В Беларуси растет спрос на бюджетные шины
  19.11.2020

Представители торговых компаний рассказали о ситуации на белорусском шинном рынке

На этой неделе в Минске и северной части Беларуси на дорогах появились снег и лед, вследствие чего те, кто еще не купил зимние шины, отправились в магазины. О тенденциях на белорусском шинном рынке, а также о причинах, которые к ним привели, Андрею Ахрему из ABW.by рассказали специалисты торговых компаний.

По словам Сергея Булыгина, руководителя торгово-сервисного центра «Автосеть», в стране растет интерес к бюджетным шинам, и эта тенденция проявляется уже не первый сезон, причем покупатели все больше доверяют китайским брендам. При этом заметно упал спрос на шины производства Сербии, которые еще недавно покупали очень активно.

«Тенденция смещения спроса в сторону дешевых шин, в том числе китайских, пошла еще с прошлых сезонов. Особенно это было заметно весной, то есть это касается не только зимней, но и летней, а также всесезонной резины, - говорит он. - Самым востребованным является бюджетный сегмент. В зависимости от размера от 60 до 150 [белорусских] рублей (23-56 долларов) за шину – от 13 до 18 дюймов включительно»

Как отмечает Булыгин, среди бюджетных шин все чаще покупают продукцию таких азиатских брендов, как Sailun, Westlake, Delinte и Triangle, поскольку них широкая линейка типоразмеров, рисунков протектора и сезонности.

«Сильно упал спрос на европейские покрышки эконом-класса, поскольку по совокупности характеристик азиатская продукция их превосходит, - рассказывает эксперт. - Что касается "Белшины", то в этом сезоне ее продажи минимальны. Она проигрывает "азиатам" как по цене, так и по ходимости, тормозным и сцепным характеристикам. Также упал интерес покупателей к российским шинам. Они в большинстве своем тоже уступают по качеству азиатской резине. Сербские марки Tigar, Kormoran и Taurus [Kormoran и Taurus – это соответственно польский и венгерский бренды, которые сейчас вместе с Tigar принадлежат Michelin] были очень популярны до этого зимнего сезона. Раньше на них были очень привлекательные цены, но из-за роста курса евро и доллара в этом сезоне мы получили очень дорогие шины, хотя по характеристикам они остались бюджетными».

По его словам, в Беларуси также заметно вырос спрос на всесезонную резину. «Люди пытаются сэкономить, покупая универсальные шины, чтобы тратить меньше денег на "переобувание". Всесезонные шины есть у многих брендов, в том числе бюджетных: китайских, вьетнамских, таиландских, - говорит Булыгин. - "Всесезонка" есть разная. По нашим законам допускается использование зимой резины с маркировкой M+S, но, на мой взгляд, этого недостаточно. На правильной "всесезонке" должна присутствовать трехпиковая скала со снежинкой. Это обозначение зимней шины, но оно встречается и на всесезонной резине. Европейские производители также внедряют в свои линейки всесезонные шины, ведь они вполне актуальны в теплом климате. В условиях наших зим лучше искать "всесезонку" с трехпиковой скалой и снежинкой. Считаю, что если потребитель ездит не очень много и учитывает, что у него стоит всесезонная резина, то ее можно спокойно ставить».

Те, кто привык ездить на премиум-шинах и может себе их позволить, до сих пор выбирают этот сегмент, добавляет руководитель торгово-сервисного центра. «Это оправдано: сцепные и тормозные характеристики у такой резины исключительные, ходимость у всех премиум-брендов средняя, - отмечает он. - По тестам эти шины всегда занимают первые места. Редко продукция малоизвестных марок поднимается на лидирующие позиции вместе с Continental, Goodyear или Michelin. В этом сезоне хороший спрос на Dunlop ввиду довольно привлекательных цен».

Эксперт также отмечает, что «по наблюдениям на шиномонтаже, клиенты очень редко привозят сегодня свежекупленную б/у резину, поскольку покупка бывших в употреблении покрышек – лотерея, по цене сопоставимая с приобретением новых китайских шин».

Тенденцию повышения спрос на дешевые шины подтвердил и Дмитрий Циуля, коммерческий директор сети шинных центров «Колесоплюс». Он же предупреждает о том, что покупатели некоторых новых моделей автомобилей, в частности Geely, а также свежей «бэушки» из Европы уже сейчас могут столкнуться с трудностями при покупке зимних шин нужного размера.

«По нашим наблюдениям, спрос частично сместился в сторону бюджетных шин. Остается много клиентов, которые как покупали премиум-шины, так и продолжают это делать, но, безусловно, часть покупателей "переехала" из эконом-класса в бюджетный сегмент. Кто-то стал покупать российские марки, кто-то – китайские, кто-то – таиландские, - говорит он. - Но сказать, что спрос полностью сместился в нижний ценовой сегмент, я не могу. Часть брендов в среднем ценовом диапазоне ушла с рынка, а часть стала дешевле. Например, у Goodyear есть бренды Sava и Fulda, которые пользовались спросом, продавались сотнями тысяч. Сегодня их практически нет на рынке, а цена оставшейся Sava вплотную подобралась к бюджетным линейкам Goodyear. Естественно, при таких раскладах люди покупают Goodyear. Из-за курсовых колебаний сербские Tigar, Kormoran и Taurus, которые в прошлом году "рвали" все возможные продажи, в этом сезоне по цене перешли из бюджетного сегмента в "эконом". Соответственно продаются они уже, будем откровенны, не самым лучшим образом. Но относительно прошлого года и "Китай" подорожал на 30-35%. В каждом сегменте есть своя причина, по которой какие-то шины продаются, а какие-то – нет. Интересно, что Goodyear и Bridgestone в процентном соотношении подорожали меньше, поскольку их основная часть приезжает к нам от российских представительств указанных производителей, цены на них формируются в российских рублях, отсюда и меньшее подорожание, так как отношение белорусского рубля к российскому было немного более стабильным».

По словам Циули, получается, что «вымылся» в основном средний сегмент – покупателю при нынешних ценах на него стало гораздо легче психологически сделать шаг вверх, в «премиум». А при недостатке средств на дорогие шины ввиду увеличившегося разрыва между эконом-классом и бюджетными вариантами люди, конечно, «спрыгивают» в бюджетный сегмент. Фактически на рынке остался спрос только на премиальные и бюджетные шины, говорит эксперт.

«В премиум-сегменте относительно спроса на конкретные марки ничего не поменялось: в лидерах – Michelin, Goodyear, Pirelli, Continental, в меньшей степени Bridgestone и Nokian. В прошлые годы Nokian стоили очень дорого, а в этом году они сформировали адекватный ценник, что привело к неплохим продажам: если в прошлом году всего продалось 18 тысяч шин Nokian, то в этом столько продано, наверное, за один месяц, - отмечает Циуля. - В среднем сегменте "премиум-минус" лидируют Hankook, остатки Fulda, Matador и Barum. Бюджетный сегмент надо разделить на две категории. Российские шины Cordiant и "Кама", Rosava, туда же отнесем "Белшину" – это первая. Вторая – это "сербы", Laufenn, хорошие "китайцы", например, Goodride».

Циуля добавляет, что отличие этого сезона от предыдущего заключается в нехватке шин очень многих размеров: «Связано это с пандемией COVID-19 и снижением объемов производства в первой половине года. Из-за нарушения технологических цепочек и недостаточного объема выпуска необходимых для производства компонентов наверстать упущенное быстро не получается. Очевидным плюсом этой ситуации для производителей является минимизация складских запасов у дилеров, что упрощает планирование».

«Я клоню к тому, что если вы ждете декабря и до сих пор не купили зимние шины, то стоит посмотреть на актуальное сегодня предложение и поторопиться с покупкой, поскольку в начале декабря многих размеров не окажется в продаже, - подчеркивает он. - А по некоторым проблемы есть уже сегодня – это последние модели премиальных BMW, Audi, Mercedes и т.д., практически все электромобили, даже свежая "бэушка" из Европы. Производители выбирают для их комплектации "экзотические" для нашего рынка типоразмеры, и при продажах даже нескольких сотен машин, не говоря уже про тысячи, на рынке возникает ажиотажный спрос на определенные типоразмеры шин».

В частности, это касается шин на свежие модели Geely. Размеры, в которых они выпускаются, в Беларуси были совершенно не востребованы ранее: 225/60 R18 в прошлом году на Atlas, в этом году 215/55 R18 на Coolray, 245/45 R20 и 235/50 R19 на Tugella. «Как только Geely выпускает какую-то модель, растет спрос на "зиму" в ее типоразмере. Например, продали пять тысяч Coolray – нужно 20 тысяч зимних шин, - говорит Циуля. - Естественно, видя динамику, мы стараемся заказать больше. Сейчас нет проблем с шинами на Atlas или Lada Vesta SW Cross, которые были сразу после их выхода на рынок, но на новинки этого года они возникают. В первую очередь всегда есть трудности с шинами на новинки. Поэтому, если вы сейчас планируете купить машину, совсем недавно появившуюся на рынке, советую узнать, есть ли на нее в продаже зимняя резина».

По его словам, не все хорошо и с некоторыми моделями из Европы и США, например, с Renault Scenic 4, Grand Scenic 4 и Espace 5. «Их размер 195/55 R20, при этом там особый вылет дисков, и не получится купить 16-е, 17-е или 18-е диски и соответствующие шины. Все старые диски будут либо прятаться в арках, либо торчать наружу, - отмечает Циуля. - Также эксклюзивны для Беларуси размеры почти у всех "электричек", которые сегодня ввозятся в нашу страну. У BMW i3 размер колес 155/70 R19, но шин в этом размере никто не держит. Имейте в виду, что покупкой "зимы" на все эти машины нужно озаботиться заранее».

По поводу продукции «Белшины» эксперт отметил, что ничего плохого сказать про нее нельзя, и каких-либо серьезных проблем у покупателей не возникало. «Те же Geely все комплектуются "Белкой", никто не спешит ее менять, - говорит он. - Если сравнивать с хорошим "Китаем", то, наверное, можно поставить знак равенства по качеству, но по ассортименту, я имею в виду типоразмеры, у "китайцев" выбор существенно больше. Бояться "Белшины" однозначно не стоит, а по цене каждый решает сам».

Циуля также подтвердил рост спроса на всесезонные шины: «С учетом наших зим люди все активнее смотрят на всесезонные шины и "еврозиму", которая хорошо работает при температуре около нуля и позволяет нормально существовать с ней летом [производители настоятельно не рекомендуют использовать зимние шины любого типа в летний период]. Спрос на такие шины вырос значительно – их доля сегодня около 10-15 процентов продаж. Раньше хорошие всесезонные шины можно было найти только в линейках премиальных производителей, поскольку "всесезонка" – это самый дорогой продукт, очень сложный технологически: такая резина должна хорошо тормозить и зимой, и летом, не дубеть на морозе, не плавиться в жару и т.д. Сегодня достойные модели уже есть в эконом-классе, медленно, но верно появляются в бюджетном сегменте. Думаю, как только появится хорошая бюджетная всесезонная шина, продажи "всесезонки" и "еврозимы" вырастут до 30-35 процентов, как во всей Европе. Безусловно, от этого пострадают шиномонтажи, но если зимы будут такими же теплыми и бесснежными, все идет именно к этому».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя