«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ
  21.06.2022

На предприятии утилизируется несколько сотен покрышек ежедневно

Дмитровский завод РТИ – крупнейшее в стране предприятие по переработке вторсырья. Здесь утилизируют резиновые покрышки, бытовую технику, одежду и обувь, сохраняя ресурсы планеты. В 2019 году губернатор Подмосковья Андрей Воробьев запустил «Мегабак» – проект по раздельному сбору отходов в области. Жители сдают все, что можно переработать. Список обширный: бумага, стекло, пластик, картон, мебель, бытовая техника, одежда, батарейки и шины. Переработка покрышек – важный процесс для защиты окружающей среды. Разлагаясь в земле более 100 лет, они загрязняют почву и грунтовые воды. Кроме того, в составе шин есть нефть – невозобновляемый природный ресурс, который при переработке можно использовать вторично.

Дмитровский завод РТИ утилизирует твердые коммунальные отходы (ТКО) с 2012 года. Контейнеры предприятия для приемки бытового мусора можно встретить во многих регионах России, а со стартом «Мегабака» здесь перерабатывают и вторсырье, сданное жителями Московской области.

«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ

«Только в Подмосковье сегодня нами установлено более 300 контейнеров для покрышек, чуть меньше – для пластика и ветоши. Завод сотрудничает с 30 субъектами России. Мы не просто устанавливаем контейнеры, а проводим с регионами работу в комплексе. Помогаем ликвидировать те свалки, которые были уже накоплены и организуем площадки, чтобы их больше не было», – рассказывает Ксения Ершова, заместитель генерального директора – начальник отдела утилизации Дмитровского завода РТИ.

Завод расположен в селе Внуково Дмитровского городского округа. Здесь резина и другие отходы становятся сырьем для новых изделий. В начале пути пришлось немало потрудиться, чтобы переработка и производство заработали в полную силу, вспоминает Игорь Трубников, заместитель директора по производству Дмитровского завода РТИ: «В то время в России ничего подобного не делали, мы сами подбирали отечественное оборудование, дробили. Все заработанное инвестировали в производство, расширялись. Впрочем, сейчас также инвестируем, но в уже другие объемы».

«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ

Производство занимает 2,8 гектара. В прошлом году к заводу добавилась территория почти такой же площади – землю в аренду выделило правительство области, и теперь предприятие осваивает новый участок. Объемы работы можно оценить, взглянув на горы покрышек. Шины здесь и от легковых машин, и от грузовых, а самые крупные – от карьерных самосвалов – размером с небольшую комнату.

«На территории около 30 тысяч тонн шин, из этого объема получится примерно 23 тысячи тонн сырья. Покрышки нам привозят и с шиномонтажей, и с заводов со всей России. На каждом контейнере завода есть телефон, по которому можно позвонить и сообщить о том, что он наполнен. Часто звонят небезразличные граждане, жители соседних домов. Получая эту информацию, мы отправляем машину, она забирает покрышки», – объясняет Ксения Ершова

Сначала покрышки взвешивают, сортируют вручную и осматривают на наличие болтов и других посторонних предметов. Далее – несколько этапов очистки. Огромные центрифуги, вращаясь, выбивают остатки пыли с шин. После они попадают на конвейер для дальнейшего измельчения. Весь процесс автоматизированный, сотрудникам остается лишь следить за исправностью работы установок.

Оборудование позволяет перерабатывать в день несколько сотен тонн покрышек и производить крошку любых фракций. В зависимости от фракций меняется назначение выпускаемого сырья. К примеру, резиновая крошка в 2-4 мм служит основой для последующего изготовления покрытий на детских и спортивных площадках. Только такой продукции за день выпускается около 60 тонн.

«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ

Год назад Дмитровский завод РТИ запустил линию тонкодисперсного резинового порошка – это самая мелкая фракция в 0,4 мм, получаемая путем перетирания частиц. Продукцию используют в битумных смесях, а также как добавку к сырой резине при производстве автопокрышек.

«Сейчас, когда идет сезон строек и благоустройств, у нас горячая пора. Зимой работаем и на склад, но, вопреки ожиданиям, за год все распродаем. У нас покупают заводы, работающие в разных сферах. Возможно, в будущем мы и запустим производство собственной продукции, но пока выбираем делать хорошо то, что умеем, и наращиваем мощности», – делится планами Игорь Трубников.

Автомобильные покрышки – многогранное вторичное сырье. После переработки из них получают и металлический корд. Этот продукт представляет собой высоколегированную сталь. Ее отделяют от резиновой смеси при дроблении шин в крошку, а дальше используют в строительной и дорожной сфере.

«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ

Самое удивительное для обывателя – это текстильный пух. Нейлоновая вата из старых шин нужна для нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности. Корд, в том числе, становится экологичным сырьем для утеплителей и наполнителей.

Завод помогает другим предприятиям исполнять нормативы по утилизации отходов в рамках Расширенной ответственности производителя (РОП) и берет на себя работу с отчетной документацией. Так удается сэкономить миллионы рублей по сравнению с уплатой экологического сбора.

Сегодня в штате предприятия 252 специалиста. Примерно половина из них – жители Дмитровского городского округа. Среди работников много молодых людей. По их словам, они гордятся быть причастными к делу, важному для окружающей среды.

«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ​​«Делаем мир чище»: Как перерабатывают шины на Дмитровском заводе РТИ

Если в начале пути учредители предприятия вдохновлялись опытом зарубежных коллег, то сегодня делегации из Японии, Дании и других стран сами приезжают на завод, чтобы познакомиться с технологическим процессом возврата отходов в производственный цикл.

«Мы просто любим то, что делаем. Смотрим, отмечаем, как сделать еще лучше и работаем над этим. Стараемся делать мир чище!» – резюмирует Игорь Трубников.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя