Nokian: Шины в России подорожали на четверть за год
  10.02.2022

В 2021 году на российском шинном рынке наблюдались рост спроса, увеличение цен и дефицит популярных моделей и типоразмеров, сообщают производители

Рост розничных цен на автомобильные шины в России по итогам 2021 года составил в среднем 25%. Такую оценку дал глава отделения Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов на презентации годового отчета компании. Такая динамика, по словам Пантюхова, связана с серьезным подорожанием сырья и растущими затратами на логистику. Его слова приводит РБК.

На стоимость производства в прошедшем году существенно повлияла логистика, отметил глава Nokian в России. Это касается как шинных концернов, которые имеют локальные производства в России и поставляют сырье и материалы из Азии; так и компаний, которые производят шины в Азии и поставляют готовую продукцию в европейские страны.

«Те ограничения и сложности с контейнерными перевозками, которые мы наблюдали в мировом масштабе в течение 2021 года, коснулись и шинной отрасли, и нас в том числе. Это вылилось в очень существенное — в разы — подорожание перевозок, особенно из Азии в Европу», — сказал Пантюхов.

По данным Nokian, в среднем за 2021 год увеличение стоимости сырья и материалов составило около 15% по сравнению с 2020 годом. Стремительнее всего цены росли в конце 2021 года. «Если мы возьмем стоимость сырья в пересчете на одну шину и сравним его сейчас с тем, что было год назад, то разница составляет целых 30%. Мы полагаем, что эта тенденция будет продолжаться в течение всего 2022 года, особенно ярко она будет выражена в первом полугодии», — отметил Пантюхов.

По его оценкам, в 2022 году рост сырья в шинной индустрии составит около 20% (в сравнении с 2021 годом в годовом выражении). Эту цифру он называет «существенной», так как сырье и материалы — основной элемент формирования себестоимости для шинных производителей. Это, свою очередь, коррелирует с ценами на розничном рынке.

Впрочем, рост цен не оказал негативного влияния на потребительский спрос. Продажи шин Nokian Tyres дистрибьюторам в штуках (sell-in) в России в 2021 году выросли на 61% по сравнению с 2020 годом и одновременно превысили показатели 2019 допандемийного года (продажи всего холдинга Nokian по итогам 2021 года выросли почти на 30% и составили рекордные 1,7 млрд евро). Завод во Всеволожске работал на полную мощность и произвел за год 17 млн шин. Компания, по словам Пантюхова, как и другие игроки рынка, полностью не удовлетворила существующий спрос на рынке.

«Если охарактеризовать одним словом, что происходит на рынке сейчас — это дефицит. Год назад, если бы меня кто-то об этом спросил, я бы вряд ли поверил, что такое может сложиться. Мы видим, что это ситуация в определенной степени продолжается и в 2022 году. Тот всплеск спроса, который произошел в 2021 году и не мог быть полностью удовлетворен, он означает определенный отложенный спрос и в 2022 году. Отрасль растет, но она ограничена производственными возможностями и логистическими ограничениями. Сможем ли в этом году полностью удовлетворить спрос — жизнь покажет», — сказал Пантюхов.

Несмотря на дефицит новых автомобилей на протяжении последних двух лет, суммарно объем автопарка в стране растет. Как отметил Андрей Пантюхов, это происходит за счет увеличения срока эксплуатации автомобилей. Кроме этого, по его мнению, всплеск спроса стал следствием развития внутреннего автомобильного туризма в условиях закрытых границ.

Продажи производителей шин для вторичной комплектации в РФ в 2021 году составили 40,5 млн штук, сообщил Пантюхов: «Рынок после определенной просадки в 2020 году существенно вырос и, по нашей оценке, достиг общего уровня примерно в 40,5 млн шин. Это вторичный рынок, летние и зимние шины, без шин для первичной комплектации».

Как сообщает «Коммерсантъ», в Michelin оценивают объем рынка схоже — в 40,7 млн шин, что «соответствует росту почти на 20% относительно 2020 года». Драйвером роста стал запрос дилеров на пополнение своих складских запасов на текущий год и под старт сезона 2022 года. «При этом рынок розничных продаж 2021 года также показал хороший рост, но более умеренный — 5,5%, достигнув объема 37,4 млн шин», — заключают в Michelin.

В Bridgestone также говорят о росте шинного рынка в 2021 году. В частности, в сегменте легковых автомобилей спрос подогрел тот факт, что «все больше людей отдавали предпочтение путешествиям на автомобилях».

По оценкам Минпромторга, потребление шин во всех сегментах рынка в 2021 году выросло на 8% (с учетом как первичной, так и вторичной комплектации). «С начала 2021 года ситуация в шинном сегменте стабилизировалась, производство восстановилось после кризиса 2020 года, достигнув уровня доковидных значений и составив 59,4 млн штук, что выше уровня 2020 года на 8%», — сказали “Коммерсанту” чиновники. Экспортные поставки выросли на 4% (31,3 млн шин), импорт — на 1% (23,2 млн шин), и исходя из этого внутренний рынок за год они оценили в 51,3 млн шин.

В 2021 году рынок лишь частично восстановил потери первого года пандемии, когда локдаун и региональные ограничения пришлись как раз на сезонные пики продаж на шинном рынке весной и осенью, отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева.

В Bridgestone говорят о некотором ухудшении ситуации с доступностью импортной продукции в прошлом году и с дефицитом самых популярных моделей и типоразмеров: «Это было связано с последствиями нестабильных производственных процессов на некоторых заводах в период пандемии, проблемами с доступностью контейнеров, необходимых для морской перевозки, и прочим». Кроме того, там наблюдали дефицит продукции по некоторым моделям шин из-за повышенного спроса в летнем сезоне.

Дефицит на протяжении 2021 года наблюдался в первую очередь в среднем и бюджетном ценовых сегментах, что было особенно заметно в летнем сезоне, добавляют в Michelin: в результате увеличилась доля премиальных брендов в продажах летних шин. В 2022 году там ожидают умеренный рост отгрузок дилерам — порядка 2–3%, но и увеличения спроса со стороны конечных потребителей в пределах 5%.

Прогноз Nokian по рынку предполагает рост на 5–10%. В частности, за счет того, что часть спроса не была удовлетворена в прошлом году, так как традиционные для автопрома проблемы дефицита и роста себестоимости не обошли и шинников.

В drom.ru сообщили, что за 2021 год стоимость новых шин в среднем увеличилась на 22%, предложение сократилось на 15%. В целом на рынок в этот период оказывали влияние маркировка, пандемия коронавируса и рост цен на сырье, отмечают там: «Рост цен на шины продолжится. Будут сезонные повышения стоимости: в марте—апреле и в сентябре—октябре».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что в пандемию спрос на шины на вторичном рынке проседал, поскольку многие просто не пользовались автомобилем: «Сейчас происходит восстановительный рост». Дальше ситуация на рынке будет в значительной степени зависеть как от темпов роста продаж автомобилей, так и от цен на нефть и каучук. Помимо рыночных факторов, отрасль опасается изменения системы расширенной ответственности производителя (РОП), которая, по сути, предполагает заменить принцип «утилизируй или плати» на экосбор за всю введенную в оборот продукцию.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя