Лунные шины Bridgestone будут имитировать ступни верблюдов
  19.02.2020

В компании поделились подробностями о разработке шин для лунной экспедиции

Когда миссия «Аполлон-15» впервые доставила луноход на поверхность спутника Земли в 1971-м, он позволил астронавтам преодолеть более 27 км. В следующем году дистанция была увеличена до более чем 35 км, но это очень небольшие значения в сравнении с тем, которые могут стать доступными в конце текущего десятилетия. К 2029 году Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA намерено создать луноход с кабиной для четырех человек, который, если все пойдет по плану, сможет в конечном итоге проехать порядка 10 000 км.

В разработке ровера участвует автомобильная корпорация Toyota, которая построит большую его часть, тогда как шины будут изготовлены другой японской компанией - Bridgestone, о чем было объявлено в апреле прошлого года. Учитывая существенно возросший вес лунохода и то, что какую дистанцию он должен преодолеть, перед Bridgestone стоит уникальная задача, на чье решение уйдет несколько лет, но компания уже изготовила первые прототипы, один из которых был показан на недавней выставке Consumer Electronic Show.

Лунные шины Bridgestone будут имитировать ступни верблюдовНовый луноход будет намного крупнее предыдущих

Оригинальные колеса для лунных миссий обладали сетчатой конструкцией, покрытой цинком, а тяговое усилие на рыхлой лунной поверхности обеспечивали титановые протекторы со стреловидным рисунком. Для намного более крупного лунохода JAXA тестируются шины, чей внешний корпус изготовлен из металлического шерстоподобного материала, скрученного в толстые канаты, формирующие протектор. Каждое колесо выглядит как две спаренные шины с противоположно направленными рисунками. «Это биомимикрия, а в качестве образца были взяты ступни верблюдов, - говорит директор по технологиям американского отделения Bridgestone Низар Тригуй. - Такой дизайн позволяет шинам не слишком глубоко проваливаться в песок».

Под плетеной внешней поверхностью находится внутренняя структура шин, и инженеры не стали использовать сотовидную конструкцию, подобную той, что получили безвоздушные шины компании, предназначенные для использования на Земле. Вместо этого шины снабдили структурой с соединенными металлическими планками, которые прогибаются подобно пружинам во время движения. «Сотовидная конструкция не нужна, поскольку на Луне низкая гравитация, - объясняет Тригуй. - В то же время максимальное снижение веса - уже уникальный вызов для инженеров».

Лунные шины Bridgestone будут имитировать ступни верблюдовРанний прототип внутренней конструкции

Хотя металл обладает повышенным весом, на резиновых шинах по Луне прокатиться не получится. Колебания температуры очень значительные, и кроме того сама поверхность создает агрессивные условия. «Частицы поверхности очень мелкие, абразивные, острые и наэлектризованные, - говорит Тригуй. - Материалы должны быть прочными, чтобы выдержать все это».

Чтобы быть уверенными в том, что шины справятся со своими задачами, JAXA, Toyota и Bridgestone протестируют их в условиях, имитирующих лунные. Партнеры еще не рассказали, как именно будут проходить испытания, но, к примеру, компания Off Planet Research использует такие материалы, как базальтовая крошка, битое стекло и т.д., чтобы создавать подобные условия.

До запуска миссии еще почти 10 лет, и инженерам предстоит очень многое сделать, поэтому прототипы могут претерпеть значительные изменения, и в Bridgestone пообещали рассказывать о ходе работы.

Комментарии: (1)

  • goshina
    в 12:02 20.02.2020

    Сила притяжения на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Эластичные колёса спроектированы таким образом, чтобы улучшать манёвренность ровера и минимизировать его амортизацию, что при навигации по покрытой кратерами, скалами и холмами гравийной и пыльной поверхности Луны позволит ему преодолеть более 10000 километров и успешно завершить миссию. Но круто же!

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя