Перейти к основному содержанию

«Татнефть» продает шинный бизнес – что говорят эксперты

Эксперты предложили четыре версии сделки с 78-миллиардным бизнесом: от предпродажной подготовки до обхода санкций

Минувшая пятница, 13-го преподнесла сюрприз для 8 тысяч работников шинного комплекса «Татнефти». Поздно вечером нефтяники опубликовали пресс-релиз, в котором объявили о продаже бизнеса в пользу республиканского АО «Татнефтехиминвест-холдинг» под руководством Рафината Яруллина. Сделка проходила, судя по всему, в спешке — по данным «БИЗНЕС Online», слухи о продаже (как это часто бывает) даже не успели просочиться на предприятия.

«Шок?! Естественно. Я бы даже сказал, как гром среди ясного неба», — поделился с изданием на условиях анонимности один из работников «Нижнекамскшины». 

С чем именно расстается «Татнефть»? Это доли в ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО «Торговый дом КАМА», а также акции в ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль). Ярославское предприятие и управляющая компания при закрытии сделки получат новые названия.

С 13 же мая оперативный и управленческий контроль над компаниями, которые вошли в периметр сделки, перешли ТНХИ-Х. «Сделка по продаже шинного бизнеса не приводит к каким-либо кадровым изменениям, снижению социальных и иных обязательств перед работниками шинного комплекса», — заверили в «Татнефти».

Коллективы пока скептично настроены к таким обещаниям. «Очень много людей недовольны этим событием. И как-то сомнительно будущее рабочих в данной организации [ТНХИ-Х], даже несмотря на то, что пишут, что все останется так же, как и было», — поделился работник комплекса.

День был подпорчен еще и тем, что в пятницу днем сотрудники «Нижнекамскшины» получили зарплату якобы ниже, чем ожидали. Еще в ноябре прошлого года работникам начали выдавать доплаты, и до апреля все было хорошо. И именно на прошлой неделе, рассказывают собеседники, зарплата пришла сильно урезанной. Много жалоб на эту тему в группе предприятия «ВКонтакте»: «Спасибо за остатки с вашего стола! Унизили дальше некуда…». Вряд ли урезание доплат связано с решением о продаже бизнеса, но совпадение двух событий по времени, конечно, создало почву для пересудов.

Чем столь неожиданное решение объяснили в «Татнефти»? «В условиях значительных изменений экономической ситуации, в том числе вызванных геополитическими процессами, продажа шинного бизнеса позволит группе „Татнефть“ сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах», — сухо говорится в официальном релизе. Понять истинные причины непросто. 

Версия 1. Нефтяники действительно концентрируются на профильной деятельности. Стратегия диверсификации бизнеса, которой придерживались российские вертикально-интегрированные компании, в текущих реалиях оказалась неэффективной, считает гендиректор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. Особенно если приобретенные активы находятся на территории недружественных стран или бизнес ориентирован на экспорт продукции в условиях действующих ограничений. А продукция Kama Tyres ранее экспортировалась в 46 стран мира. На сайте kamatyres.com сообщается, что по итогам 2021 года 22% продукции было отправлено на экспорт.

Буквально на днях «Татнефть» приобрела у холдинга «ТаграС» ряд нефтесервисных активов, так что вырисовывается некая цепочка. Сафонова полагает, что «сделка была направлена на формирование сбалансированного портфеля профильных активов». «В сложившейся ситуации меняющихся рынков импортеров, логистики и условий поставки основных видов продукции своевременная реализация дополнительных сегментов бизнеса может оказаться эффективной для компании», — отмечает эксперт.

Шинный бизнес, действительно, какой-то время был этакой социальной нагрузкой для нефтяников. Однако в последние годы «Татнефть» активно инвестировала в направление, причем не только прямо, но и косвенно. Чего стоит только покупка завода «Тольяттикаучук» в 2019-м году у СИБУРа за 15 млрд рублей, чтобы не зависеть от сырья нижнекамских несговорчивых соседей из орбиты ТАИФа. Судя по отчетностям убыточной была лишь одна компания из тех, что вошла в сделку —  это сервисная ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» с минусом в 17 млн рублей. Сумма незначительная, учитывая масштаб бизнеса.

К тому же «Татнефть» не отказывается от строительства шинного завода в Карагандинской области Казахстана. Инвестиции в проект превысят 280 млн долларов. Планировалось, что завод будет введен в конце этого года, а к 2025-му выйдет на полную мощность — 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для грузовой техники и автобусов. В силе и производство бутадиеновых каучуков в Атырауской области совместно с НК «КазМунайГаз». Этот проект оценивается в 800 млн долларов. Так что «хоронить» всю нефтехимию в составе «Татнефти», пожалуй, преждевременно.

Версия 2. «Татнефть» готовят к M&A? Пессимистическая версия экспертов в том, что вывод непрофильных активов — подготовка к поглощению «Татнефти» кем-то покрупнее. Здесь сознание опять же складывает воедино несколько событий — это те же самые камбэки в «Татнефть» сервисных компаний Шафагата Тахаутдинова, а также таифовские флешбэки. ТАИФ перед тем, как продаться СИБУРу, аккуратно выводил все, что не связано с нефтехимией, в созданную управляющую компанию.

Источник «БИЗНЕС Online» в нефтегазовой отрасли допускает, что ТНХИ-Х — лишь промежуточный собственник, и шинный бизнес в будущем могут продать новому инвестору. Поэтому и параметры нынешней сделки сложно оценить. «Грубо говоря, возможно, просто по команде сверху передали актив. Вариантов, как это могло произойти, масса», — рассуждает собеседник.

Кто может в действительности претендовать на покупку шинного комплекса «Татнефти»? Эксперты осторожны в предположениях. Возможно, актив может быть интересен инвесторам из Поднебесной. А может, и СИБУР, испытывающий большие проблемы с продажей каучуков, захочет поиграть в построение вертикально интегрированной цепочки.

Версия 3. Шинников выводят из-под санкций. Из-за возможного западного нефтяного эмбарго под санкции могут попасть нефтедобывающие компании, поэтому шинный комплекс безопасно вывели из «Татнефти» как самостоятельный бизнес. Особенно сейчас, когда иностранные компании покидают российский рынок, у отечественных производителей есть все шансы занять освободившуюся нишу, рассказал владелец сети автосалонов «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. Если острого дефицита шин автомобильная отрасль еще не почувствовала, то повышение цен на товары со складов уже заметно. В своем бюджетном сегменте шины Kama Tyres «вполне на уровне», отметил Абдулнасыров. «Относительно цены-качества, конечно, были конкуренты, но не так много», — добавил он.

Обидно было бы получить ограничения из-за возможных санкций головной компании. Тем более, что в целом тенденция на рынке покрышек складывается позитивная. В 2021 году производство легковых шин в России выросло на треть. Kama Tyres на 14% увеличила выпуск продукции — до 12,3 млн штук. Это 26% от общего объема производства в стране.

«Шинный бизнес достаточно стабилен с точки зрения рынка сбыта. Шины при любом раскладе нужны для любого вида транспорта», — говорит источник в отрасли.

Версия 4. Татарстанские шинники сами попадут под санкции. Согласно этой версии, шинников сбросили на баланс республики из-за высокого риска попасть в санкционные списки. Особенно высока вероятность угодить под вторичные рестрикции. Все-таки в Нижнекамске делают шины для уже попавших под ограничения компаний, например, для КАМАЗа. Возможно, есть какие-то заказы для военных нужд — не на «мишленах» же ездит наша армия. Да и сами нижнекамцы всегда гордились, что поставляют бронированные покрышки в том числе для кортежа Путина.

Звоночки уже звучали в конце марта, тогда гендиректор ТНХИ-Х Яруллин заявлял, что у «Нижнекамскшины» возникли «большие сложности» с производством на фоне санкций, а именно — с поставками импортных компонентов для резиновых смесей. «Вроде, шина — это взял каучук, перемешал с чем-то. А перемешать надо не менее 200 различных компонентов. И большинство этих компонентов приходят с запада», — рассказал он «Интерфаксу», добавив, что вопрос решается с учеными. В «Татнефти» отрицали эти проблемы. В тот момент казалось, что проблемы в основном из-за осложнившейся логистики. 

Версия с уходом от санкции выглядит как наиболее достоверная. О ней говорят эксперты, косвенно это подтверждается тем, кому передан актив. ТНХИ-Х — этакое министерство нефтехимии Татарстана, то есть по сути контроль и управление над предприятием остается в руках республики.

А схема с подобных уходом от санкций уже отработана тем же КАМАЗом с «Ремдизелем», который в 2012 «отделился» от автогиганта. В 2015 году на баланс «Ремдизеля» перешел «Завод специальных автомобилей» (ЗСА), на котором начали собирать бронеавтомобили семейств «Тайфун», «Выстрел» и «Торнадо». Причем владельцем стратегического предприятия на тот момент стала ведущая «Вестей Камаза» Людмила Трейсман. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин подтверждал, что вывод военных заказов за контур компании, как и сокращение доли «Ростеха» ниже контрольной, были нужны для снижения санкционных рисков.

В пресс-службе «Татнефти» не ответили на запрос, а Рафинат Яруллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бросил лишь, что «пресс-релиза будет достаточно».

Разберем подробнее, что именно сбросила с себя «Татнефть». Совокупная выручка шести указанных в релизе компаний — 78,3 млрд рублей. Все они находятся под управлением «Татнефть-Нефтехима». Меж тем, внутри управляющей компании «сидят» еще три компании. Так что всего ТНХИ-Х получит девять предприятий. 

Компании, проданные «Татнефтью»
Компании, проданные «Татнефтью»

Итак, во главе теперь уже бывшей шинной империи Наиля Маганова — ПАО «Нижнекамскшина». Судя по финансовым показателям, чувствует себя предприятие весьма неплохо. Чистая прибыль за 2021 год увеличилась в три раза до рекордных 454 млн рублей, в пандемийном 2020 году компания получила прибыль в 146 млн рублей. рублей. Прибыль от продаж за год выросла до 204 млн рублей — против 150,7 млн в 2020-м. За прошлый год «Нижнекамскшина» получила 7,28 млрд рублей выручки, против 6,9 млрд рублей годом ранее.

Самый большой вклад в выручку комплекса, конечно, внесла дилерская сеть ТД «Кама» — 60,6 млрд рублей. Вчистую компания заработала в прошлом году 6,1 млрд рублей против 2,7 млрд в 2020-м. 

На третьем месте по обороту ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» с 6,7 млрд рублей (минус 3% к 2020 году). Это предприятие выпускает грузовые, сельскохозяйственные шины, камеры, ободные ленты, резинотехнические изделия и сопутствующие товары.

АО «Нижнекамский механический завод» выпускает машиностроительную продукцию и выполняет капитальный ремонт оборудования шинного производства. В прошлом году он принес в актив комплекса 2,4 млрд рублей выручки. Прибыль составила всего 6,3 млн рублей. 

Единственное убыточное предприятие в пакете, как уже было сказано, ООО «УК «Татнефть-Нефтехим». Она ушла в минус на 17,5 млн рублей. Общество значится владельцем еще трех юрлиц. Это ООО «Энергошинсервис» — предприятие с оборотом в 1,9 млрд рублей, оно обеспечивает бесперебойную подачу на шинные предприятия пара, газа, электроэнергии, сжатого воздуха, теплофиката, промышленной и хозпитьевой воды. ООО «Научно-технический центр «Кама»» (выручка — 817,3 млн рублей) занимается разработкой и освоением разработка и освоение новых моделей шин. На сайте его называют «сердцем шинной группы «Татнефти». Сервисное предприятие ООО «Соцбытобслуживание «Шинник» закончило 2021 год с выручкой 504,8 млн рублей. 

В 2021 году выручка ярославской «дочки» «Татнефти» увеличилась на 37% — до 222,5 млн рублей, прибыль составила 7,2 млн рублей. Видно, что предприятие оправляется после провального пандемийного года. Тогда обороты «Ярполимермаш—Татнефть» рухнули в 1,3 раза, компания сработала с убытком 8,8 млн рублей.

16 мая аналитики «Инвестиционного банка Синара» подтвердили рейтинг акций «Татнефти» на уровне «покупать» и понизили прогноз чистой прибыли компании и дивиденда на акцию за 2022 год на 4%, сообщает «Финмаркет». 

Эксперты считают продажу «Татнефтью» шинного бизнеса негативной для настроений в отношении акций компании, поскольку ранее она заявляла о развитии этого направления как об одной из целей в рамках долгосрочной стратегии и даже укрепила сырьевую базу, купив в 2019 году производство синтетического каучука.

«“Татнефть” планировала обновить стратегию в августе, сконцентрировавшись на внутреннем рынке, и мы ожидали услышать об увеличении инвестиций в нефтехимический сегмент, включая вложения в шинный бизнес, - отметили аналитики Кирилл Бахтин и Василий Мордовцев. - Вместе с тем не раскрытая рынку цена сделки должна быть привлекательной для “Татнефти”, чтобы компания, с ее отрицательным чистым долгом на конец 2021 года, согласилась на продажу. Ранее “Татнефть” собиралась реализовать три инвестиционных проекта для наращивания производства шин до 18 млн штук в год к 2030 году с целевой рентабельностью по EBITDA в 16%. Шинный бизнес "Татнефти" был успешным, рентабельность по EBITDA в 2021 году составила высокие 32% (в 2020 году - 23%)»

«БИЗНЕС Online», Диана Авакян, Фаиль Гатаулин

Комментарии


Шаймиевская банда "ТАТНЕФТЬ" в 2000 году произвела рейдерский захват ОАО "Нижнекамскшина" (Ре́йдерство (от англ. raid «набег» или raider «налётчик», также рейдерский захват) — недружественное (обычно силовое) поглощение предприятия против воли его собственников (имеющих преимущественное положение в данном предприятии) и/или его руководителя. К рейдерской деятельности иногда также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).) За 22 года наворовались и теперь съebaлись. В современных политических условиях стало невыгодно иметь в активах шинное производство.

Основная маржа для "ТАТНЕФТьи" это перепродажа сырья и материалов выпуск левой неучтённой продукции (выпуск контрафакта), теневое производство. В современной ситуации стало невыгодно и опасно такое воровство - нет возможности вывозить капиталы за рубеж.

Нас акционеров и работников предприятия не спрашивали не в 1998 (принятие решения о захвате предприятия) и сегодня ни кого не спросили. Ильдус Нафиков (прокурор) на совещании сказал: "Пришло время передела собственности."

Пришло очередное время передела и активы просто сбросили. Кто теперь будет рулить шинным производством? Очередной умелец считающий, что шины как бананы на пальмах растут! 

Компьютерные программы MSA & SPC: www.it-analiz.ru

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы не проходить проверку

Комментарии

777 (аноним) в 16:07 - 04.07.22
Форум - Приглашаем к участию в телефонной беседе на тему «ЦМК шины для грузовой техники» Ага, совсем обленились.

ToMaToS в 15:06 - 03.07.22
Форум - на какую машину диск ? Добрый день. Если диск на руках, то можно вручную замерить…

ррр (аноним) в 09:23 - 30.06.22
Новости - Michelin и Nokian уходят из России – что говорят эксперты На заводах находится полный спектр технических специалистов…

Гость в 18:16 - 29.06.22
Новости - Michelin и Nokian уходят из России – что говорят эксперты Фейк скорей всего это всё. Сейчас обьявили что уходят,…

Форум