Перейти к основному содержанию

Обеспечь себя сам. «Татнефть» создает себе сырьевую независимость

Издание «Бизнес Online» рассказывает подробности о том, как ценовые войны в Татарстане привели к тому, что «Татнефть» будет сама обеспечивать каучуком свое шинное производство

«Татнефть» все ближе к сырьевой независимости. Завершив строительство собственного завода масел, компания теперь покупает целый комплекс новых производственных активов в Тольятти у нефтегазового и химического холдинга «СИБУР» Леонида Михельсона для обеспечения сырьем своего шинного комплекса.

Как сообщает пресс-служба «Татнефти», стороны в конце августа заключили соглашение о намерениях. В пресс-релизе сказано, что сделку планируется завершить до конца 2019 года с учетом необходимых корпоративных процедур, получения согласия антимонопольного органа и других юридических моментов. На нефтегазовом форуме в Казани гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов заявил, что сделка закроется уже к ноябрю. «Сделка хорошая, профильная. В течение двух месяцев надеемся закрыть», — сказал он.

«Татнефть» покупает фирму «СИБУР Тольятти», которая производит синтетические каучуки, а также «Тольяттисинтез» — управляющую компанию производственной площадки «СИБУРа» в Тольятти. Эти активы включают в себя производство различных видов синтетического каучука, применяемого для выпуска высококачественных шин, производство МТБЭ, бутадиена, изопрена и других промежуточных продуктов, а также инфраструктуру индустриального парка, на территории которого работает ряд технологических компаний химического и других профилей. Совокупный оборот стопроцентных «дочек» СИБУРа — 14 миллиардов рублей в год. Установленная мощность предприятий «СИБУР Тольятти» — 217 тысяч тонн разных видов каучуков ежегодно. Сейчас среди клиентов «СИБУР Тольятти» — производители шин Pirelli, Bridgestone, Cordiant и т.д. В 2018 году организация получила выручку в размере 13,6 миллиарда и чистую прибыль в 968,3 миллиона рублей. «Тольяттисинтез» в 2018-м показал выручку в 1,7 миллиарда рублей и чистую прибыль в 300,7 миллиона.

«Приобретение „Татнефтью“ перечисленных активов обеспечит вертикальную интеграцию шинного бизнеса Kama Tyres и увеличит его стоимость. Компания намерена продолжить его развитие в рамках реализации нефтегазохимической стратегии „Татнефти“», — сообщила пресс-служба организации.

Стоимость сделки официально не озвучивается. Как говорится в пресс-релизе нефтекомпании, заключение сделки не окажет существенного влияния на финансовое положение «Татнефти». «Ориентировочная стоимость активов может находиться в диапазоне 160–220 миллионов долларов. Но, так как неизвестны все условия соглашения между сторонами, нельзя утверждать, что цена сделки находится в этих границах», — рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По данным источника «Интерфакса», знакомого с ходом переговоров, стоимость этих активов оценивается в диапазоне 150–200 миллионов долларов. «Ведомости» оценили продаваемые активы в 150–250 миллионов.

Состояние тольятинских активов источники «Бизнес Online», близкие к сделке, оценивают как удовлетворительное: «Не ТАНЕКО, конечно, но на уровне НКНХ». По сведениям издания, «Татнефть» уже планирует инвестиционную программу, которая позволит расширить производство и повысить его эффективность.

Источник, знакомый с ходом переговоров по сделке, сообщил, что «СИБУР» не рассматривал каучуковый бизнес как приоритетный. Хотя компания не искала покупателя на актив целенаправленно, сигнал рынку все же был дан: «СИБУР» был готов к переговорам. Заявка «Татнефти» на покупку не была единственной. Другой источник сообщает, что претендентов было четверо. 

В мае этого года в интервью «Ведомостям» предправления «СИБУРа» Дмитрий Конов говорил, что не видит перспектив развития каучукового направления компании. «Сейчас нет рыночных предпосылок для увеличения производства синтетического каучука, потому что Россия потребляет примерно половину того, что производит, а глобальными мы в этом сегменте быть не можем с сегодняшним уровнем развития промышленности, потребляющей каучук», — сказал он. «Мы последовательно выходили из активов, которые не давали нам значимого роста. Секрета из этого не делали — например, о том, что не хотим стратегически быть в азотных удобрениях и шинах, — отмечал г-н Конов. — Может ли, условно говоря, какой-нибудь актив в каучуках или другом бизнесе стоять „на выходе“? Может».

«Мы не стремимся продать „СИБУР Тольятти“, предприятие хорошо работает и вносит вклад в показатели компании, но, если поступит предложение, которое нас заинтересует, мы готовы его рассмотреть», — так объяснял ситуацию в интервью Rupec в том же мае управляющий директор «СИБУРа» Павел Ляхович. О перспективах развития «СИБУР Тольятти» он отзывался весьма сдержанно: «Тольяттинское предприятие специализируется на выпуске коммодити продуктов [биржевых товаров]. В данных сегментах компания не видит для себя перспектив для заметного расширения».

Так же, как и ТАИФ, «СИБУР» не скрывал разочарования упавшими мировыми ценами на синтетические каучуки. «Входили в год с представлением, что средняя цена на каучук будет на уровне 1,6 тысячи долларов за тонну, по факту она составляла около 1,3 тысячи долларов за тонну», — говорил г-н Ляхович. Но в то же время он утверждал, что интерес к каучуковому направлению у компании не падает, а только растет: «В долгосрочной перспективе каучуки — абсолютно наш продукт». В этом году «СИБУР», по словам управляющего директора, принял решение о строительстве новых мощностей по производству каучуков марки СБС на 50 тысяч тонн и увеличении на четверть производства каучука СКД-НД. В Индии запущено производство бутилкаучука по лицензии «СИБУРа» в рамках СП с Reliance. Во второй половине года на той же площадке должен начаться выпуск галобутилкаучука.

«СИБУР Тольятти» поможет закрыть основные сырьевые потребности шинного комплекса «Татнефти», который страдает из-за ценовой политики нынешнего единственного поставщика — соседнего «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ) группы компаний ТАИФ. Второй год подряд многолетние партнеры ведут битвы в ФАС и судах. Теперь же «Татнефть» разрубает гордиев узел, покупая собственное производство шинного сырья. В 2018 году НКНХ поднял шинному комплексу «Татнефти» цены на 10–27% в зависимости от вида каучука. Шинников это сильно подкосило — дополнительные расходы за год, по сведениям «БO», превысили 500 миллионов рублей.

В мае 2018 года компания «Татнефть-Нефтехимснаб» («внучка» «Татнефти») обратилась в татарстанский УФАС, заявив, что НКНХ, занимая доминирующее положение на рынке, пытается «реализовать продукцию по более высокой стоимости, получить необоснованно завышенную прибыль и создать себе конкурентные преимущества». Цены ТАИФа были согласованы в 2015 году протоколом со сроком действия до 31 декабря 2019-го, но, когда в апреле компания «Татнефть-Нефтехимснаб» предложила партнеру продлить отношения, «Нижнекамскнефтехим» в ответ хотел заключить новый договор. До этого действовал принцип равенства цен с экспортной альтернативой, то есть «Татнефть» получала сырье ровно на тех же условиях, что и иностранцы. ТАИФ же предложил нефтяникам привязать цены на синтетический каучук к биржевым котировкам на каучук натуральный, а также на нефтяное сырье.

В итоге татарстанское УФАС возбудило в отношении НКНХ антимонопольное дело по ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», заподозрив структуру ТАИФа в установлении монопольно высокой цены на сырье. В конечном итоге, сообщила пресс-служба ФАС, «Нижнекамскнефтехим» был признан нарушившим закон о конкуренции. Предприятие, занимающее доминирующее положение на рынках синтетических каучуков марок СКИ-3, СКДН, ХБК-139, по выводам регулирующего органа, навязало торговому дому «Кама» (закупает сырье для шинников «Татнефти») невыгодные условия договора поставки синтетических каучуков на 2019 год, установило экономически невыгодные цены на них с апреля по декабрь 2018-го и тем самым создало дискриминационные условия для своего покупателя. 15 марта 2019-го комиссия ФАС выдала НКНХ требование прекратить нарушения.

Однако, как еще 6 августа сообщили в ФАС, требования предприятие не выполнило. Оно обратилось в арбитраж Татарстана, оспаривая предупреждение антимонопольной службы. Предварительное заседание отложено на 16 октября. По данным БО, «Татнефть» полна решимости довести юридический спор до логического конца — сейчас компания получает сырье на кабальных, с ее точки зрения, условиях и рассчитывает вернуть потери через ФАС и суды.

В этом году шинному комплексу «Татнефти» пришлось снизить производство из-за недопоставок сырья. На августовском заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» его гендиректор Рафинат Яруллин сообщал, что в первом полугодии шинные заводы Татарстана произвели 4,3 миллиона шин — на треть меньше, чем годом ранее, потому что НКНХ сократил поставки изопренового каучука на 30%. «Шинный комплекс „Татнефти“ был вынужден снизить выпуск на 29 процентов по итогам первого полугодия. Предприятия комплекса сосредоточились на выполнении обязательств перед автозаводами по первичной комплектации», — говорил г-н Яруллин. О дисбалансе поставок шинникам сообщалось и в первом квартале. «Нарушение кооперации в цепочке производства шин и каучуков привело к сокращению объемов производства, потерям выручки и ухудшению результатов отрасли в целом», — сетовал гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга».

После покупки тольяттинских активов «СИБУРа» структура поставок сырья на шинный комплекс «Татнефти» должна радикально измениться. Впрочем, в каких объемах «Татнефть» получит сырье из Тольятти и хватит ли его для полного покрытия потребностей татарстанских шинников, пока неизвестно.

«Нижнекамскнефтехим» ежегодно продает заводам «Татнефти» 50–70 тысяч тонн синтетического каучука. Часть сырья закупается и у других поставщиков. По сведениям БО, тольятинские предприятия способны заместить объемы сырья НКНХ на все 100%, временные сложности могут возникнуть лишь с точки зрения марочного состава ассортимента. На нефтегазовом форуме г-н Маганов осторожно отметил, что покупка завода поможет диверсифицировать поставки сырья шинникам. «Нам нужны стабильные надежные источники сырья, поэтому зависеть от одного источника, конечно, мы не можем», — сказал глава «Татнефти». Впрочем, он отметил, что у компании пока нет цели полностью отказаться от поставок извне. 

В любом случае для «Нижнекамскнефтехима» эти объемы не критические. По данным отчета предприятия за 2017 год, 44% всех продаж составили синтетические каучуки, из всего объема которых 85% пошло за рубеж. Около 45% всех проданных синтетических каучуков ушло в европейские страны, 15,4% — в Азию, лишь 14,5% — на российский рынок. Однако источники на рынке предполагают, что отказ «Татнефти» покупать сырье у соседа может ослабить переговорную позицию нефтехимиков — видя ситуацию, действующие покупатели постараются продавить скидки.

«БИЗНЕС Online» запросил комментарий «Нижнекамскнефтехима» о том, какие объемы поставок могут быть потеряны в результате сделки «Татнефти» и «СИБУРа». Ответа до публикации материала не поступило. Однако, по сведениям издания, в кулуарах нефтегазового форума гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов и гендиректор НКНХ Азат Бикмурзин высказывали удивление, услыхав о сделке «Татнефти» и «СИБУРа». Судя по всему, для ТАИФа она стала неприятной неожиданностью.

Что касается обеспечения сырьем тольяттинских заводов, то проблем быть не должно. «СИБУР продолжит взаимодействовать с тольяттинским производством на партнерской основе», — сообщила компания в своем пресс-релизе.
 

"Бизнес Online", Елена Иванова, Ксения Соколова

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы не проходить проверку

Комментарии

InstasamkaSkemn (аноним) в 23:39 - 14.10.19
Форум - Стоит ли искать свежие шины Привет! Я Злата, живу в Украине. Честно говоря, я живу в…

Дон Хамон (аноним) в 12:25 - 14.10.19
Тесты шин - Test World: Тест зимних шин размера 205/55 R16 (2019) Шины Ханкук показывают отличную динамику в технологиях, так…

luc4luch в 09:00 - 14.10.19
Форум - Сколько лет может лежать запаска? лежала новая шина в гараже 5 лет и вот понадобилась. шина…

luc4luch в 08:59 - 14.10.19
Форум - Стоит ли искать свежие шины а что за посвежее? поехал в магазин шин и купил, че искать…

Форум