В России легализован параллельный импорт шин
  11.05.2022

Шины четырех брендов можно ввозить в обход официальных каналов дистрибуции

Минпромторг утвердил перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта. Всего список содержит 96 пунктов. Среди них, в частности, автомобили (Bentley, Cadillac, Land Rover, Jaguar и другие) и запчасти к ним, в том числе шины Michelin, Goodyear, Continental, Bridgestone, сообщает «Российская газета».

Документ исключает гражданско-правовую ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции. Нововведение позволит поставлять и продавать в России законно произведенные зарубежные товары любым поставщикам, а не только официальным дилерам и дистрибьюторам.

В Минпромторге подчеркивают, что легализация параллельного импорта не предполагает разрешения на ввоз и оборот в России контрафакта: продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт. «Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного "недружественными" странами санкционного режима», - говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале министерства.

В ведомстве пояснили, что теперь таможенные органы при осуществлении необходимых процедур должны будут сверять коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и наименования брендов с приказом Минпромторга.

В списке нет продовольствия, алкоголя и табака. Как пояснили в ведомстве, это связано с опасениями ввоза в страну контрафактной продукции, а сами товары с кодами ТН ВЭД с 1 по 24 относятся к ведению минсельхоза, который выступил против их включения в список параллельного импорта из-за риска роста контрафакта.

Один из наиболее объемных пунктов перечня товаров для параллельного импорта - автомобили и запчасти к ним. Эксперты объясняют снятие многолетнего запрета на ввоз независимыми импортерами машин и запчастей к ним с угрозой массового исхода иностранных компаний из России, но пока не уверены, что параллельный импорт решит все возникшие в отрасли проблемы и не породит новых.

Главный редактор «Автобизнесревю» Евгений Еськов отмечает, что легализация параллельного импорта еще не означает, что колонны машин и контейнеры запчастей немедленно потянутся из-за рубежа в сторону российской границы.

«Государство узаконило механизмы поставок машин и деталей в обход официальных каналов, но это еще не решает всех проблем в логистике. Теоретически это должно помочь российской автоиндустрии справиться с дефицитом машин и деталей. Соответственно, если это восполнит нехватку дефицитного товара, цены могут опуститься. Но на практике еще предстоит увидеть, во что это выльется: удастся ли выстроить логистические цепочки для достаточного объема товара в Россию и какого качества в итоге он будет», - говорит он.

О том, что ожидать снижения цен в отрасли не стоит, говорят другие опрошенные РГ эксперты. «Да, возможно, у параллельных импортеров окажутся ниже издержки, но цены начнут расти за счет увеличения логистических цепочек. Тут каждый продавец будет устанавливать свою индивидуальную накрутку. Но, возможно, кто-то и сможет позволить себе демпинговать, чтобы захватить часть рынка. И в каких-то случаях цены на некоторые модели могут снизиться, учитывая, какие высокие накрутки были у дилеров последний год. Также на параллельный импорт значительно влияют валютные курсы, а предсказать дальнейшую стоимость валюты сейчас очень трудно», - полагает директор по развитию автомобильного портала «Дром» Антон Серков.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский отмечал, что легализация в России параллельного импорта позволит насытить товарами внутренний рынок. «Легализация параллельного импорта в текущих условиях будет способствовать увеличению количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар в Россию», - заявлял глава антимонопольного ведомства.

В ФАС считают, что параллельный импорт «позволит решить проблемы ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации со стороны правообладателей в отношении российских потребителей». Кроме того, новые правила «помогут снизить возможность недобросовестной конкуренции со стороны официальных дистрибьюторов товаров в отношении импортеров».

В Минпромторге подчеркивали, что перечень товаров для параллельного импорта будет корректироваться: он может как расширяться, так и сужаться в зависимости от решений иностранных компаний по работе в России. Предполагается, что актуализироваться список будет раз в квартал или два месяца.

После публикации списка товаров, разрешенных к ввозу в обход правообладателя, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что иностранные компании, продукция которых попала под параллельный импорт, пока не просили об их исключении из перечня. Он также напомнил, что компании будут исключаться из списка по мере принятия ими решений о возобновлении поставок продукции.

«Мы готовы оперативно реагировать», - добавил министр.

В России параллельный импорт был разрешен до 2002 года, когда в Гражданском кодексе появился пункт о том, что товар может ввозиться в страну самим правообладателем или с его согласия. Таким образом, «серый» импорт считался контрабандой, нарушители должны были выплачивать правообладателю компенсацию в размере до 5 млн рублей, а товары подлежали уничтожению.

Правила ВТО не запрещают параллельный импорт, а отдают этот вопрос на усмотрение национальных властей. Многие страны мира разрешают параллельный импорт, в частности, США (в стране действует так называемая доктрина первой продажи, согласно которой перепродажа оригинальных товаров не является нарушением), страны Евросоюза, Великобритания, Канада, Бразилия, Турция и другие. При этом есть определенные ограничения. Так, например, почти везде действует условие, что состояние ввезенного товара не должно измениться или ухудшиться после выпуска на местный рынок, это касается в том числе и упаковки продукции.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя