкого: «красота — среди бегущих первых нет и отста­ющих…».

Торможение на снегу

Да и при оценке курсовой устойчивости и поведения при плавном маневрировании на высокой скорости на снегу явной разницы мы не нашли. Лишь к Мишлену, Нордману и Йокогаме возникли незначительные претензии — все трое допускают небольшие задержки в реакциях и грешат недостаточно информативным усилием на руле.

Но стоило поехать агрессивнее, допуская более глубокие скольжения и заправляя машину в поворот боком — и разница стала значительнее. Интереснее других позволяет ехать Nokian, давая возможность надежно управлять автомобилем в скольжениях не только рулем, но и тягой. Сложнее всего шустрить на Йокогаме с ее недостаточной информативностью и задержками реакций, заставляющими перекручивать руль, тем самым провоцируя занос. Срыв в скольжение — ранний. А на «переставке» Tiguan на шинах Yokohama приходится отлавливать, используя приемы контраварийного вождения и упреждающие действия.

По итогам зимних тестов лидерство захватывает Continental — впрочем, седьмой VikingContact в наших предыдущих тестах показывал лучшие результаты почти во всех снежно-ледовых дисциплинах. А вот далее начинаются сюрпризы.

Второе место в «белом» рейтинге занимает Cordiant, поражая высокими продольными сцепными свойствами: российские шины лучше всех тормозят на льду, а на снегу пропускают вперед лишь Nokian, который как раз очень хорош на снегу, а вот на льду обеспечивают зацеп лишь среднего уровня.

Дальше идут середнячки Michelin, Hankook и Nordman — у всех приличное поведение и средний уровень сцепления и на льду, и на снегу. Yokohama хуже всех тормозит на льду, нехотя разгоняется на снегу и не приемлет резких маневров на снежных покрытиях.

АСФАЛЬТ

Лучшим по курсовой устойчивости на чистом зимнем шоссе оказался Hankook. А вот Yokohama и тут показала худшее поведение: широковатый «ноль» и недостаточная информативность руля, задержки реакций. «Отвязанная» задняя ось с увеличением скорости переходит от неприятного подруливания к отстреливающему заносу с резким восстановлением.

Лучший акустический комфорт обеспечивают Continental, Michelin и Nokian. У этой троицы мы отметили лишь слегка повышенный уровень шума — куда меньший, чем у покрышек Cordiant и Nordman. Их голоса грубоватые и даже немного раздражающие. К тому же у шумной парочки худшая плавность хода, особенно на мелких неровностях. А безупречным гашением неровностей порадовал лишь Michelin.

Финальный аккорд «черных» тестов — торможение на мокром (60–5 км/ч) и сухом (80–5 км/ч) покрытии. Лучшее замедление на асфальте обеспечивает Nokian. На мокрой дороге худшая эффективность торможения у шин Cordiant, а на сухой — у Йокогамы. Отставание от Хаккапелиитты — 10% и 6% соответственно.

Торможение на мокром покрытии

В промежуточном «асфальтовом» зачете вперед вырывается Nokian, на втором месте — Hankook. Третий, на удивление, Nordman — в прошлых наших тестах с асфальтом он не дружил. Однако больше всех нас удивил Michelin, занявший лишь пятую строчку «черного» рейтинга — позади лишь Cordiant и Yokohama.

Торможение на сухом покрытии

Завершаем испытания сравнением экономичности на барабанном стенде, определяя коэффициент сопротивления качению при скорости 80 км/ч по Правилу 117 ООН. Для среднеразмерных кроссоверов увеличение сопротивления качению в таких условиях на 10% повышает аппетит машины на 2–3%. Выходит, что самый экономичный Hankook выигрывает у наиболее расточительного Кордианта примерно 6%, или 0,6 л/100 км.

Экономичность

ВЕРДИКТ

Фрикционные шины — непростой продукт. Результаты наших тестов говорят о том, что создать такие шины идеально сбалансированными для всех покрытий и без изъянов практически невозможно. Любые «нешиповки» в чем-нибудь, но дадут слабину. Огрехи есть даже у отличников.

На седьмой строчке — Yokohama IceGuard IG60, собравшая «урожай» в 865 баллов, а потому уверенно вписывающаяся в категорию хороших шин (от 850 до 899). Несмотря на то что на фоне остальных участников теста шина выглядит скромно, сам по себе продукт достойный. Похоже, шины заточены производителем под современные автомобили с электронными ассистентами, которым продольный «держак» важнее поперечного. Рекомендуем тем, кто ездит аккуратно и не отключает систему стабилизации. Однако при покупке придется переплатить 20%.

Шестое место завоевал Nordman RS2 SUV. По балансу характеристик смахивает на «старшего брата» — Nokian Hakkapeliitta R3 SUV, ведь это продукты одного концерна, но «первой» и «второй» линеек. Nordman хорош на асфальте и середняк — на снегу и льду. Слаб уровень комфорта. Рекомендуем для городских условий. Цена на 14% ниже справедливой.

Вплотную к топам разместился Cordiant Winter Drive 2 SUV — выдал все, что смог, на чисто зимних покрытиях. На остальное сил уже не осталось: на асфальте, по показателям комфорта и экономичности Cordiant имеет самые скромные результаты. Верный выбор для ледяных и заснеженных дорог, к тому же это самая выгодная покупка нашего теста — минус 30% относительно «цены по способностям».

Hankook Winter i*cept IZ2 и Michelin X-Ice Snow набрали по 898 баллов, немного не дотянув до категории отличных шин в нашей градации. На «белой» территории Hankook уступил лишь самую малость, на «черной» столько же отыграл. В комфорте лидерство захватил Michelin, а Hankook ответил рекордной экономичностью. Однако в плане соотношения цена-качество Michelin просто разгромлен. Покупка Ханкука принесет выгоду 15%, но X-Ice Snow при существующем баснословном ценнике заставит переплатить аж 43%!

Второе место занимает Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Для нешиповок «скандинавского» типа с финскими корнями скроена нетрадиционно. Ранее они были ориентированы на «белые» дороги, а в этот раз доминирует на асфальте. На снегу чувствуют себя увереннее, чем на льду. И в кои-то веки Nokian не разорит при покупке — экономия относительно справедливой цены составляет 5%.

И первый из них — Continental VikingContact 7. Лидирует в большинстве зимних дисциплин, причем на льду просто недосягаем. На асфальте — уверенный середняк, хотя не безгрешен на мокром покрытии. Комфортен, экономичен. Ценник высокий, но адекватный — лишь на два процента выше «справедливой цены», высчитанной по оригинальной методике «За рулем» с учетом всех способностей шины.


Участники

1 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  1 (13),   2 (6),   3 (3),   4 (3),   6 (2),   7 (2),   9,  
цена от

6 090 

Информация о шине
  • Страна производства: Германия
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 53
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,6
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 9 340
  • Масса шины, кг: 11,0
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду178,8180
Боковая устойчивость на льду9595
Разгон на льду5050
Управляемость на льду42,550
Торможение на снегу137,3140
Разгон на снегу3535
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)2430
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1620
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)2025
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)2430
Общая оценка на льду и снегу622,6655
Торможение на мокром покрытии90,1100
Торможение на сухом покрытии78,580
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,825
Общая оценка на асфальте187,4205
Внутренний шум (субъективно)3040
Плавность хода (субъективно)2130
Общая оценка комфорта5170
Экономичность67,470
Цена/качество-2
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА9281000
Плюсы и минусы
Показатели на льду (лучшее сцепление в тесте)
Управляемость на льду (отличная)
Управляемость на снегу (отличная)
Сцепление на снегу
Управляемость на мокром покрытии (отличная)
Управляемость на сухом покрытии (отличная)
Акустический комфорт
Торможение на мокром покрытии (ниже среднего уровня)
Комфорт (небольшие замечания к плавности хода)

2 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  1,   2 (2),   3,   8,  
цена от

12 030 

Информация о шине
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 54
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,0
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 8 270
  • Масса шины, кг: 11,2
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду170,6180
Боковая устойчивость на льду88,895
Разгон на льду45,450
Управляемость на льду4050
Торможение на снегу140140
Разгон на снегу34,335
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)2430
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1720
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)18,825
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)2430
Общая оценка на льду и снегу602,9655
Торможение на мокром покрытии100100
Торможение на сухом покрытии8080
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,825
Общая оценка на асфальте198,8205
Внутренний шум (субъективно)3040
Плавность хода (субъективно)2130
Общая оценка комфорта5170
Экономичность66,270
Цена/качество+5
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА9191000
Плюсы и минусы
Управляемость на снегу
Торможение на снегу (самый короткий тормозной путь в тесте)
Торможение на мокром покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Торможение на сухом покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Шум (достаточно тихие)
Торможение на льду
Комфорт (незначительные претензии в адрес способности смягчать вибрации от дороги)

3 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  3 (3),   4,   5 (4),   6,   7 (2),   10,   11,   12,   13,   14,   16,  
цена от

4 934 

Информация о шине
  • Страна производства: Южная Корея
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 57
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,3
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 290
  • Масса шины, кг: 10,9
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду169,5180
Боковая устойчивость на льду88,295
Разгон на льду44,250
Управляемость на льду37,550
Торможение на снегу136,4140
Разгон на снегу34,335
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)22,530
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1420
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)17,525
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)2430
Общая оценка на льду и снегу588,1655
Торможение на мокром покрытии91,9100
Торможение на сухом покрытии77,280
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)2025
Общая оценка на асфальте189,1205
Внутренний шум (субъективно)2840
Плавность хода (субъективно)22,530
Общая оценка комфорта50,570
Экономичность7070
Цена/качество+15
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА8981000
Плюсы и минусы
Курсовая устойчивость на снегу
Курсовая устойчивость на сухом покрытии
Плавность хода
Сопротивление качению (лучшее в тесте)
Тяговое усилие на льду
Торможение на снегу

3 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  1 (2),   2 (2),   3 (2),   4 (3),   5,   6,   7,   8,   9,   13 (2),  
цена от

7 220 

Информация о шине
  • Страна производства: Китай
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 57
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,5
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 10 610
  • Масса шины, кг: 11,1
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду169,5180
Боковая устойчивость на льду84,295
Разгон на льду45,450
Управляемость на льду37,550
Торможение на снегу138,2140
Разгон на снегу34,335
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)2430
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1520
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)2025
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)22,530
Общая оценка на льду и снегу590,6655
Торможение на мокром покрытии90,1100
Торможение на сухом покрытии77,280
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,825
Общая оценка на асфальте186,1205
Внутренний шум (субъективно)3040
Плавность хода (субъективно)2430
Общая оценка комфорта5470
Экономичность67,670
Цена/качество-43
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА8981000
Плюсы и минусы
Управляемость на льду
Управляемость на снегу
Управляемость на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии
Комфорт (лучший в тесте)
Расход топлива
Боковая устойчивость на льду (худшая в тесте)
Торможение на мокром покрытии

5 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  5,  
цена от

8 110 

Информация о шине
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 54
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,0
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 4 620
  • Масса шины, кг: 11,8
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду180180
Боковая устойчивость на льду84,295
Разгон на льду47,350
Управляемость на льду3550
Торможение на снегу139,1140
Разгон на снегу34,335
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)2430
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1620
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)2025
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)2430
Общая оценка на льду и снегу603,9655
Торможение на мокром покрытии89,7100
Торможение на сухом покрытии7680
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)16,325
Общая оценка на асфальте182205
Внутренний шум (субъективно)2640
Плавность хода (субъективно)19,530
Общая оценка комфорта45,570
Экономичность53,770
Цена/качество+30
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА8851000
Плюсы и минусы
Торможение на льду (самый короткий тормозной путь в тесте)
Показатели на снегу
Торможение на снегу
Боковая устойчивость на льду (худшее боковое сцепление)
Торможение на мокром покрытии (худшее в тесте)
Экономичность (худшая в тесте)
Комфорт (худший в тесте)

6 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  1,   6,   12,  
нет в наличии
Информация о шине
  • Страна производства: Россия
  • Индексы: 102T
  • Твердость резины по Шору, ед.: 55
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,0
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 5 610
  • Масса шины, кг: 11,3
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду165,2180
Боковая устойчивость на льду92,395
Разгон на льду43,150
Управляемость на льду37,550
Торможение на снегу138,2140
Разгон на снегу33,635
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)22,530
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1520
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)17,525
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)22,530
Общая оценка на льду и снегу587,4655
Торможение на мокром покрытии92,9100
Торможение на сухом покрытии76,780
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)18,825
Общая оценка на асфальте188,4205
Внутренний шум (субъективно)2640
Плавность хода (субъективно)19,530
Общая оценка комфорта45,570
Экономичность61,770
Цена/качество+14
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА8831000
Плюсы и минусы
Управляемость на льду (стабильная)
Боковая устойчивость на льду
Управляемость на снегу (стабильная)
Тяговое усилие на льду
Тяговое усилие на снегу
Шум

7 место

Зимние
Нешипованная
Места в тестах шин:  6 (2),   7 (2),  
цена от

4 990 

Информация о шине
  • Страна производства: Япония
  • Индексы: 98Q
  • Твердость резины по Шору, ед.: 56
  • Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,8
  • Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 520
  • Масса шины, кг: 10,6
Дисциплины и оценки
БаллыМакс
Торможение на льду164,2180
Боковая устойчивость на льду8895
Разгон на льду4650
Управляемость на льду32,550
Торможение на снегу138,2140
Разгон на снегу33,635
Управляемость на снегу при обычном вождении (субъективно)2430
Управляемость на снегу при активном вождении (субъективно)1320
Управляемость во время экстремального маневрирования на снегу (субъективно)1525
Курсовая устойчивость на снегу (субъективно)22,530
Общая оценка на льду и снегу577655
Торможение на мокром покрытии90,5100
Торможение на сухом покрытии75,180
Курсовая устойчивость на асфальте (субъективно)1525
Общая оценка на асфальте180,6205
Внутренний шум (субъективно)2840
Плавность хода (субъективно)2130
Общая оценка комфорта4970
Экономичность5870
Цена/качество-20
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА8651000
Плюсы и минусы
Управляемость на снегу (понятное поведение при плавном вождении)
Курсовая устойчивость на снегу
Комфорт
Управляемость на льду (худшая в тесте)
Управляемость на снегу (при активной езде и экстремальном маневрировании)

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя