Ярославский шинный завод отмечает 90-летие
  29.08.2022

Первая шина на ЯШЗ была изготовлена в ноябре 1932 года

В 2022 году Ярославский шинный завод АО «Кордиант» отмечает 90‑летие со дня запуска производства.

Решение о строительстве в Ярославле резиноасбестового комбината, в который входили в том числе шинный завод и кордная фабрика, было принято в 1928 году, а в 1932-м предприятие было запущено в эксплуатацию. В СССР на тот момент отсутствовал опыт создания промпредприятий подобного масштаба, поэтому команда советских специалистов проходила стажировки у западных коллег.

К 1938 году производство шин вышло на проектную мощность — 3 035 395 штук в год. Это вывело региональное предприятие в мировые лидеры и сделало главным отраслевым центром страны. Позднее на этой площадке был открыт первый в советской шинной промышленности испытательный полигон. В Ярославле тестировали и производили шины для легковых и грузовых автомобилей, для авиационной и сельскохозяйственной техники, специальных автомобилей для бездорожья.

Ярославские шинники — непосредственные участники транспортной эволюции в СССР. Именно они делали шины для первого в стране троллейбуса, который производили на Ярославском автозаводе, и для первого двухэтажного троллейбуса, который начали делать еще в 1938 году. Здесь разработали и изготовили гигантские покрышки для 25‑тонного самосвала Минского автозавода (МАЗ-525), который эксплуатировался на больших стройках внутри страны и за границей, например при возведении Асуанской плотины в Египте.

В 1933 году под руководством ленинградского химика Сергея Лебедева в Ярославле начали работать с синтетическим каучуком, что позволило частично заменить натуральный, который было дорого покупать и сложно доставлять. При этом ученый предложил заменить нефть в качестве сырья для производства нового каучука этиловым спиртом, который в свою очередь получали из картофеля. Результат удивил иностранных коллег — впервые удалось запустить промышленное производство синтетического аналога. Качество покрышек, изготовленных с применением такого каучука, было проверено во время автопробега Москва — Каракумы — Москва в 1933 году, естественно преимущественно по бездорожью.

Находка позволила хотя бы частично избавиться от сырьевой зависимости для шинного производства. Тогда каучук, как и все импортные товары, покупали исключительно за золотые червонцы. А потребности зарождающейся промышленности росли: если в 1929 году импортировалось 12,8 тыс. тонн каучука, то в 1932 году — уже более 30 тыс. тонн.

Двадцать лет спустя на ЯШЗ впервые в СССР было запущено производство бескамерных шин для легендарного ГАЗ-320 «Победа». И о машине, и о бескамерных шинах тогда мечтал каждый автомобилист страны. Реальностью для граждан могли стать «Жигули»: самый массовый автомобиль СССР с 1968 года также обували ярославские шинники. В 1970‑х завод наладил выпуск шин со съемным протектором. Водители могли самостоятельно поменять износившийся протектор, что превращало покрышки в практически «вечные». Технологический поиск для повышения прочности и износостойкости шин в дальнейшем привел к запуску производства автомобильных покрышек на основе металлокорда (множество стальных канатиков создают своеобразный щит для защиты шины).

Не останавливается исследовательская деятельность и сейчас. Чуть более 10 лет тому назад на ярославском заводе был открыт R&D-центр Cordiant — научно-технический комплекс позволил объединить компетенции международных отраслевых исследовательских институтов и испытательных полигонов. Это источник технологической эволюции шинного бизнеса, что подтверждается многочисленными наградами: в 2011 году Cordiant стал обладателем премии Бренд года/EFFIE 2011 в категории «Авто-мото», а в 2017 году удостоен премии «Народная марка».

В России бренд Cordiant один из самых массовых и известных среди отечественных. Как показали тесты издания «Авторевю», шины Cordiant Comfort 2 показывали результаты лучше более именитых конкурентов, например Pirelli или Bridgestone. Неплохо проявили себя шины Cordiant Sport 3 в сравнительном тесте белорусской версии Auto Bild.

Первая шина на ЯШЗ была выпущена 7 ноября 1932 года. В то время производственная мощность завода составляла 9 покрышек в минуту. Сегодня ярославская площадка шинного завода Cordiant производит 3 млн покрышек в год, чего удалось добиться благодаря полной автоматизации производства.

С 2005 года Ярославский шинный завод входит в шинный холдинг «Кордиант», который производит и поставляет более 200 вариаций типоразмеров и моделей легковых и легкогрузовых шин и около 90 моделей грузовых шин. Ежегодно на площадках холдинга в Ярославле и Омске производится 8 млн шин. Эта продукция известна более чем в 50 странах мира.

Сегодня ассортимент шинной продукции АО «Кордиант» занимает большую часть российского рынка: на конец 2021 года ее доля составила по грузовым шинам — 50%, по легковым шинам — 8,3%, а по легкогрузовым — 14,5%.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя