Новые Nokian Hakka Green 3 дебютировали в независимых тестах, но пока без прямого сравнения с конкурентами премиум-класса
В летнем сезоне 2021 года финская Nokian выводит на рынок несколько новинок, в том числе Nokian Hakka Green 3, чей дебют в независимых тестах только что состоялся, поскольку они были включены в список участников испытаний журнала Moottori. При этом, сравнения Nokian с прямыми конкурентами придется еще немного подождать, поскольку тест финского издания был не совсем обычным, и эксперты решили сконцентрироваться на том, какую экономию средств могут обеспечить шины разных типов.
Цена была и остается одним из главных факторов при покупке шин в различных странах мира, поэтому были взяты шины эконом-класса брендов Haida и Tigar (принадлежит Michelin), а также еще более дешевые восстановленные шины - Insa Turbo (бренд испанской компании, входящей в холдинг Grupo Soledad) и Ässä (шины финской компании Ässä Uusiorenkaat с рисунком протектора, взятым у Michelin Primacy HP). Кроме этого, были взяты шины медиум-сегмента от Kleber, а выбранные Nokian, хотя и стоят в Финляндии вдвое дороже Haida и Tigar, при этом обладают очень низким сопротивлением качению – “A” по системе евромаркировки – то есть они тоже потенциально помогают экономить средства, но другим способом. Кроме того, экономия обеспечивается и тем, что Hakka Green 3, как заявляет производитель, способны прослужить на 35% или один сезон дольше, чем Hakka Green 2. Сразу скажем, что износ в Moottori не оценивали, так что нужно ждать тестов других изданий.
Шины были протестированы в том числе на обычных дорогах, где оценивались курсовая устойчивость и комфортность хода. Шины Nokian были признаны в плане устойчивости к колейности, в то время как худшими в этом отношении оказались Tigar, которые начинает сносить по направлению, в котором идет колея. Поведение Haida и Insa Turbo было таким же нестабильным, как у Tigar, но они все же более устойчивы, тогда как Kleber и Ässä ведут себя почти как Nokian, хотя у Kleber все же была склонность к медленному сносу. Эксперты также отметили, что Haida и Tigar передают в салон самые заметные вибрации, даже на дороге с хорошим покрытием, в то время как Nokian, чей каркас был сделан более легким и прочным, тоже ощущаются очень жесткими, что особенно ощутимо при контакте с крышками канализационных люков и крупными неровностями асфальта. Шины с восстановленным протектором достаточно эффективно поглощают вибрации, и у Ässä было небольшое преимущество, а что касается Kleber, то, хотя вибрации при наезде на крупные неровности были достаточно заметными, эксперты отметили, что в целом у них приемлемая плавность хода.
Kleber также записали на свой счет лучшую маневренность на сухом покрытии, и в Moottori сказали, что у них отличная информативность даже при небольших углах поворота руля и быстрые реакции на действия водителя. Nokian тоже получили высокие оценки, что, по словам экспертов, очень хорошо для «эко-шин», однако при быстром повороте руля они реагируют несколько медленнее, чем Kleber. Шины Tigar обеспечивают достаточно хорошую контролируемость, но они тоже медленно откликаются на резкий поворот руля и в целом ощущаются слишком мягкими, тогда как восстановленные шины были похожи друг на друга, но у Ässä несколько лучше информативность. В тесте на боковую устойчивость с зафиксированным рулевым колесом все шины вели себя примерно одинаково, и только Haida и Insa Turbo к концу поворота начинали сходить с траектории – первая шина быстрее, а вторая более плавно. Остальные четыре шины хорошо удерживали курс в повороте.
Оценивалась также устойчивость шин при объезде препятствия (при скорости 100, 110 и 120 км/ч), и при плавном поворачивании все шины удерживают сцепление, а лучшими были признаны Kleber и Nokian. При резком маневре Haida еще могут сохранить сцепление на 100 км/ч, но при увеличении скорости на 10 км/ч задние шины не справляются и уходят в занос. По поводу маневрирования на еще более высоких скоростях эксперты отметили, что Haida могут потерять сцепление уже при первом повороте руля и возникает реальная опасность того, что машину закрутит вокруг оси. Наиболее подходящими для выполнения резких маневров были признаны Kleber, но Nokian отстают совсем немного.
В тесте на длину тормозного пути а сухом треке Kleber с минимальным отрывом обошли Nokian, тогда как китайские Haida были даже хуже дешевых шин с восстановленным протектором.
На мокром покрытии ситуация с уровнем безопасности всегда становится более понятной, и в этих условиях проблемы ожидаемо возникли у восстановленных шин/ Первое место в тесте на эффективность торможения на мокрой поверхности заняли Kleber, у которых единственных была высшая оценка по этому параметру в системе евромаркировки. Nokian стали вторыми с минимальным отрывом, тогда как у Haida и восстановленных шин был явно слишком длинный тормозной путь. Такая же история повторилась и в остальных тестах на мокром покрытии – на управляемость, боковую устойчивость и сопротивляемость аквапланированию.
По поводу Kleber эксперты также отметили, что они предупреждают о достижении предела сцепления и в целом обеспечивают очень высокий уровень безопасности, тогда как у Nokian, пусть и была небольшая склонность к избыточной поворачиваемости, но неконтролируемых заносов можно не опасаться. «Характеристики на мокром покрытии традиционно были ахиллесовой пятой эко-шин, но у Nokian очень хорошие результаты и в этом отношении», - подчеркнули в издании. Восстановленные шины, по словам экспертов, на мокром покрытии работают недостаточно хорошо, и Insa Turbo ведут себя ненадежно и способны переходить от недостаточной поворачиваемости к избыточной, что может привести к уходу в занос. Шины Ässä по показаниям измерений были еще хуже, но их поведение было более стабильным и, следовательно, безопасным. Haida на мокром покрытии имеют сильную склонность к недостаточной поворачиваемости, и удерживаться на траектории можно только при условии снижения скорости, но они ведут себя несколько надежнее восстановленных шин. Tigar на мокром треке выступили значительно лучше Haida, и их поведение было достаточно сбалансированным, но по общему уровню сцепления они все же заметно уступают лидерам.
Восстановленные шины также заняли последние места в тестах на сопротивление качению (проведенных в лаборатории Nokian по стандарту ISO 28580: 2018), что связано в том числе и с их весом – Insa Turbo и Ässä были самыми тяжелыми шинами в тесте. Разница между шинами была очень значительной, и при переходе с Nokian на Insa Turbo расход топлива может измениться с 6 до 6,9 литра на 100 км.
Шум в салоне измерялся в трех скоростных диапазонах, и, к примеру, при 80 км/ч лучший результат показали Kleber, а при 100 км/ч – Nokian.
Вердикт
Хотя у новых Nokian не было соперников премиум-класса, они разделили первое место с шинами Kleber менее высокого ценового сегмента, уступив им в ряде ключевых дисциплин, но в Moottori отмечают, что Hakka Green 3 – это все же «зеленые» шины, созданные с акцентом на экономичности, и их результаты в плане безопасности – особенно на мокром покрытии – можно считать вполне достойными для шин этой категории. Что касается восстановленных шин, экономия явно негативно сказывается на уровне безопасности в сложных условиях.
Участники
1 - Kleber Dynaxer HP41 - Nokian Hakka Green 3
3 - Tigar HP (High Performance)
4 - Haida HD667
5 - Insa Turbo EcoEvolution Plus
5 - Ässä HP
Участники
1 место
Информация о шине
- Индексы: 91V
- Евромаркировка: C/A-68
- Дата производства: 24/20
- Страна производства: Румыния
- DOT-код: N4WC 0DLX
- Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 7
- Твердость резины по Шору, ед.: 66
- Масса шины, кг: 8,8
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 8,8 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 9 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 9,5 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 9,5 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 8,8 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 8,8 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 9,5 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 9,5 | 10% | ||||
Экономичность | 8,6 | 15% | ||||
Комфорт | 8,5 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 9,1 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Торможение на мокром покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Управляемость на сухом покрытии
Торможение на сухом покрытии (самый короткий тормозной путь в тесте)
Переставка на сухом покрытии (лучшая в тесте)
1 место
5 809 ₽
Информация о шине
- Индексы: 94V XL
- Евромаркировка: A/B-69
- Дата производства: 32/20
- Страна производства: Финляндия
- DOT-код: IYL
- Глубина протектора в центре, мм: 8
- Твердость резины по Шору, ед.: 63
- Масса шины, кг: 7,5
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 8,9 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 8,8 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 8,6 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 9,3 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 9 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 9 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 9,4 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 9,1 | 10% | ||||
Экономичность | 10 | 15% | ||||
Комфорт | 8,1 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 9,1 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Переставка на сухом покрытии (лучшая в тесте)
Сопротивление качению (очень низкое)
3 место
Информация о шине
- Индексы: 94V XL
- Евромаркировка: C/C-71
- Дата производства: 18/20
- Страна производства: Сербия
- DOT-код: TVWC 0L6X
- Глубина протектора в центре, мм: 7,1
- Твердость резины по Шору, ед.: 67
- Масса шины, кг: 8,6
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 7,9 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 7,5 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 8,5 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 8,5 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 8,1 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 8,1 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 7,5 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 8,8 | 10% | ||||
Экономичность | 9,1 | 15% | ||||
Комфорт | 7,7 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,2 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Цена
Переставка на сухом покрытии (нестабильное поведение)
Комфорт (жесткий ход)
4 место
Информация о шине
- Индексы: 91V
- Евромаркировка: C/C-71
- Дата производства: 02/20
- Страна производства: Китай
- DOT-код: 33A4
- Глубина протектора в центре, мм: 6,5
- Твердость резины по Шору, ед.: 71
- Масса шины, кг: 8,3
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 8,1 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 6 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 6,5 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 7,5 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 7,5 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 7,5 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 4,2 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 7,3 | 10% | ||||
Экономичность | 9,4 | 15% | ||||
Комфорт | 7,7 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 7,2 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Цена
Сцепление на мокром покрытии
Управляемость на сухом покрытии
Сцепление на сухом покрытии
Переставка на сухом покрытии
Комфорт (жесткий ход)
5 место
Информация о шине
- Индексы: 91V
- Евромаркировка: -/-
- Дата производства: 48/19
- Страна производства: Испания
- DOT-код: -
- Глубина протектора в центре, мм: 6,3
- Твердость резины по Шору, ед.: 67
- Масса шины, кг: 9,6
- Тип: Восстановленные
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 8,2 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 8 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 6,7 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 6,5 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 6,8 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 6,8 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 4,1 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 6,6 | 10% | ||||
Экономичность | 7 | 15% | ||||
Комфорт | 7,6 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,8 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Торможение на мокром покрытии
Торможение на сухом покрытии
Сопротивление качению
Восстановление шин экономит ресурсы, что выгодно с экологической точки зрения.
5 место
Информация о шине
- Индексы: 91H
- Евромаркировка: -/-
- Дата производства: 33/19-21/20
- Страна производства: Финляндия
- DOT-код: -
- Глубина протектора в центре, мм: 7,5
- Твердость резины по Шору, ед.: 62
- Масса шины, кг: 8,8
- Тип: Восстановленные
Дисциплины и оценки
Баллы | Макс | |||||
Управляемость на сухом покрытии | 8,4 | 10% | ||||
Переставка на сухом покрытии | 6 | 10% | ||||
Торможение на сухом покрытии | 6,8 | 12,5% | ||||
Управляемость на мокром покрытии | 6,8 | 10% | ||||
Боковая устойчивость в повороте на мокром покрытии | 6,5 | 5% | ||||
Боковая устойчивость на круговом мокром треке | 6,6 | 5% | ||||
Торможение на мокром покрытии | 4 | 12,5% | ||||
Устойчивость к продольному аквапланированию | 6,5 | 10% | ||||
Экономичность | 8,3 | 15% | ||||
Комфорт | 8,3 | 10% | ||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 6,8 | 100% | ||||
Плюсы и минусы
Устойчивость к продольному аквапланированию
Переставка на сухом покрытии (нестабильное поведение)
Восстановление шин экономит ресурсы, что выгодно с экологической точки зрения.