Журналисты протестировали на треке безвоздушные шины от Goodyear, которые, судя по всему, еще очень нескоро появятся на дорогах
Безвоздушные шины, которые не требуют следить за уровнем давления и позволяют забыть о проколах, могут произвести настоящую революцию в индустрии, вследствие чего многие крупные производители, такие как Michelin, Bridgestone, Hankook и т.д., продолжают работать на тем, чтобы создать свой вариант шин, которые не нужно накачивать воздухом. Ведет подобные разработки и компания Goodyear, которая не так давно провела тест-драйв прототипа безвоздушных шин, предоставив журналистам оценить его качества. В число гостей вошел и Кристоф Конгрега из L’Automobile Magazine, который пришел к выводу, что на данный момент пока рано ожидать появления безвоздушных шин на дорогах. Далее текст автора:
Компания Goodyear пригласила нас на свой полигон в Люксембурге, чтобы протестировать опытный образец шин, которые временно носят название NPT (Non-Pneumatic Tyre), то есть непневматических, поскольку внутрь не накачивается воздух. Как можете видеть по фото, шины полые и без боковых стенок, благодаря чему видно, чем компания заменила воздух, который «несет» на себе вес автомобиля. Как и другие производители, Goodyear использует более или менее жесткие композитные спицы, установленные под углом и перекрещивающиеся для того, чтобы одновременно и выдерживать вес машины, и обеспечивать минимальный комфорт, поглощая неровности дороги. Таким образом, колесо состоит из обода, к которому приклеена конструкция, состоящая из спиц, а также из протектора, тоже приклеенного и отвечающего за контакт с дорогой. По словам Майкла Рачиты, руководителя проекта, были проведены испытания шин на прочность, в рамках которых они преодолели несколько тысяч километров. В частности, шины тестировались 24 часа без остановок на скорости 120 км/ч, а также по 1,5 часа при 140, 150 и 160 км/ч.
Когда автомобиль не двигается, можно увидеть, что спицы явно прогибаются в зоне ближе к дороге, то есть конструкция обладает определенной эластичностью, как и в случае с обычной шиной. В то же время уже с первых метров езды отличия от пневматических шин становятся очевидны. Во-первых, это очень громкий шум и значительные вибрации, меняющиеся в зависимости от скорости. Фактически, несмотря на то, что спицы расположены под углом, они обладают достаточно высокой жесткостью и в большей степени передают вибрации в салон, нежели рассеивают их. А чтобы шины не слишком сильно прогибались под действием боковых усилий в повороте (боковин для сдерживания деформаций у них нет), инженеры существенно увеличили поперечную жесткость. Это сделало управление чрезвычайно чувствительным, и машина мгновенно меняет направление, словно на гоночном авто, но только поначалу, поскольку из-за крайне высокой поперечной жесткости NPT работает хуже накачанной воздухом шины, которая деформируется, облегает асфальт и «ищет» сцепление в поворотах. В результате этого безвоздушным шинам в конечном итоге не хватает сцепления в поворотах, из-за чего создается ощущение, что едешь по мокрому покрытию, тогда как трек совершенно сухой. И кроме того, шины могут резко потерять сцепление, без какого-либо предупреждения, что не очень-то помогает, а на мокрой дороге все будет еще хуже.
Итак, шум, сильные вибрации и разочаровывающе низкое сцепление с дорогой – вот аспекты, из-за которых шины этого типа, скорее всего, не смогут заменить привычные нам покрышки в ближайшее время. И это без учета других моментов, с которыми тоже еще предстоит разобраться. В разговоре с инженерами мы узнали, что вес такого колеса почти на 50% выше, чем у традиционного, и даже с учетом ожидаемого прогресса, оно все равно будет примерно на 30% тяжелее, то есть увеличивается неподрессоренная масса, что усложняет настройку подвески и ухудшает как комфорт, так и управляемость на плохих дорогах. Еще одна важная проблема заключается в том, что из-за деформации спиц сопротивление качению безвоздушной шины примерно в два раза выше, чем у обычной. В наши дни это совершенно неприемлемо, поскольку от характеристик шин в большой степени зависит потребление топлива. Наконец, стоимость NPT тоже значительно выше, чем у обычных шин.
Как вы уже поняли, беспрокольные и не требующие обслуживания шины еще долго будут оставаться лишь мечтой автомобилистов. По словам Рачиты, шины этого типа уже используются на вилочных погрузчиках, в строительной и горнодобывающей отраслях. Здесь эта технология жизнеспособна, поскольку техника эксплуатируется при небольших скоростях на потенциально агрессивных поверхностях и перевозит тяжелые грузы. Общепризнанная цель состоит не в том, чтобы создать шины для легковых автомобилей, а, скорее, в том, чтобы к 2030 году оснащать ими транспорт, используемый на коротких расстояниях (автобусы, грузовики для доставки товаров на последней миле, роботакси и т.д.) с меньшими требованиями к комфорту и управляемости, и устранить необходимость в техническом обслуживании шин. Не менее интересно, что Goodyear также работает над вариантом безвоздушной шины, который будет использоваться во время миссии NASA на Луне. Проектные работы ведутся совместно с Lockheed Martin. Но если в космосе эти шины нового поколения могут найти себе применение, заменить воздух чем-то таким же легким и эластичным здесь, на Земле, по-прежнему очень непросто.