Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен на шины
  24.03.2022

Цены растут по всей стране и, похоже, не собираются останавливаться

Из магазинов пропадают автомобильные шины премиум-сегмента зарубежного производства. На днях деятельность в России приостановили сразу несколько таких компаний. Bridgestone, Continental и Michelin заявили, что временно прекращают работу заводов и поставки продукции, а Pirelli объявила, что перестает инвестировать в российский рынок и ограничивает работу предприятий в стране. Остались ли импортные шины в магазинах, и по какой цене можно «переобуться», разбирался Александр Мезенцев из «Коммерсантъ FM».

Сервисы «Юла» и Avito всегда были популярным местом покупки шин у россиян. Сейчас продавцов зимней и летней резины на этих площадках стало заметно больше. Выбор продукции премиум-класса широкий, и цены пока выросли несильно. Например, четыре шины Michelin для внедорожника с небольшим износом 18 марта можно было купить за 38 тыс. руб.

В специализированных онлайн-магазинах картина иная: выбор зарубежных моделей стал скромным, а цены достигают почти 100 тыс. руб. за комплект. Оператор одного из магазинов искал нужные шины Michelin около пяти минут, но так и не обнаружил их на складе:

— Из Michelin представлена зимняя шипованная шина. Вы летнюю подбираете?

— Да, летнюю.

— Нет, вот в 265-й высоте только зимняя шипованная. А в 275-й... Нет, там вообще одна модель представлена по Москве. Michelin нет.

— А если Continental с такими же характеристиками?

— Нет, тоже только зимняя. Из летних Bridgestone в наличии в Егорьевске.

Собеседник из другого онлайн-ретейлера все же смог найти необходимую летнюю резину, но лишь два комплекта. На вопрос «когда будут поставки?» в магазине ответить не смогли и подчеркнули, что продают то, что завезли ранее:

— Какая именно модель Michelin на лето?

— А какие есть?

— Только Tour. Вы в каком городе находитесь? В Москве?

— В Москве, да.

— 23,2 тыс. руб. цена за штуку. Был еще CrossClimate, но там остались только три шины. Они будут еще дороже. Из Michelin ничего нет. Continental в этом размере нет. Что успели завезти, то продаем. Когда будут новые поставки, не могу сказать. Могу предложить Bridgestone в 275-ой по 20,3 тыс. руб. за шину. Ценник вырос в связи с обстановкой.

В основном проблемы возникли с продукцией компаний, которые ушли с российского рынка — шин других производителей на складах в избытке. Однако цены заметно выросли на весь ассортимент. В ближайшие месяцы они будет регулярно меняться, отмечает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко: «Стоимость резины уже выросла на 30-40%, логистические цепочки разрушены. Думаю, еще будет повышение цен где-то процентов на 20-25 минимум. Не забывайте, что у нас все склады, как всегда, битком. Я понимаю, что в 2022 году никто их в связи с произошедшими событиями забивать не планировал, но такого, что завтра резины не будет, у нас нет».

На фоне обвала рубля россияне стали активно скупать шины, причем еще до начала сезона замены резины. По данным онлайн-агрегатора товаров и цен Price.ru, в конце февраля — начале марта за 10 дней спрос вырос почти на 70%.

«Мы, как и большинство магазинов, успели закупиться еще до того, как все это началось. Пока будем тратить эти запасы. Что дальше будет с поставками — непонятно», — рассказал NN.RU менеджер магазина TyrePlus в Нижнем Новгороде, добавив, что цены на шины взлетели в среднем в два раза.

В магазине Automoda в том же городе сообщили, что дефицит некоторых шин уже заметен. «Например, Yokohama — они закончились на складах, заводы работу приостановили, поэтому поставок пока не будет. Цены у нас поднялись процентов на 50, на некоторые позиции — еще больше, в зависимости от производителя. С дисками дела чуть получше, они пока есть, их пока производят», — рассказал менеджер по продажам Automoda Андрей Бестужев.

«На данный момент автомобильные шины в зависимости от производителя подорожали в среднем на 20%, какой рост цены будет через месяц, предположить трудно. Большинство производителей, имеющие заводы в России, заморозили свое производство (но не ушли и не закрыли заводы). В этом сезоне у Michelin, Pirelli, Goodyear, Dunlop, Hankook и Nokian Tyres вышло много летних новинок, но вероятно, что новинок мировых брендов будет мало и на всех не хватит. Но у нас сейчас нет дефицита шин и дисков — выбор есть в разных ценовых сегментах, по-прежнему работают услуги шиномонтажа и сезонного хранения, — поделился директор по маркетингу Kolobox Михаил Горбатов.- У нас есть долгосрочные контракты с компанией Cordiant (Ярославский завод), также в наших магазинах представлен большой выбор шин Kama и Viatti нижнекамского шинного завода. Диски отечественные тоже есть — СКАД, К&К. А еще сейчас хорошо выстроена логистика с Китаем, на витринах в торгово-сервисных центрах представлена широкая линейка для всех видов автомобилей, как легковых, легких кроссоверов, так и внедорожников».

На Китай делает ставки и Андрей Бестужев из магазина Automoda: «В отечественные шины я не очень верю — не то качество, да и не во всех размерах они делаются. И вряд ли российские заводы смогут сейчас дать все необходимые объемы. Если кто и сможет заменить ушедших производителей, так это Китай. Из Китая пока шины везут, с ними все давно налажено».

В министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области заверили, что в ближайшее время шин региону хватит: «Шины в Нижегородской области не изготавливаются. В то же время отечественные производители (например, марки Cordiant и Kama) серьезно повысили качество и являются конкурентоспособными в нижнем и среднем ценовых сегментах рынка. Также в России продолжают работать иностранные производители шин. При этом в производстве велика доля импортных материалов (большая часть из Китая). Сейчас в связи с международной обстановкой решается логистический вопрос, меняется схема перевозок. По информации крупных профильных сетей, торгующих шинами, запасы на летний сезон имеются в необходимом объеме, дефицита не предполагается».

На летние шины наиболее распространенного размера 205/55R16 цены в Нижнем Новгороде стартуют с 5,2 тысячи рублей за штуку. Переобуть все четыре колеса и уложиться в бюджет 24–25 тысяч рублей можно, если выбрать шины марок Kama, Cordiant и Viatti. Чуть подороже обойдутся китайские марки Greentrac, Sailun, тайваньские Maxxis. Если же говорить о шинах Bridgestone, Nokian, Pirelli, Michelin и других популярных марок, то заготовить надо как минимум 30–40 тысяч рублей. Владельцам крупноразмерных авто стоит морально и материально подготовиться к значительно большим тратам. Например, летние шины 225/60 R18 при самом минимальном раскладе обойдутся в 45–50 тысяч рублей с теми же Sailun и Maxxis. А на Michelin или Pirelli придется потратить до 100 тысяч рублей.

Пресс-секретарь портала «Дром» Мария Погребец отметила, что летние шины подорожали по сравнению с прошлым годом, однако спрос растет на фоне сообщений о приостановке работы в РФ крупных производителей шин и ослабления рубля.

«Автолюбители страны стали активно скупать летнюю резину на фоне ослабления рубля и новостей от крупных производителей шин о приостановке своей деятельности. В этом году спрос и цены выросли еще до начала сезона, который приходится на середину марта. Относительно прошлого года стоимость шин увеличилась на 36%, а предложение сократилось на 10%», - сказала она.

По ее словам, эксперты отмечают, что это только первая волна удорожания шинной продукции. При этом сложно спрогнозировать, что будет дальше с предложением и ценами на шины. Если рубль стабилизируется или даже слегка укрепится, начавшиеся перебои в производстве и поставках шин продолжат свое негативное влияние на рынок, прогнозируют аналитики.

Петербургский портал «Фонтанка» при помощи архива Интернета нашел цены на одни и те же шины (по размеру, марке и модели) в одних и тех же магазинах сейчас и год назад. «Принимая во внимание, что все эти цифры надо умножать на четыре, можно констатировать: быть автомобилистом в этом году стало заметно дороже. В зависимости от размера колес увеличение трат могло составить от 7–8 тысяч для небольших городских машин до 20–30 тысяч для внедорожников, - отметили в издании. - Пять эмоциональных стадий — от отрицания, гнева и торга до депрессии и принятия — автолюбитель проходит дня за два. И либо выкладывает вдвое больше, чем планировал, за привычный бренд, либо открывает для себя прекрасный мир российско-белорусской шинной индустрии. Китайское уже гораздо дороже». Далее текст Дениса Лебедева («Фонтанка»):

Найти зависимость, почему что-то подорожало больше, а что-то меньше, не получается. Если раньше какая-нибудь «Кама» или «Белшина» находили покупателя лишь среди самых прижимистых обладателей максимально бюджетных авто, то сейчас их продукцией интересуются и менеджеры среднего звена с довольно свежими иномарками. Однако как раз на них в относительном исчислении цены и выросли больше всего. Если раньше эти две марки можно было искать по ценам в районе 1,8–2 тысяч рублей за штуку даже в размере 15–16 дюймов, то теперь они начинаются уже от 4–4,5 тысяч.

Да «Каму» практически и не найти уже в популярных размерах, разве что собирать по одной-две штуки по разным магазинам. «Белшина» также есть лишь в теории — заказы на нее принимаются, но велик шанс, что в последний момент шин не окажется или же продавец попробует подсунуть неликвидные в марте «всесезонки» — без шипов же. Противоестественный дефицит продавцы напрямую связывают с тем, что целевая группа этих марок резко расширилась. Если раньше на свой условный «Поло Седан» или «Киа Рио» уважающий себя петербуржец брал только иностранные бренды, то теперь охотно соглашается и на «белоруса». Так за счет имиджевых потерь удается сохранить прежний объем трат на «резину». Разумеется, резкого наплыва таких экономных водителей дистрибьюторы не ждали, и обеспечить весь спрос не удалось.

По пути между стадиями принятия можно вспомнить, что под Петербургом работает большой — один из крупнейших в Европе — шинный завод финской Nokian Tyres. И он делает две продуктовые линейки: для тех, что побогаче, — Nokian, для более скромных — Nordman. Именно за счет второго бренда в последние годы многие рачительные автомобилисты находили зыбкий баланс между престижем и экономией. К примеру, самые простенькие Nordman SZ2 еще год назад можно было найти в городских магазинах по 3 600 рублей за штуку (в популярном размере 205/55 R16).

Эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен на шины Цены в Санкт-Петербурге (по данным «Фонтанки»)

Однако цены на шины стали расти еще осенью. На всеволожском заводе Nokian Tyres объясняли, что в связи с ослаблением курса рубля, удорожанием сырья и материалов, а также ростом стоимости транспортировки сырья и готовой продукции по отдельным брендам ценники могут меняться на 20–25 %. Сейчас, для понимания, эти колеса практически нигде не найти (много где осталось по 1–2 колеса), а там, где есть, цена начинается от 6 400 рублей.

В разговоре с «Фонтанкой» представители завода категорически заявили, что не будут комментировать сейчас ни цены на сами шины, ни стоимость сырья, — из-за «высокой турбулентности» на рынке. Зато подтвердили, что завод все же продолжает работать и производить колеса для российского рынка. По нынешним временам уже это — хорошая новость.

Куда серьезнее все обстоит для обладателей колес от 17 дюймов и больше. Тем, кто захочет уложиться хотя бы в 10 тысяч за штуку, придется открывать для себя доселе неизведанные марки: Windforce, Ovation, Boto, Arivo. Это все Китай. Есть еще российский Viatti — производства «Нижнекамскшины». Всеволожский Nordman — это уже больше 12 тысяч. Тем, кому нужен 18-й размер, к примеру, 235/60 R18, китайские марки — это уже от 10 тысяч. А если самое недорогое от более-менее понятного производителя, да еще и целым комплектом, — это Dunlop уже за 18 тысяч. Столько же — Nordman S SUV. Далее все уже заметно больше 20 тысяч.

То есть потратить 100 тысяч рублей на новую резину — это для обладателей нормального размера внедорожников стало суровой реальностью. Разумеется, их владельцы никогда и не могли рассчитывать на совсем уж бюджетные варианты, но тот же Dunlop SP Sport Maxx 050+ в размере 235/60 R18 107W XL многие, в том числе архив Интернета, помнят по куда более скромной цене — 7 300. Те самые, которые сейчас по 18 500 за штуку. А Nokian Hakka Black 2 SUV, которые в этом же размере еще год назад продавались по 8 600, теперь стоят все 24 400.

Примечательно, что сейчас сложилась парадоксальная ситуация: зимние шипованные шины стоят дешевле актуальных летних. Ведь зимние закупались еще с осени — по старым ценам и в другой геополитической ситуации, объясняют продавцы. Возможно, когда ажиотаж спадет, чуть проще будет купить и летние. Тем более что на рынок сейчас выходит гораздо меньше новых машин — весь прошлый год, и тем более сейчас, продажи снижались. Однако велик шанс, что многие привычные бренды водители теперь увидят не скоро.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя