Главные темы шинной индустрии в прошедшие 10 лет
  31.12.2019

От китайской экспансии и тестгейта до одуванчиков и шин-«зубастиков» - рассказываем, что происходило в шинной отрасли в 2010-е

Сегодня заканчивается не только 2019 год, но и второе десятилетие нового тысячелетия, поэтому мы решили сделать обзор нескольких из тем, о которых в последние 10 лет больше всего говорили в мировой и российской шинной отрасли.

КРУПНЕЙШИЕ ПОГЛОЩЕНИЯ. То, что китайские шины уверенно отвоевывают себе место на мировом рынке, все уже привыкли, но прошлые десять лет ознаменовались еще и тем, что две самые крупные сделки в шинной отрасли совершили именно инвесторы из КНР.

Вероятно, главная корпоративная новость для шинной индустрии за прошедшие 10 лет появилась 23 марта 2015 года ранним утром по пекинскому времени. Именно тогда было официально подтверждено, что один из крупнейших и уж точно самый гламурный шинный производитель мира – итальянская Pirelli – будет куплен китайской госкорпорацией ChemChina. Сумма сделки составила порядка семи миллиардов евро, и тогда китайцы впервые получили доступ к шинным технологиям такого уровня. В то время по этому поводу высказывались самые разные мнения, в том числе не особенно оптимистичные, однако сейчас у Pirelli все в целом хорошо, и на днях компания, к примеру, объявила, что стала единственным поставщиком шин для Чемпионата мира по ралли (WRC) – отличный показатель того, что качество шин Pirelli никуда не делось. Правда, за это время Pirelli опустилась на пару строчек в рейтинге мировых шинных производителей, но это, вероятно, хотя бы частично связано с тем, что производство шин для грузовой и агротехники было выделено в отдельную структуру.

На Pirelli китайские инвесторы не остановились, и спустя три года, в июле 2018-го, было объявлено, что компания Doublestar получает контроль над Kumho – вторым по размеру шинным производителем Южной Кореи. Если бы была создана объединенная структура, она могла бы потенциально попасть в топ-10 мирового рейтинга, но компании продолжают работать независимо, поскольку так решило новое руководство. В целом десятилетие выдалось очень сложным для Kumho, которая оказалась в непростом финансовом положении. Как бы то ни было, ситуация вроде бы начинает выправляться, и в этом году компания объявила, что возвращается к прибыльности.

Стоит отметить, что поглощение Kumho было крайне болезненным процессом, и сделка вполне могла сорваться. Против выступали и рабочие Kumho, и корейские политики, однако китайская сторона проявила настойчивость и все же преодолела все препятствия.

Самой же главной сорвавшейся сделкой 10-летия стало неудачное поглощение американской Cooper индийским шинным производителем Apollo. Сумма сделки оценивалась в 2,5 миллиарда долларов, а в том, что она так и не была закрыта, опять же были виноваты в том числе неуступчивые китайцы. После того как в 2013 году Apollo объявила, что покупает американскую компанию, это очень не понравилось руководству Cooper Chengshan Tire (CCT) – совместному предприятию Cooper и китайской Chengshan. В итоге рабочие CCT остановили производство шин под брендами Cooper, компания лишилась доступа к финансовой документации СП, и в таких обстоятельствах – были и другие сложности, только увеличивавшиеся со временем – сделка в конечном итоге была сорвана. После этого Chengshan выкупила 65-процентную долю в СП у Cooper за 280 миллионов долларов и создала новую компанию Prinx Chengshan, которая сейчас строит новый завод в Таиланде.

КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И ТАРИФНЫЕ ВОЙНЫ. Именно вывод китайскими компаниями своего производства за пределы КНР стал одной из ключевых тенденций 10-летия. Связано это в первую очередь с торговыми барьерами против потока дешевых китайских шин, которые возводятся по всему миру от Бразилии до России. Сильный удар по китайским поставщикам был нанесен еще в 2009 году администрацией Барака Обамы, которая ввела новые пошлины на шины из КНР, и после этого информация о подобных протекционистских мерах регулярно появляется в различных странах мира. О введении антидемпинговых пошлин на китайские грузовые и автобусные шины в России было объявлено в 2015 году, и максимальное увеличение тарифов тогда составило до 35%. В 2018 году об увеличении пошлин на ввоз шин тех же категорий из Китая было объявлено и в Евросоюзе.

В такой ситуации китайские производители начали перенаправлять поставки в страны с менее жесткой тарифной политикой, а также приступили к разработке планов по выводу производства за пределы КНР. За прошедшее время заводы в других странах открыли такие крупные компании, как Linglong, ZC Rubber, Double Coin и Sailun, которым за счет этого не нужно платить дополнительные пошлины. Тенденция сохраняется, и уже совсем скоро в Таиланде откроется завод General Science, и там же, как уже говорилось, локализует производство Prinx Chengshan. Вообще, почти все из упомянутых компаний выбрали для своих новых инвестпроектов именно Таиланд, и причина проста – доступность дешевого натурального каучука. В то же время скоро могут появиться и барьеры против шин таиландского производства, и о намерении ввести соответствующие антидемпинговые пошлины уже было объявлено в Индии.

ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ. Завод китайской шинной компании мог появиться и в России, и в 2012 году Triangle уже вела переговоры с властями нескольких регионов страны, а стоимость предприятия оценивалась в 200-250 миллионов евро, и это только на первом этапе. В 2013 году представители Triangle без раскрытия причин сообщили, что компания отказалась от локализации производства в стране, и хотя в 2014-м в Башкортостане была создана рабочая группа для содействия проекту, а власти республики предлагали китайцам особые льготы, в итоге на этом все и остановилось, а компания сейчас строит завод стоимостью 580 миллионов долларов в США.

Хотя Triangle в России так и не обосновалась, это за последние десять лет сделали сразу несколько других иностранных шинных компаний. В частности, свое производство в стране локализовала Pirelli, которая изначально хотела совместно с «Ростехом» построить новый завод в Тольятти, но потом отказалась от этой идеи и купила шинные заводы в Кирове и Воронеже – в 2011 и 2012 годах соответственно. После этого производство было модернизировано, а к 2021 году мощность ВШК будет увеличена вдвое. Приход Pirelli привел в том числе к тому, что ввиду фокусировки на более премиальные сегменты с рынка ушел популярный бюджетный бренд Amtel, который после этого неожиданно получил вторую жизнь в Китае (где Amtel Planet Evo вышли под названием Pirelli Cinturato P6).

В 2012 году состоялось также официальное открытие завода Yokohama, разместившегося в Липецкой области. В проект было инвестировано порядка шести миллиардов рублей, и сейчас завод поставляет шины как для вторичного рынка, так и на комплектацию новых автомобилей.

Строительству российского завода другой японской компании – Bridgestone, предшествовал небольшой мини-скандал, когда директор отделения корпорации в России и СНГ Ёсиаки Хираиси в 2013 году на вопрос о возможности локализации производства ответил ставшей почти легендарной фразой: «А вы будете покупать японские шины с надписью “Сделано в России”?», имея в виду необходимость «сохранения имиджа японского качества». Судя по всему, желающие нашлись - завод в Ульяновской области был открыт в 2017 году, в 2019-м выпустил свой первый миллион шин, а в 2021-м рядом с ним будет построен новый логистический центр.

В 2013 году в Калужской области открылся завод легковых и легкогрузовых шин Continental, который выпустил пять миллионов шин менее чем за три года, и в том же году было объявлено, что контрольный пакет завода «Волтайр-Пром» купил консорциум, в который вошла американская шинная компания Titan. После этого американцы увеличили долю в «Волтайр-Проме», а завод в Волжском начал выпуск шин под брендами Titan и Goodyear (по условиям лицензионного соглашения).

ЕВРОМАРКИРОВКА. Пока мировые компании открывали заводы в России, в Европе они были заняты в том числе тем, что адаптировали свои шины к новым требованиям ЕС. 1 ноября 2012 года была введена так называемая евромаркировка, и всем легковым, коммерческим и грузовым шинам стали выставлять оценки по трем параметрам – сцеплению на мокром покрытии, топливной экономичности и внешнему шуму.

Появление на шинах новых цветных этикеток, чей дизайн был взят у обозначений энергоэффективности для бытовой техники, такой как холодильники, должно было привести к увеличению безопасности дорожного движения и снижению выбросов вредных веществ. Как бы то ни было, к маркировке было очень много вопросов, связанных, к примеру, с необходимостью проверять оценки - по Сети не без помощи Michelin расходились фото одинаковых китайских шин с разными оценками на этикетке, а эксперты говорили, что в отсутствие контроля может вырасти популярность дешевых шин с неоправданно высокими оценками. Еще одним следствием стало новое соревнование между производителями, которые сфокусировались на указанных в маркировке параметрах и начали выпускать шины с максимальным рейтингом “A/A”. За счет этого пытались привлечь покупателя такие компании, как Bridgestone, Pirelli, Hankook, Kumho, Goodyear и даже китайская Jinyu, но в итоге гонка, судя по всему, закончилась ничем. Вероятно, дело в том, что важен все же баланс всех характеристик, а не улучшение только двух, и к тому же, как признавали в ETRMA (Европейская ассоциация производителей шин и РТИ) через четыре года после введения маркировки, она на самом деле не повлияла на предпочтения потребителей, и они все так же больше внимания уделяли таким привычным факторам, как цена, бренд, рекомендации продавца и т.д. Шины с «идеальными» оценками так и не стали хитом продаж.

Еще один вопрос был связан с тем, что оценки выставлялись по одинаковым нормативам и летним, и зимним шинам, которые эксплуатируются в принципиально разных условиях. Особенно громко по этому поводу высказывалась финская Nokian, которая даже разработала собственную «зимнюю» маркировку с оценками за сцепление на снегу и льду. Тогда ETRMA заявила, что официальной методики для подобных тестов не существует, и даже попросила власти скандинавских стран воспрепятствовать подобной самодеятельности, но уже в 2019 году власти ЕС все же решили адаптировать маркировку к особенностям зимних шин. Оценок, правда, не появится – обеспечить стабильность условий для тестов на снегу и льду очень сложно – но на этикетках теперь будут две новые пиктограммы, говорящие о пригодности шин к обеспечению безопасности на заснеженной и обледенелой поверхности.

Несмотря на все вопросы к евромаркировке, подобные проекты были запущены и в других странах, к примеру, в Японии, Бразилии, Южной Корее и Китае. Где-то маркировка является добровольной, где-то еще дорабатывается, но в будущем законодатели различных стран явно продолжат работать в этом направлении, и когда-нибудь нечто подобное может появиться и в России.

ТЕСТГЕЙТ. Автором главного скандала в шинной отрасли в прошлом 10-летии стал один конкретный человек – тогдашний директор Nokian Ари Лехторанта, который в феврале 2016 года неожиданно подтвердил, что компания присылала на журнальные тесты специально подготовленные шины, что и обуславливало их высокие результаты. Тогда он сказал, что на протяжении многих лет на тесты высылались шины, которые не были идентичны серийным, но потом компания отказалась от этой практики. Особенно примечательным было другое его заявление – о том, что «на самом деле мошенничают почти все», а у Nokian «не самая худшая репутация в этом отношении».

После признания Лехторанты на эту тему высказались сами журналы, которые отметили, что на самом деле их это совсем не удивило. В Tekniikan Maailma рассказали, что ранее на подготовке шин для тестов ловили Continental, а в Aftonbladet вспомнили, что шины Nokian, купленные в магазине, в одном из тестов действительно существенно отличались от предоставленных производителем.

Реакция общественности, в первую очередь в Финляндии, была очень бурной, Nokian принесла официальные извинения, Michelin посчитала нужным подчеркнуть, что никогда такими вещами не занималась, а против финского производителя даже был подготовлен коллективный иск от лица введенных в заблуждение потребителей.

Несколько снизить накал страстей попробовал технический директор Test World Юкка Антила, который заявил, что на самом деле результаты шинных тестов часто преувеличивают, и разница в один балл совсем не говорит, что эти шины обязательно лучше, а те – хуже. В то же время он подчеркнул, что в TW тоже проводят «допинг-тесты», и если результат шин, купленных в магазине, существенно отличается, «мы принимаем меры».

ШИНЫ ИЗ ОДУВАНЧИКОВ. Попытки получать каучук из одуванчиков предпринимались еще во время Второй мировой войны, когда доступ к сырью из Юго-Восточной Азии оказался резко ограничен. После войны все вернулись к обычным источникам каучука, а в последние годы идея «одуванчиковых шин» получила новое развитие. Особенно большое значение этому придает Continental, которая в 2013 году объявила, что «готовит прорыв» в области одуванчикового каучука и намерена построить специальный лабораторный комплекс для изучения этого материала для шинной промышленности, который снизит зависимость компании от азиатского сырья. В США несколько компаний, таких как Bridgestone и Cooper, работают над изготовлением каучука из гваюлы (в Европе этим занимается, к примеру, Pirelli), но дело в том, что этот кустарник произрастает только в жарком климате, тогда как одуванчик кок-сагыз неприхотлив, и его можно выращивать в самых разных странах мира.

Идея того, что одуванчики действительно могут стать альтернативой азиатским каучуковым плантациям, всерьез интересует и других производителей, и сразу несколько компаний за последние 10-15 лет объявили, что вплотную займутся этим растением. В их число, помимо Continental, вошли, к примеру, Cooper, Bridgestone, BKT, Mitas, а также китайские Triangle и Linglong.

К тенденции присоединилась также, к примеру, Vredestein, которая недавно представила свои шины из одуванчиков – правда, пока велосипедные. Continental свой комплекс открыла в конце 2018 года, и в компании обещают, что начнут использовать новый материал в серийном производстве в ближайшие десять лет.

ЛЕТНИЕ ШИНЫ ДЛЯ ЗИМЫ. Если выбирать самую значимую модель шин за 10-летие, то с большой долей вероятности это будут Michelin CrossClimate, представленные в 2015 году. Эта разработка Michelin заставила следовать конкурентов компании ее примеру, изменила целую категорию шин, а впоследствии, возможно, даже станет причиной изменения отраслевых стандартов.

Представляя новинку в Европе, Michelin охарактеризовала ее как «первые летние шины, которые были сертифицированы для использования в зимний период». Подобный оксюморон объяснялся тем, что направленный рисунок шин с небольшим числом ламелей позволил им пройти тесты в соответствии с существующим стандартом на снегу и получить право на маркировку 3PMSF (гора с тремя вершинами и снежинка), которая ранее наносилась только на зимние покрышки. Благодаря этому в странах с обязательной сменой шин по сезону Michelin из этой линейки легально использовать зимой, но в то же время по системе евромаркировки они получили такие же оценки, как и летние шины.

Другие производители почти сразу же поняли, что всесезонные шины, которыми, по сути, являются CrossClimate, с маркировкой 3PMSF будут привлекательнее для покупателей, чем шины той же категории, но без снежинки. Эта возможность охватить новую группу потребителей привела к тому, что остальные компании начали выпускать свои «всесезонки» со снежинкой, а сейчас в этом сегменте такая маркировка и вовсе стала практически нормой – как и направленный рисунок со скромной ламелизацией. Подтянулись уже и китайские компании, представившие свои разработки нового типа с узнаваемым дизайном от таких брендов, как Arcron, Linglong и Westlake.

Дольше других сопротивлялась Continental, которая ранее упорно настаивала на том, что необходимо менять шины два раза в год, а все остальное – всего лишь компромиссные, читай, неполноценные варианты. Как бы то ни было, рынок диктует свои правила, и в 2017 году немецкий бастион сдался, и Continental представила в Европе свои первые всесезонные шины под названием Continental AllSeasonContact. Маркировка 3PMSF, естественно, присутствует.

Казалось бы, все в выигрыше, но проблема в том, что на земном шаре есть страны с настолько суровой зимой, что для их водителей не подходят не то что всесезонные, но даже зимние шины европейского типа. И там шины нового типа со снежинкой тоже легально использовать зимой, причем они привлекают покупателей и тем, что они эффективно работают летом. Такая ситуация создает угрозу безопасности автомобилистов, о чем недавно справедливо заявили в шведском издании Aftonbladet, указав, что ретейлеры предлагают те же CrossClimate как всесезонные шины, хотя они совершенно не подходят для северной зимы. Michelin даже пришлось разъяснять, что снежинка говорит лишь о соответствии требованиям стандарта к сцеплению на снегу, но поймет ли это обычный покупатель – большой вопрос.

Тенденция дошла также до Канады, где эксперты заметили появление на рынке шин, которые, судя по маркировке, легальны для зимнего периода, но даже внешне разительно отличаются от зимних шин. Отреагировали уже и представители властей, и в частности министр транспорта провинции Квебек Франсуа Боннардель не так давно признал проблему и заявил, что обратится к федеральному правительству с тем, чтобы ужесточить стандарты с целью увеличения безопасности.

Что касается России, у нас такой проблемы вроде бы нет, и Michelin, представляя шины, сразу подчеркнула, что всесезонными они могут считаться только на юге страны, а в остальных регионах они позиционируются как летние шины с увеличенным сцеплением в межсезонье. Подобную разработку под названием «Кама 365» в прошлом году, кстати, представили в Нижнекамске. Новые «Кама», по заявлению производителя, представляют собой шины с расширенным температурным рабочим диапазоном, но несмотря на название, в большей части страны в течение всего года их использовать нельзя, да и маркировки со снежинкой у них нет.

Нужно также добавить, что в последние пару лет популярность обозначения 3PMSF, легализующего шины для зимнего периода, проявилась и в еще одном сегменте – All Terrain. Производителей можно понять, поскольку это доказательство универсальности делает шины более привлекательным выбором, и сейчас практически все шины этой категории попадают на рынок с изображением снежинки на боковых стенках, а корейская Nexen недавно объявила, что теперь шины Nexen Roadian AT Pro RA8, представленные в 2014 году, тоже будут выпускаться с маркировкой 3PMSF. Это единственное упоминание внедорожных шин в этом обзоре, поскольку этот сегмент в целом очень консервативен. Правда, в Северной Америке в последние годы формируется новая категория шин под названием R/T – Rough Terrain или Rugged Terrain – но о ней мы недавно и подробно рассказывали.

НАДО БОЛЬШЕ ШИПОВ. Неизвестно могли ли предсказать скандинавские законодатели, когда в 2013 году, заботясь о состоянии дорог и экологии, ограничивали количество шипов в зимних шинах 50 штуками на погонный метр протектора, что в итоге новые нормативы приведут к тому, что на рынке появятся покрышки, шипов в которых будет столько, сколько не было никогда раньше. Дело в том, что новый стандарт позволял увеличивать количество шипов, если в специальном тесте будет подтверждено, что их влияние на дорожное полотно в рамках норматива, и о том, что в этом кроется новая возможность, догадались инженеры нескольких компаний, в том числе Nokian. Если в шинах Nokian Hakkapeliitta 7, представленных в 2009 году, было 128 шипов (в размере 205/55 R16), то в шинах следующего поколения, выпущенных в 2013-м – уже 190. Многочисленные шипы, щедро рассыпанные по протектору, увеличивали сцепление на льду, помогая шинам показывать отличные результаты в тестах, поэтому Continental, Bridgestone и другие компании тоже увеличили их число.

Компания Michelin, что для нее в целом несвойственно, на этот раз промедлила с тем, чтобы следовать новой тенденции, и какое-то время пыталась доказать, что даже и с небольшим числом шипов способна не отставать от конкурентов в плане сцепления на льду. Как бы то ни было, результаты тестов говорили об обратном, поэтому Michelin решила даже не наверстать упущенное, а разом оставить всех соперников позади, поэтому в их шинах Michelin X-Ice North 4, представленных в 2018 году, шипов было уже 250 штук – абсолютный рекорд, который стал ключевым элементом маркетинговой кампании новых шин. Рост эффективности на льду был таким, что Pirelli, по слухам, даже задержала премьеру новых Ice Zero 2, чтобы привести их в соответствие заданной планке. Количество шипов в Pirelli при смене поколения выросло со 130 до 190 штук.

Как обычно и бывает, китайские шинники тоже поняли, в каком направлении нужно работать, и, к примеру, ZC Rubber, обновляя линейку своих зимних шин, установила в них 200 шипов – меньше, чем у Michelin, но больше, чем у Nokian. Корейская Kumho решила выбрать менее затратный вариант и просто добавила шипов модели Kumho WinterCraft ice Wi31, выпущенной в 2014 году, увеличив их число со 150 до 200.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Если говорить о том, как изменятся шины в ближайшие десять лет, то, скорее всего, «умные» шины все-таки попадут в массовое производство. Разработки шин с датчиками, передающими данные о давлении, температуре и других параметрах, ведутся уже давно, однако, к примеру, Goodyear недавно заявила, что только начинает тестировать их совместно с автопарками в США и Европе. Очевидно, что скажется и текущая цифровизация всего и вся, и данные будут передаваться не только бортовому компьютеру автомобиля, но и на смартфон владельца. Pirelli недавно показала систему, которая позволяет шинам передавать информацию об опасности аквапланирования водителю автомобиля, следующего сзади, и нет сомнений, что рано или поздно шины также станут неотъемлемой частью Интернета вещей.

Хотелось бы также верить, что безвоздушные шины для легковых автомобилей, которые сейчас можно увидеть только на выставках, все же начнут выпускаться серийно. Michelin и GM обещают сделать это через четыре года, и, возможно, уже в 2024-м водители смогут забыть о неприятной вероятности прокола. Если в Michelin сдержат обещание, это, пожалуй, действительно будет настоящей революцией в шинной индустрии, но проблема эта очень сложная и комплексная, поэтому вряд ли можно ожидать, что через пять-шесть лет беспрокольные шины появятся на полках магазинов. Как бы то ни было, покажет время.

И напоследок поздравляем всех с Новым годом и желаем всяческих успехов и благополучия.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя