Перейти к основному содержанию

Как изменилась ситуация на белорусском шинном рынке

Представитель торговой компании ответил на актуальные вопросы о шинном бизнесе в Беларуси

В начале весеннего сезона белорусский шинный рынок пребывал как минимум в сумбуре, если не называть то состояние шоковым. В условиях курсовых колебаний и ухода ведущих производителей покрышек сфера стала трансформироваться. Андрей Бокша, руководитель отдела продаж компании «Автосеть», ответил порталу av.by на актуальные вопросы о ценах, ассортименте и прогнозах для шинного бизнеса. Пересказываем, что услышали.

Первые недели марта игроки рынка испытывали шок: шинные бренды заявляли об уходе из Беларуси и РФ, поставщики сообщали о нарушении логистических цепочек. Как изменилась работа вашей компании за последние два месяца?

Изменения есть, и их действительно много. В работе фирмы добавилось активности, потому что требуется постоянно принимать серьезные решения и перестраиваться. С логистикой есть определенные проблемы, и на шинном рынке наблюдается дефицит. Отдельные поставщики перестали ввозить товар в Беларусь. Тем не менее мы перестраиваемся: нарастили объемы по тем поставщикам, по которым привоз возможен, поэтому у нашей компании есть продукция.

Если затрагивать общие изменения шинного рынка, то стоит подчеркнуть: они начались даже не два месяца назад, а гораздо раньше. Возможно, потребитель этого не заметил, однако изменения были значимые. С 1 декабря 2021 года ввели обязательную маркировку шин с электронным документооборотом для обеспечения прослеживаемости товара: между юридическими лицами и ИП нужно использовать не бумажные накладные, а электронные. Подготовка к этим нововведениям добавила работе интенсивности. Еще далеко не все вопросы закрыты, потому как постоянно внедряются новшества. Соответственно, многие операции стали трудоемкими.

В целом на рынке уменьшился общий объем продукции, из-за чего ее запас теперь не такой большой, как в предыдущие годы.

Как запрет деятельности белорусских транспортных компаний отразится на стоимости шин и что это означает для данного сегмента бизнеса? Будут ли меняться цены или пока ожидается затишье?

Есть несколько сторон вопроса. Предложений по перевозке стало меньше — это факт. Стоимость самих логистических услуг выросла, причем даже не в два-три раза, а больше, что, естественно, сказалось на окончательной цене товара для потребителей. Он подорожал и подешеветь не сможет, пока не подешевеет логистика.

На текущий сезон шины поставлялись в январе-феврале, поэтому на них цена уже сформирована и не будет изменяться. Стоимость новой поставки на зимний сезон, ввиду роста логистических затрат, будет пересмотрена. Какой она окажется, сейчас не берусь сказать — спрогнозировать это невозможно. К концу августа станут понятны конкретные цифры по товару, логистике, срокам и ассортименту. На текущий летний сезон запасов покрыть спрос хватает.

Говоря о шинах для грузовых автомобилей, в которых нуждаются и перевозчики, будучи нашими клиентами, отмечу, что данный сегмент очень сильно просел.

Белорусы закупаются впрок, предчувствуя повышение стоимости?

В сегменте зимних шин — определенно. Если летние покупают по потребности, то текущие остатки зимних покрышек разбирают. Что доступно в ассортименте, то и берут.

Еще месяц назад представители компаний осторожно предполагали грядущий дефицит на рынке шин Беларуси. Откуда сейчас поставляются покрышки и хватит ли этого объема для удовлетворения потребительского спроса?

В целом по рынку дефицит присутствует даже на весенне-летний сезон. Если брать конкретно нашу компанию, то он чувствуется в меньшей степени за счет крупных китайских и турецких производителей, которые есть в нашем «портфеле».

Какие бренды остались доступными для белорусского автовладельца и как изменилась их цена? Начнем с бюджетного сегмента.

Из сегмента “C” выпали украинские Rosava и Premiorri. Остались Kama, Viatti и «Белшина». Если учитывать абсолютные значения, то по цене бюджетный сегмент приблизился к азиатским шинам, однако по качеству им уступает.

Какие есть предложения в среднем ценовом сегменте?

В “В”-сегменте широко представлены китайские бренды: WestLake, Sailun, Triangle, Leao, Imperial [частный бренд бельгийской Deldo] — они составляют наш костяк. Плюс европейский Taurus. Выпали европейские Matador, Gislaved и все «корейцы»: Hankook, Roadstone (группа Nexen). 

Стоит отметить, что предложение в среднем ценовом сегменте осталось самым большим — этот сегмент пострадал меньше других.

Есть мнение, будто значительнее всего нынешний кризис повлияет на наличие премиальных брендов на рынке. Что можно заказать у вас из этого сегмента?

Самый сильный удар пришелся на ассортимент премиальных шин. Выбор заметно сократился, но он есть. Сейчас люди разбирают остатки январского и февральского привозов Bridgestone, Dunlop, Goodyear, Michelin — по ним новых поставок нет. Пока еще представлен бренд Lassa.

Что касается цены «премиума», то он стал еще дороже, из-за чего некоторые потребители переходят в средний сегмент. «Премиум» доступен не всем, поэтому покупатель делает осознанный выбор, исходя из представленного ассортимента.

А китайские производители способны заместить премиальные бренды, которые покинули рынок?

Производители из КНР предлагают хорошую линейку типоразмеров, поэтому с точки зрения размерности они могут с большего закрыть потребительский спрос. К сожалению, не весь. Бренды из бюджетного сегмента, где узкий размерный ряд, неспособны на это.

Разумеется, «премиум» не просто так называется, поэтому по качеству китайские шины могут ему уступать. Если автовладелец долго ездил на одном бренде и на другой не готов пересаживаться, то он столкнется с трудностями.

Какие типоразмеры и бренды шин оказались в большом дефиците?

Важно уточнить, что дефицит возникает каждый год и типоразмеры, недостаток которых наблюдается, меняются от сезона к сезону. Выпускаются новые автомобили либо привозятся в страну популярные модели с другими размерами шин, к которым рынок не был готов. Оперативно перестроиться не всегда есть возможность — производство занимает время, а заказать поставку негде. В текущем сезоне ориентировочно 97% всех типоразмеров не имеют больших проблем с наличием товара.

Чего конкретно не хватает: разноширокие 275/45R21 и 315/40R21, 225/60R17, 255/45R20, 155/70R19, 195/55R20, усиленные 235/65R16C. Из общего числа 350 типоразмеров я назвал семь — не так много, как может показаться. Если раньше внутри типоразмера было разнообразие вариантов и предложений, то теперь их меньше. Сам выбор размерностей не изменился.

Делать прогнозы всегда непросто, но не задать этот вопрос мы не можем. На ваш взгляд, чего ждать потребителю в ближайшем будущем?

По текущему сезону все более-менее понятно: товар привезен, у нас его достаточно, цены останутся примерно на том же уровне. Что касается зимы, то прогноз делать гораздо сложнее с точки зрения ассортимента, сроков поставки и стоимости — очень много неизвестных. Если логистика сформирована с учетом текущих реалий, то по самому товару есть нюансы. К этому вопросу стоит вернуться в августе.

Если человек рассматривает покупку зимних шин осенью, то можно изучать текущие остатки прямо сейчас.
 

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы не проходить проверку

Комментарии

777 (аноним) в 16:07 - 04.07.22
Форум - Приглашаем к участию в телефонной беседе на тему «ЦМК шины для грузовой техники» Ага, совсем обленились.

ToMaToS в 15:06 - 03.07.22
Форум - на какую машину диск ? Добрый день. Если диск на руках, то можно вручную замерить…

ррр (аноним) в 09:23 - 30.06.22
Новости - Michelin и Nokian уходят из России – что говорят эксперты На заводах находится полный спектр технических специалистов…

Гость в 18:16 - 29.06.22
Новости - Michelin и Nokian уходят из России – что говорят эксперты Фейк скорей всего это всё. Сейчас обьявили что уходят,…

Форум