От шин для разбрасывателей удобрений до высокотехнологичного специализированного продукта – как проходила эволюция шин для монстр-траков
Параметры шин часто играют важную роль в автоспорте, но нигде шины не имеют такое значение, как в соревнованиях монстр-траков, чьи огромные колеса являются их главной отличительной чертой, и именно им бигфуты обязаны своими способностями. Раньше на эти автомобили устанавливали адаптированные шины, которые изначально были предназначены для других областей применения, но теперь ситуация может измениться.
«Наши автомобили объединяют в себе черты и внедорожников, и шоу-каров, и автомобилей для дрэг-рейсинга, - говорит Марти Гарза, вице-президент Ассоциации гонок на монстр-траках (MTRA), основанной в 1987 году для установления правил проведения соревнований. – Это высокотехнологичные машины с 30-дюймовым ходом подвески, мощностью в полторы – две тысячи лошадиных сил, способностью делать несколько обратных сальто подряд и пригодностью к ремонту прямо на месте. Автомобили последнего поколения почти полностью собираются из специально изготовленных частей, и это стало результатом трансформации нашего спорта».
Эволюция была постепенной, и ее движителями были команды-участницы, а не автопроизводители или поставщики комплектующих. Ставшие традиционными широкие шины с V-образным рисунком впервые появились на пикапе под названием Bigfoot в 1974-м, когда владелец команды Боб Чендлер использовал флотационные шины Goodyear Super Terra Grip, устанавливавшиеся в его родном штате Миссури на передних колесах разбрасывателей удобрений. Шины обладали большим пятном контакта и относительно легкой конструкцией, а также агрессивно выглядели, поэтому они идеально подошли и для монстр-траков. После появления бигфута в фильме 1981 года «Возьми эту работу и засунь ее подальше» шины начали быстро набирать популярность в новом качестве.
Тогда же началось соревнование по увеличению размера колес. К началу 80-х команды экспериментировали с 66- и 73-дюймовыми сельскохозяйственными шинами (высотой 168 и 185 см соответственно) и использовали усиленные рамы и мосты, чтобы они выдерживали дополнительный вес. Кульминацией стало создание Bigfoot 5, на котором стояли 3-метровые шины от Firestone, изначально разработанные для строительства радиолокационной станции в Арктике. Пикапы переделывались для установки новых колес, и они не только внушительно выглядели, но и могли выполнять эффектные трюки, к примеру, давить другие машины перед восхищенными зрителями. Тенденция оказалась недолговечной, и, как говорит Билл Истерли, вице-президент по управлению автопарком соревнований Monster Jam, приоритеты начали сдвигаться в сторону наращивания скоростей. «Те шины были очень тяжелыми и весили по 600-800 фунтов [270-360 кг], - рассказывает он. – Они отлично подходили только для того, чтобы давить машины, но когда скорости в спорте начали увеличиваться, автомобилям понадобилось сбросить вес, и это коснулось и шин тоже».
Стремление повысить скорости изменило облик спорта – в конце 80-х начали использоваться трубчатые рамы, и очень скоро недостатки сельскохозяйственных шин уже нельзя было игнорировать. Владелец одной из команд Джек Уиллман начал заострять грани грунтозацепов и дорезать шины до корда, снижая их вес на треть для более быстрых разгонов и торможений. Команды также экспериментировали, к примеру, с шинами от «Днепрошины» (их называли просто Ukraines) или пытались модифицировать сам каркас шин.
«Боковины сельхозшин обычно намного толще, чем нам нужно, и у них также очень высокие грунтозацепы – высотой 2,5-3 дюйма, - объясняет Гарза. – Поскольку представления проходят в том числе на стадионах, были опасения по поводу того, что шины будут выбрасывать грязь на трибуны, поэтому блоки начали срезать и делать их все меньше и меньше».
Боб Трент, вице-президент команды Bigfoot 4x4, говорит, что шины с тех пор стали более долговечными. «Мы используем шины Firestone Flotation 23 Degree Deep Tread, - рассказывает он. – Обычно изменения касаются количества слоев каркаса – у наших нынешних шин их десять. Они могут прослужить до пяти лет или даже дольше, и обычно шина выходит из строя из-за пореза боковины».
Первые шины, разработанные специально для монстр-траков, появились в начале 2000-х. Они были спроектированы командой SiR и весили 204 кг, несмотря на усиленную бортовую зону, а также имели слой из кевлара в конструкции. Были также изготовлены специальные диски с бедлоками, которые надежнее предотвращают сход шины с обода при приземлении с колесами, повернутыми внутрь. Но действительно большие ресурсы были подключены к разработке, когда спонсором Monster Jam стала компания BKT – крупный производитель шин для различной спецтехники, сейчас поставляющий специально созданные шины для всех команд.
По словам Брайана Мэнсона, владельца компании MTX Event Productions, организующей соревнования, соглашение с BKT стало поворотным моментом. «Большую часть времени существования этой индустрии команды просто покупали “бэушные” шины у сельхозкомпаний, а потом срезали протектор и переделывали их под свои требования, - говорит он. – Обычно хорошую подержанную шину можно было купить за 300-800 долларов. Теперь стало общепринятым, что команды покупают новые, специально разработанные шины за полторы – две тысячи за штуку, и им не нужно ничего делать, чтобы снизить их вес».
Сотрудничество BKT и Monster Jam началось в 2014 году, когда компания объединилась с командами для разработки эксклюзивных флотационных шин с диагональной конструкцией. Как говорит Дилип Вайдья, технологический директор BKT, при создании новых шин FL353 перед компанией стояли крайне специфические задачи.
«Нам нужны были плоская зона контакта и изогнутые плечевины для обеспечения устойчивости, в том числе при приземлении с высоты трех футов, - объясняет он. – Изогнутые плечевины позволяют шинам отскочить в момент удара после прыжка и быстро найти необходимую устойчивость. В то же время было необходимо, чтобы в гонке шины не начинали подпрыгивать, поскольку из-за этого ухудшалось бы время».
В итоге были разработаны шины с широким пятном контакта, грунтозацепами высотой 1,9 см, модифицированным бортом и тонкими боковинами из жесткой резины, чья конструкция обеспечивает стойкость к повреждениям и необходимый контроль при приземлении. «Мы разработали уникальный компаунд с увеличенной устойчивостью к вырываниям и порезам, поскольку шины используются в сложнейших условиях, - говорит Вайдья. – Кроме этого, был усилен контроль качества на производстве и были введены дополнительные меры предосторожности при хранении шин, а также при их транспортировке во время туров».
Еще одним положительным моментом стало то, что теперь шины можно будет отслеживать. Хотя MTRA установила стандарты для новых пикапов, у шин имеет значение только размер. Установить возраст шин сложнее, поэтому старые сельзозшины потенциально могут использоваться на монстр-траке в течение нескольких десятилетий. По словам Гарзы, в будущем это может измениться, и такие призывы раздаются после того, как член совета ассоциации получил опасные для жизни травмы, когда шина соскочила с обода при накачивании в 2019 году.
«Использование флотационных шин началось в сельском хозяйстве еще в конце 1960-х, так что, возможно, это была очень старая шина, - говорит Гарза. – Мы приходим к мнению, что наши соревнования существуют уже достаточно давно для того, чтобы состояние шин могло создавать проблемы. Нет никакой возможности узнать, как долго шина была подвержена влиянию окружающей среды, ультрафиолета, и есть ли в ней трещины. При этом по трещинам влага может попадать в бортовые зоны, где начинается коррозия. Возможно, мы запретим шины определенного возраста или шины, которые ранее использовались на сельхозтехнике, поскольку в этом случае определить их состояние невозможно. Мы не хотим, чтобы кто-нибудь еще получил травмы, и, возможно, это приведет к тому, что мы полностью откажемся от сельскохозяйственных шин».
В 2017 году BKT представила шины второго поколения, FL354, и Вайдья подтвердил, что уже ведется работа над новой моделью. «Уменьшенная ширина обеспечит дополнительную защиту амортизаторов при приземлении после прыжка с высоты, а увеличенная высота блоков сделает шины еще более долговечными, - говорит он. – Помимо этого, новый дизайн с дополнительными блоками повысит тяговое усилие – даже когда автомобиль, к примеру, едет на двух колесах».
По словам Гарзы, другие шинные производители тоже разглядели потенциал в соревнованиях монстр-траков. «Когда разрабатывалась шина для SiR, им пришлось самим все финансировать – никто не думал, что есть какие-то перспективы, - говорит он. – Теперь мы собираем по 60 тысяч зрителей на каждом шоу и делаем это неделю на неделей. Это глобальный феномен, и мы проводим представления ежегодно перед миллионами поклонников. Постепенно производители начали проявлять интерес, поскольку они видят, что наш спорт обретает влиятельность, и они хотят себя с ним ассоциировать. Популярность монстр-траков растет, поэтому нет причин, чтобы индустрия на это не реагировала».