В Германии опубликованы результаты исследования работы Continental при нацистах, чье проведение инициировала сама компания
Историк Пауль Эркер на днях представил отчет о своем исследовании, посвященном сотрудничеству Continental с нацистским режимом. Исследование было поддержано самой компанией, и в работе Эркера подробно рассказывается о том, как «Continental внесла один из крупнейших вкладов в развитие вооруженных сил и экономики национал-социалистов и в то же время извлекла финансовую выгоду из мобилизации и милитаризации». Выдержки из исследования приводит Frankfurter Allgemeine.
Мюнхенский ученый имеет большой опыт в изучении одного из самых темных периодов немецкой истории, и ранее он составлял подобные хроники для компаний Bosch и Jaegermeister. Результаты нового исследования были представлены публике генеральным директором Continental Эльмаром Дегенхартом, а работа над 850-страничным трудом заняла почти четыре года.
В своей работе Эркер пишет, что Continental с самых ранних этапов стремилась стать компанией, полностью соответствующей идеалам нацистского режима. В 1933-м совет директоров почти в полном составе приветствовал приход к власти национал-социалистов, и в отличие от многих других промышленников, которые скептически отнеслись к правительству Адольфа Гитлера генеральный директор Continental Gummi-Werke AG Вилли Тишбайн несколько раз публично объявлял о своей поддержке политики нового правительства. При этом Тишбайн был одним из влиятельнейших промышленных магнатов Веймарской республики, одним из соучредителей Ассоциации автомобильной промышленности и входил с наблюдательный совет «Дрезднер банка», одного из крупнейших банковских концернов Германии.
По словам Эркера, история Continental говорит о важности поведения руководителей предприятий, поскольку Тишбайн не только дал понять, что крупный бизнес поддерживает режим Гитлера, но и обязал все членов совета директоров и управленцев менее высокого уровня немедленно войти в НСДАП, чтобы показать пример всем остальным. Эркер пишет, что нацистские функционеры в Ганновере всячески помогали друг другу, и это взаимодействие поддерживалось финансовыми выплатами политическим ассоциациям, которые, как говорится в отчетности компании, в 1933 и 1934 годах составили в общей сложности миллион рейхсмарок. В мае 1934-го Гитлер посетил стенд Continental на Международной автомобильной выставке в Берлине, что Эркер описывает, как один из ключевых моментов в налаживании сотрудничества между компанией и режимом. «Это событие четко сигнализировало о том, что интересы Continental и режима полностью совпадают, и такой уровень взаимопонимания был достигнут за очень короткое время», - пишет Эркер.
Автор исследования также смог получить новые данные о процессах, происходивших внутри Continental, поскольку первым получил возможность изучить корреспонденцию наблюдательного совета, где доминирующую позицию занимало семейство Опель, имевшее тогда контрольный пакет акций, а также протоколы заседаний. В частности, Эркер пишет о роли Фрица Опеля и его братьев, главных акционеров Continental, в том, что тогда происходило в компании. Хотя Опель, как хорошо известно из документов, долго враждовал с Тишбайном, поскольку они не сходились во мнении по поводу расходов и дивидендов, в 1933-м они оба полностью поддержали адаптацию работы наблюдательного совета к новым политическим реалиям. «Всех членов совета, имевших родственные связи с евреями, призвали “добровольно” уйти в отставку или отказаться от переизбрания», - отмечает Эркер.
В то время руководство Continental также посчитало необходимым публично выразить свою лояльность новым политическим лидерам. «Continental является христианской и исключительной немецкой компанией, - говорилось в обнародованном заявлении. – Насколько нам известно, весь акционерный капитал компании находится в немецких руках. Наш персонал включает лишь крайне небольшую долю евреев или сотрудников с еврейскими корнями (не более десяти на 10 000 человек). В руководстве компании нет ни одного еврея. Все члены совета директоров являются арийцами, а в новоизбранном наблюдательном совете евреи отсутствуют».
При новом режиме были созданы Национал-социалистическая заводская организация (НСБО) и доверительный совет, которые заменили собой профсоюзы. Поскольку считалось, что работники Continental в целом склоняются к левым взглядам, основное внимание заводские ячейки уделяли работе с рядовыми сотрудниками. Хотя после выбора рабочего совета в 1933-м, не осталось сомнений, что рабочие в своем большинстве поддерживают национал-социалистов, в мае того года в наблюдательный совет вошли два представителя НСДАП – Герман Хаасе и Ганс Мюллер, которые заменили двух членов СДП (Социал-демократической партии). Они потребовали увеличить размер выплат работникам, а также включения члена своей партии в исполнительный совет Continental.
По словам Эркера, составить общую картину того времени часто бывает сложно, и нельзя разделить все на хорошее и плохое. Continental была среди тех, кто наиболее активно поддержал новый режим, и вина компании неоспоримо доказана, если говорить, к примеру, о принудительном труде. Компания практически полностью подстроилась под нацистский режим на самых разных уровнях, и их интересы и цели очень часто совпадали. В то же время два еврея на административных постах работали до 1938 года, и «арианизация» руководства на самом деле не была завершена до того же года, то есть этот процесс длился относительно долго в сравнении с другими крупными компаниями. Кроме того, среди рабочей силы этот фактор долгое время играл только второстепенную роль.
Ситуация на предприятиях, которые потом вошли в состав Continental, также существенно различалась. Франц-Йозеф Месснер, генеральный директор Semperit, к примеру, сначала использовал нацистскую систему для усиления своей испытывающей финансовые затруднения компании. Позднее он сотрудничал с американцами, что в конечном счете стало известно и стоило ему жизни. По словам Эркера, главным мотивом его измены нацистам стало то, что таким образом он хотел защитить фабрики от американских бомбардировок, поэтому миф о Месснере как о герое сопротивления далек от действительности.
Альфред Тевес, основавший компанию по выпуску тормозных систем (ATE сейчас также входит в Continental), существенно дольше дистанцировался от администрации Гитлера. Он был женат на американке и поддерживал сотрудников-евреев, и ни он, ни его сыновья не были членами НСДАП. Тевес трудоустраивал потерявших работу членов СДП, а во Франкфурте при его поддержке были основаны ячейки сопротивления, и в итоге его деятельность привлекла внимание Гестапо. В то же время Тевес тоже внес вклад в развитие военной экономики нацистов и производил системы управления для танков.
Такая амбивалентность была присуща и самой Continental. Фриц Кёнецке, возглавивший компанию в 1940-м, проводил, по выражению Эркера, осторожную оппортунистскую политику при относительном дистанцировании от нацистской системы. Continental была одной из компаний, горячо приветствовавших создание национал-социалистической промышленности, и быстро превратилась в образцовую компанию нового типа, при этом не забывая и о своих интересах. В ранние годы правления Гитлера компания представляла собой крупного поставщика продукции для создания общества, ориентированного на потребление и обеспечение досуга, а ее превращение в один из «столпов военной экономики» (по Эркеру) набрало скорость ближе к началу войны. Continental была одним из важнейших поставщиков Третьего рейха и производила автомобильные и авиационные шины, гусеницы для танков, а также технические шланги, гидравлические тормоза и различные системы для крылатых ракет «Фау-1», танков и артиллерии. Кроме того, на заводах Continental изготавливались миллионы противогазов.
Нацистский режим проводил политику стимулирования компаний, используя их амбиции и апеллируя к духу патриотизма, чтобы предприятия постоянно совершенствовали свою продукцию и наращивали объемы производства. По словам Эркера, эта стратегия была более чем успешной, если взять, к примеру, разработку шин для авиации. Шины слишком быстро изнашивались и были недостаточно прочными, и инженерам Continental удалось разработать шины для «Мессершмиттов» моделей 109 и 262, увеличившие количество возможных взлетов-посадок с 15-ти до более чем 50-ти.
Конкуренция между производителями повлияла и на разработку подошв для обуви, и здесь использовалась в том числе экономическая эксплуатация системы концентрационных лагерей, управлявшейся СС. В июле 1940 года управление экономического развития рейха создало центральный комплекс по тестированию обуви в концлагере Заксенхаузен, а в ноябре того же года разработчики Continental выслали туда первые десять пар обуви с резиновыми набойками, чтобы испытать их на износоустойчивость. Результаты пришли через несколько месяцев – в среднем набойки изнашивались после 274 км, но некоторые выдержали до 400 км. «Тестировали» продукцию, как можно понять, заключенные лагеря.
Соперничество Continental с ее ключевым конкурентом – фирмой Freudenberg, базирующейся в Вайнхайме, и острое желание обеих компаний разработать оптимальный продукт привели к тому, что «испытательный полигон» стал использоваться еще интенсивнее, естественно, без какого-либо внимания к состоянию заключенных. Эркер пишет, что на самом деле условия стали, по сути, невыносимыми. Подошвы из игелита могли выдержать до 2 200 километров, то есть примерно столько нужно было пройти, чтобы разработчики смогли сделать какие-либо выводы. В процессе этого заключенные губили свое здоровье, а многие умерли, что было напрямую или косвенно связано с тестированием обуви. Надзиратели комплекса были известны своей бесчеловечностью, и было множество случаев, когда заключенных там просто убивали. При строгом контроле со стороны сотрудников СС ходить было необходимо с шести утра до пяти вечера, и разрешался только перерыв на обед. И если в начале 170 заключенных проходили за день в среднем 4 000 километров, позднее это количество было увеличено до восьми тысяч.
Отдельную главу Эркер посвятил принудительному труду на производстве. Continental использовала принудительный труд и на своих заводах, и на заводах связанных с ней компаний. Согласно источникам Эркера, в общей сложности это коснулось порядка 10 000 человек. Ситуация также была комплексной, и, к примеру, в случае квалифицированного рабочего из Бельгии все так же была предусмотрена зарплата за счет коллективных выплат. Подневольные работники считались частью штата без разделения по расовому или национальному признаку. В то же время с советскими рабочими обращались по-другому, в соответствии с правилами, установленными властями и Гестапо. В августе 1942-го был впервые использован труд французских военнопленных.
По словам Эркера, они, как и интернированные итальянцы, иногда могли рассчитывать на трудоустройство. Историк приходит к выводу, что Continental не имела существенной экономии средств при использовании труда военнопленных, и на заводах существовала зависимость между производительностью труда и жесткостью дисциплины, которая была относительно умеренной.
По контрасту с этим катастрофически плохими были условия в так называемых подготовительных отделениях, где осуществлялась самая тяжелая и грязная работа, а использование принудительного труда и военнопленных было особенно распространенно. Своими жестокостью и садизмом славился доктор Ганс Оденвальд, ответственный за операции с сырьем. Позднее об условиях труда рассказывали немецкие рабочие: «Иностранные работники должны были работать двенадцать часов в день без выходных. Если иностранцы, в первую очередь русские, не могли дальше выносить такие условия и просили доктора Оденвальда и его помощника Тьерри улучшить питание, они оба отвечали, что не стоит жалеть большевиков – когда эти умрут, их заменят новыми».
Другая ситуация была в самой Continental. Источники указывают, что на заводах компании размещение и обеспечение всем необходимым иностранных рабочих было образцовым как минимум до середины 1942 года. Начиная с середины 1944-го на работу были наконец направлены узники концлагерей, и это был финальный этап радикализации отношения к рабочей силе. Порядка 500 заключенных-женщин заставили изготавливать противогазы в тяжелейших условиях на заводе в Лиммере – 24-часовые смены на сборочной линии в условиях жары и при агрессивном воздействии паров. Если они были не в состоянии выполнять работу, охрана использовала различные методы запугивания и притеснения. В то же время Эркер нашел свидетельства более человеческого отношения к ним со стороны немецких рабочих, которые выполняли ту же работу, а после вмешательства руководства издевательства со стороны сотрудников СС, по его данным, наконец прекратились. Историк при этом приводит и другие примеры прочных связей между Continental и системой концлагерей, и это свидетельство того, насколько вовлеченной компания была в преступления нацистского режима.
В финальной части своего исследования Эркер рассказывает о судьбе руководителей Continental после поражения нацизма. Почти для всех из них процесс денацификации завершился увольнением, поскольку они были классифицированы всего лишь как «последователи», и после этого они продолжили карьеру в послевоенной Германии. Глава Continental Кёнецке уехал незадолго до окончания войны. В свою защиту и в целях объяснения своих действий он позднее придумал откровенно авантюрную историю, в которой выставил себя как героя и как жертву. По его версии, он якобы предотвратил разрушение завода, который был должен был быть взорван по приказу гауляйтера, после чего был приговорен к смерти. В 1945-м он был уволен из Continental, а в 1948-м было постановлено, что он не был вовлечен в преступления нацистского режима. Через год он начал работу в Phoenix AG в Гамбурге, а в 1952-м вошел в совет правления Daimler, став впоследствии его председателем. В 1960 году обладатель креста ордена «За заслуги перед ФРГ» ушел из жизни.
«Это исследование показывает, что Continental была важной частью военной машины Гитлера, - говорит нынешний глава компании Эльмар Дегенхарт. – Мы инициировали его проведение, чтобы пролить свет на некоторые темные главы истории нашей компании. Для нас это возможность в полной мере принять свою ответственность и на основании опыта прошлого лучше осознать свою идентичность, что важно при создании лучшего будущего. Это долг и обязанность каждого поколения».