Как бигфуты получили собственную «обувь»
  07.05.2020

От шин для разбрасывателей удобрений до высокотехнологичного специализированного продукта – как проходила эволюция шин для монстр-траков

Параметры шин часто играют важную роль в автоспорте, но нигде шины не имеют такое значение, как в соревнованиях монстр-траков, чьи огромные колеса являются их главной отличительной чертой, и именно им бигфуты обязаны своими способностями. Раньше на эти автомобили устанавливали адаптированные шины, которые изначально были предназначены для других областей применения, но теперь ситуация может измениться.

«Наши автомобили объединяют в себе черты и внедорожников, и шоу-каров, и автомобилей для дрэг-рейсинга, - говорит Марти Гарза, вице-президент Ассоциации гонок на монстр-траках (MTRA), основанной в 1987 году для установления правил проведения соревнований. – Это высокотехнологичные машины с 30-дюймовым ходом подвески, мощностью в полторы – две тысячи лошадиных сил, способностью делать несколько обратных сальто подряд и пригодностью к ремонту прямо на месте. Автомобили последнего поколения почти полностью собираются из специально изготовленных частей, и это стало результатом трансформации нашего спорта».

Как бигфуты получили собственную «обувь»Бигфут Max-D делает сальто на шоу Monster Jam в 2014 году

Эволюция была постепенной, и ее движителями были команды-участницы, а не автопроизводители или поставщики комплектующих. Ставшие традиционными широкие шины с V-образным рисунком впервые появились на пикапе под названием Bigfoot в 1974-м, когда владелец команды Боб Чендлер использовал флотационные шины Goodyear Super Terra Grip, устанавливавшиеся в его родном штате Миссури на передних колесах разбрасывателей удобрений. Шины обладали большим пятном контакта и относительно легкой конструкцией, а также агрессивно выглядели, поэтому они идеально подошли и для монстр-траков. После появления бигфута в фильме 1981 года «Возьми эту работу и засунь ее подальше» шины начали быстро набирать популярность в новом качестве.

Как бигфуты получили собственную «обувь»Оригинальный Bigfoot

Тогда же началось соревнование по увеличению размера колес. К началу 80-х команды экспериментировали с 66- и 73-дюймовыми сельскохозяйственными шинами (высотой 168 и 185 см соответственно) и использовали усиленные рамы и мосты, чтобы они выдерживали дополнительный вес. Кульминацией стало создание Bigfoot 5, на котором стояли 3-метровые шины от Firestone, изначально разработанные для строительства радиолокационной станции в Арктике. Пикапы переделывались для установки новых колес, и они не только внушительно выглядели, но и могли выполнять эффектные трюки, к примеру, давить другие машины перед восхищенными зрителями. Тенденция оказалась недолговечной, и, как говорит Билл Истерли, вице-президент по управлению автопарком соревнований Monster Jam, приоритеты начали сдвигаться в сторону наращивания скоростей. «Те шины были очень тяжелыми и весили по 600-800 фунтов [270-360 кг], - рассказывает он. – Они отлично подходили только для того, чтобы давить машины, но когда скорости в спорте начали увеличиваться, автомобилям понадобилось сбросить вес, и это коснулось и шин тоже».

Как бигфуты получили собственную «обувь»Bigfoot 5

Стремление повысить скорости изменило облик спорта – в конце 80-х начали использоваться трубчатые рамы, и очень скоро недостатки сельскохозяйственных шин уже нельзя было игнорировать. Владелец одной из команд Джек Уиллман начал заострять грани грунтозацепов и дорезать шины до корда, снижая их вес на треть для более быстрых разгонов и торможений. Команды также экспериментировали, к примеру, с шинами от «Днепрошины» (их называли просто Ukraines) или пытались модифицировать сам каркас шин.

«Боковины сельхозшин обычно намного толще, чем нам нужно, и у них также очень высокие грунтозацепы – высотой 2,5-3 дюйма, - объясняет Гарза. – Поскольку представления проходят в том числе на стадионах, были опасения по поводу того, что шины будут выбрасывать грязь на трибуны, поэтому блоки начали срезать и делать их все меньше и меньше».

Как бигфуты получили собственную «обувь»Бигфут Earth Shaker, сделанный из старого самосвала 

Боб Трент, вице-президент команды Bigfoot 4x4, говорит, что шины с тех пор стали более долговечными. «Мы используем шины Firestone Flotation 23 Degree Deep Tread, - рассказывает он. – Обычно изменения касаются количества слоев каркаса – у наших нынешних шин их десять. Они могут прослужить до пяти лет или даже дольше, и обычно шина выходит из строя из-за пореза боковины».

Первые шины, разработанные специально для монстр-траков, появились в начале 2000-х. Они были спроектированы командой SiR и весили 204 кг, несмотря на усиленную бортовую зону, а также имели слой из кевлара в конструкции. Были также изготовлены специальные диски с бедлоками, которые надежнее предотвращают сход шины с обода при приземлении с колесами, повернутыми внутрь. Но действительно большие ресурсы были подключены к разработке, когда спонсором Monster Jam стала компания BKT – крупный производитель шин для различной спецтехники, сейчас поставляющий специально созданные шины для всех команд.

Как бигфуты получили собственную «обувь»Не всегда все идет по плану 

По словам Брайана Мэнсона, владельца компании MTX Event Productions, организующей соревнования, соглашение с BKT стало поворотным моментом. «Большую часть времени существования этой индустрии команды просто покупали “бэушные” шины у сельхозкомпаний, а потом срезали протектор и переделывали их под свои требования, - говорит он. – Обычно хорошую подержанную шину можно было купить за 300-800 долларов. Теперь стало общепринятым, что команды покупают новые, специально разработанные шины за полторы – две тысячи за штуку, и им не нужно ничего делать, чтобы снизить их вес».

Сотрудничество BKT и Monster Jam началось в 2014 году, когда компания объединилась с командами для разработки эксклюзивных флотационных шин с диагональной конструкцией. Как говорит Дилип Вайдья, технологический директор BKT, при создании новых шин FL353 перед компанией стояли крайне специфические задачи.

Как бигфуты получили собственную «обувь»Шины BKT для Monster Jam

«Нам нужны были плоская зона контакта и изогнутые плечевины для обеспечения устойчивости, в том числе при приземлении с высоты трех футов, - объясняет он. – Изогнутые плечевины позволяют шинам отскочить в момент удара после прыжка и быстро найти необходимую устойчивость. В то же время было необходимо, чтобы в гонке шины не начинали подпрыгивать, поскольку из-за этого ухудшалось бы время».

В итоге были разработаны шины с широким пятном контакта, грунтозацепами высотой 1,9 см, модифицированным бортом и тонкими боковинами из жесткой резины, чья конструкция обеспечивает стойкость к повреждениям и необходимый контроль при приземлении. «Мы разработали уникальный компаунд с увеличенной устойчивостью к вырываниям и порезам, поскольку шины используются в сложнейших условиях, - говорит Вайдья. – Кроме этого, был усилен контроль качества на производстве и были введены дополнительные меры предосторожности при хранении шин, а также при их транспортировке во время туров».

Как бигфуты получили собственную «обувь»Монстр-трак Zombie на шинах BKT 

Еще одним положительным моментом стало то, что теперь шины можно будет отслеживать. Хотя MTRA установила стандарты для новых пикапов, у шин имеет значение только размер. Установить возраст шин сложнее, поэтому старые сельзозшины потенциально могут использоваться на монстр-траке в течение нескольких десятилетий. По словам Гарзы, в будущем это может измениться, и такие призывы раздаются после того, как член совета ассоциации получил опасные для жизни травмы, когда шина соскочила с обода при накачивании в 2019 году.

«Использование флотационных шин началось в сельском хозяйстве еще в конце 1960-х, так что, возможно, это была очень старая шина, - говорит Гарза. – Мы приходим к мнению, что наши соревнования существуют уже достаточно давно для того, чтобы состояние шин могло создавать проблемы. Нет никакой возможности узнать, как долго шина была подвержена влиянию окружающей среды, ультрафиолета, и есть ли в ней трещины. При этом по трещинам влага может попадать в бортовые зоны, где начинается коррозия. Возможно, мы запретим шины определенного возраста или шины, которые ранее использовались на сельхозтехнике, поскольку в этом случае определить их состояние невозможно. Мы не хотим, чтобы кто-нибудь еще получил травмы, и, возможно, это приведет к тому, что мы полностью откажемся от сельскохозяйственных шин».

Как бигфуты получили собственную «обувь»Monster Jam

В 2017 году BKT представила шины второго поколения, FL354, и Вайдья подтвердил, что уже ведется работа над новой моделью. «Уменьшенная ширина обеспечит дополнительную защиту амортизаторов при приземлении после прыжка с высоты, а увеличенная высота блоков сделает шины еще более долговечными, - говорит он. – Помимо этого, новый дизайн с дополнительными блоками повысит тяговое усилие – даже когда автомобиль, к примеру, едет на двух колесах».

По словам Гарзы, другие шинные производители тоже разглядели потенциал в соревнованиях монстр-траков. «Когда разрабатывалась шина для SiR, им пришлось самим все финансировать – никто не думал, что есть какие-то перспективы, - говорит он. – Теперь мы собираем по 60 тысяч зрителей на каждом шоу и делаем это неделю на неделей. Это глобальный феномен, и мы проводим представления ежегодно перед миллионами поклонников. Постепенно производители начали проявлять интерес, поскольку они видят, что наш спорт обретает влиятельность, и они хотят себя с ним ассоциировать. Популярность монстр-траков растет, поэтому нет причин, чтобы индустрия на это не реагировала».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя