Как ожидается, разработка может быть востребована на предприятиях автомобильного сервиса
Студенты Тюменского индустриального университета разработали стенд по определению количества шипов в автомобильных шинах, который призван сократить длительность диагностики и трудоемкость шиноремонтных работ на предприятиях автомобильного сервиса, сообщили в пресс-службе ТИУ.
Авторы проекта — четверокурсники Института транспорта Денис Жданов, Вячеслав Петров и Александр Эрфурт, обучающиеся по образовательной программе «Автотранспортная мехатроника». Работа над проектом началась в мае 2019 года, а его идею студентам подали представители автомобильного холдинга, с которым сотрудничает ТИУ.
«С проблемой диагностирования зимних шипованных шин к нам на кафедру сервиса автомобилей и технологических машин обратился заместитель технического директора ГК “Автоград” Иван Александрович Покрышкин, — рассказал Жданов. – Идеей заинтересовался наш руководитель Евгений Сергеевич Козин, он и определил меня в команду для работы над проектом. Позже присоединились мои одногруппники, и уже втроем мы начали усердно работать, анализировать методы диагностики и искать наиболее оптимальный из них».
По словам Петрова, за полтора года было исследовано несколько методов детектирования. «Начали с самого логичного — магнитного, но оказалось, что шипы изготовлены из специального сплава, который не обладает магнитными свойствами, поэтому этот метод сразу отпал, – поделился он. – Рассматривали механический метод, к примеру, когда при соударении металлической пластины о шип замыкаются контакты, которые потом преобразуются в электронный сигнал. Также пробовали использовать виброакустический метод, основанный на считывании звуковых колебаний, но в итоге остановились на оптических датчиках».
Как отмечают студенты, научная новизна проекта заключается в том, что для определения количества шипов впервые применяется оптический метод. В качестве основного рабочего элемента используются оптические датчики, которые при помощи инфракрасного излучения определяют наличие шипа в посадочном отверстии. Еще одним новшеством является программа обработки и интерпретации получаемой от датчиков информации и предоставления отчетности оператору.
«Водители автотранспорта часто продолжают ездить на плохо шипованной резине, а это небезопасно. Возможно, причина такого поведения — в отсутствии достоверной информации о состоянии шин автомобиля, — считает Эрфурт. – Спроектированный нами стенд позволяет автоматизировать процесс подсчета шипов. Сейчас наш макет выполняет это действие с приблизительной погрешностью в 5%, при этом на одно колесо уходит 10 секунд».
В данный момент работа над проектом продолжается, и его участники и планируют начать работу над полноценным прототипом. Итогом должен стать запатентованный промышленный образец с полной конструкторской документацией и инструкцией по эксплуатации.