Неудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин Goodyear
  16.08.2022

Журналисты протестировали на треке безвоздушные шины от Goodyear, которые, судя по всему, еще очень нескоро появятся на дорогах

Безвоздушные шины, которые не требуют следить за уровнем давления и позволяют забыть о проколах, могут произвести настоящую революцию в индустрии, вследствие чего многие крупные производители, такие как Michelin, Bridgestone, Hankook и т.д., продолжают работать на тем, чтобы создать свой вариант шин, которые не нужно накачивать воздухом. Ведет подобные разработки и компания Goodyear, которая не так давно провела тест-драйв прототипа безвоздушных шин, предоставив журналистам оценить его качества. В число гостей вошел и Кристоф Конгрега из L’Automobile Magazine, который пришел к выводу, что на данный момент пока рано ожидать появления безвоздушных шин на дорогах. Далее текст автора:

Неудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин GoodyearНеудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин Goodyear

Компания Goodyear пригласила нас на свой полигон в Люксембурге, чтобы протестировать опытный образец шин, которые временно носят название NPT (Non-Pneumatic Tyre), то есть непневматических, поскольку внутрь не накачивается воздух. Как можете видеть по фото, шины полые и без боковых стенок, благодаря чему видно, чем компания заменила воздух, который «несет» на себе вес автомобиля. Как и другие производители, Goodyear использует более или менее жесткие композитные спицы, установленные под углом и перекрещивающиеся для того, чтобы одновременно и выдерживать вес машины, и обеспечивать минимальный комфорт, поглощая неровности дороги. Таким образом, колесо состоит из обода, к которому приклеена конструкция, состоящая из спиц, а также из протектора, тоже приклеенного и отвечающего за контакт с дорогой. По словам Майкла Рачиты, руководителя проекта, были проведены испытания шин на прочность, в рамках которых они преодолели несколько тысяч километров. В частности, шины тестировались 24 часа без остановок на скорости 120 км/ч, а также по 1,5 часа при 140, 150 и 160 км/ч.

Неудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин GoodyearНеудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин Goodyear

Когда автомобиль не двигается, можно увидеть, что спицы явно прогибаются в зоне ближе к дороге, то есть конструкция обладает определенной эластичностью, как и в случае с обычной шиной. В то же время уже с первых метров езды отличия от пневматических шин становятся очевидны. Во-первых, это очень громкий шум и значительные вибрации, меняющиеся в зависимости от скорости. Фактически, несмотря на то, что спицы расположены под углом, они обладают достаточно высокой жесткостью и в большей степени передают вибрации в салон, нежели рассеивают их. А чтобы шины не слишком сильно прогибались под действием боковых усилий в повороте (боковин для сдерживания деформаций у них нет), инженеры существенно увеличили поперечную жесткость. Это сделало управление чрезвычайно чувствительным, и машина мгновенно меняет направление, словно на гоночном авто, но только поначалу, поскольку из-за крайне высокой поперечной жесткости NPT работает хуже накачанной воздухом шины, которая деформируется, облегает асфальт и «ищет» сцепление в поворотах. В результате этого безвоздушным шинам в конечном итоге не хватает сцепления в поворотах, из-за чего создается ощущение, что едешь по мокрому покрытию, тогда как трек совершенно сухой. И кроме того, шины могут резко потерять сцепление, без какого-либо предупреждения, что не очень-то помогает, а на мокрой дороге все будет еще хуже.

Неудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин GoodyearНеудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин Goodyear

Итак, шум, сильные вибрации и разочаровывающе низкое сцепление с дорогой – вот аспекты, из-за которых шины этого типа, скорее всего, не смогут заменить привычные нам покрышки в ближайшее время. И это без учета других моментов, с которыми тоже еще предстоит разобраться. В разговоре с инженерами мы узнали, что вес такого колеса почти на 50% выше, чем у традиционного, и даже с учетом ожидаемого прогресса, оно все равно будет примерно на 30% тяжелее, то есть увеличивается неподрессоренная масса, что усложняет настройку подвески и ухудшает как комфорт, так и управляемость на плохих дорогах. Еще одна важная проблема заключается в том, что из-за деформации спиц сопротивление качению безвоздушной шины примерно в два раза выше, чем у обычной. В наши дни это совершенно неприемлемо, поскольку от характеристик шин в большой степени зависит потребление топлива. Наконец, стоимость NPT тоже значительно выше, чем у обычных шин.

Неудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин GoodyearНеудачная идея или революция? Тест-драйв безвоздушных шин Goodyear

Как вы уже поняли, беспрокольные и не требующие обслуживания шины еще долго будут оставаться лишь мечтой автомобилистов. По словам Рачиты, шины этого типа уже используются на вилочных погрузчиках, в строительной и горнодобывающей отраслях. Здесь эта технология жизнеспособна, поскольку техника эксплуатируется при небольших скоростях на потенциально агрессивных поверхностях и перевозит тяжелые грузы. Общепризнанная цель состоит не в том, чтобы создать шины для легковых автомобилей, а, скорее, в том, чтобы к 2030 году оснащать ими транспорт, используемый на коротких расстояниях (автобусы, грузовики для доставки товаров на последней миле, роботакси и т.д.) с меньшими требованиями к комфорту и управляемости, и устранить необходимость в техническом обслуживании шин. Не менее интересно, что Goodyear также работает над вариантом безвоздушной шины, который будет использоваться во время миссии NASA на Луне. Проектные работы ведутся совместно с Lockheed Martin. Но если в космосе эти шины нового поколения могут найти себе применение, заменить воздух чем-то таким же легким и эластичным здесь, на Земле, по-прежнему очень непросто.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя