Юрий Грибанов (Pirelli): Каждый третий легковой автомобиль в России сходит с конвейера на наших шинах
  21.05.2019

Интервью с директором Воронежского шинного завода и ПК «Киров Тайр»

Автомобильный рынок с 2016 года вырос на 4%. В этом году эксперты снова предвещают небольшую положительную динамику, но за счет «вторички» и сегмента С. В этой ситуации совместное предприятие итальянского концерна Pirelli и «Ростеха» смещает фокус своего внимания в сторону производства шин премиум-класса, постепенно сокращая долю выпуска эконом-продукции. И принимает решение вложить новые средства в модернизацию двух шинных производств – в Воронеже и Кирове. Почему компания делает ставку на российский рынок, зависимый от бюджетных инвестиций в автопром, рассказывает генеральный директор ЗАО «Воронежский шинный завод» и ПК «Киров Тайр» Юрий Грибанов.

Расскажите, довольны ли вы результатами прошлого года?

Год закончили благоприятно относительно планов. В валовом объеме мирового производства компании порядка 12% производит Россия. При этом, если говорить про финансовый результат, то из всех заводов компании (я говорю о производственной части) Россия и Китай перевыполнили поставленную перед ними задачу.

Насколько увеличили производство шин?

Производство шин у нас не меняется уже с 2016 года. Это стабильно восемь миллионов шин в год для двух заводов. Мы работаем с полной загрузкой, а это значит, что наши мощности загружены на 90-95% и в Воронеже, и в Кирове. Если говорить о прибыльности, то для производственной площадки она образуется по толлинговой схеме: затраты плюс небольшой процент.

Получается небольшая сумма?

Да. Если мы говорим о валовой прибыли, то она образуется в сбытовых каналах. Мы же оказываем производственные услуги, поэтому на многие вопросы, касающиеся коммерции компании Pirelli, я не могу ответить просто потому, что этим не занимаюсь. Центр образования прибыли в компании не завод. У нас разделено: производство – с одной стороны, а продажи, маркетинг, продвижение – с другой.

Почему один и тот же объем производите каждый год?

Потому что есть ограничения по производственным мощностям, больше мы произвести не можем.

За счет чего тогда вы развиваетесь на растущем рынке при сохранении одних и тех же объемов?

Суть в следующем. Во-первых, мы сокращаем издержки, делаем это постоянно. Даже несмотря на инфляцию и изменение курса валют. Умудряемся на производство одного и того же количества шин тратить меньше денег.

Во-вторых, меняется производственный ассортимент. Если раньше мы делали в основном шины 16 дюймов, сейчас фокусируемся на продукции премиум-класса. Это шины до 21 дюйма включительно. Действует простая формула: больше шина – больше прибыль. В данный момент мы работаем над шинами RunFlat c усиленной боковиной. Производство шин большего размера, понятное дело, требует больших затрат труда и энергии, а это повышает их стоимость. За счет этого мы зарабатываем больше при производстве того же количества шин.

Кроме того, сейчас идет процесс омологирования своих шин для Volvo, Lamborghini, Mercedes и т.д. Мы экспортируем свою продукцию в 47 стран мира, включая страны Евросоюза, США, Канаду и Японию.

Обычно инвестор приходит в страну, чтобы обеспечивать внутренний рынок. У вас же все развито так, что вы сами еще и экспортируете в другие страны?

Изначально, когда Pirelli пришла в Россию, у нас был приоритет local-for-local, который означает местное производство для местного рынка. Но в 2014-2015 годах – сами помните, что было с рынком. Многие автопроизводители, которые не экспортировали продукцию в тот момент, были вынуждены существенно сокращать загрузку, сотрудники переходили на укороченный режим работы. В нашем случае уход на экспорт позволял нам загружать производство полностью. Для этого, кстати, было благоприятное время, так как курс упал, рубль подешевел.

Сколько экспортируете на сегодняшний день от общего объема производства?

По Кирову – 55%, по Воронежу – 50%. Остальное – это поставки по России на предприятия, производящие автомобили и розничный рынок. Каждый третий легковой автомобиль в России сходит с конвейера на наших шинах, которые производятся либо в Воронеже, либо в Кирове.

Кстати, за последние годы вторичный рынок поднялся. Вы не делаете на него серьезную ставку?

Делаем, но тут есть несколько аспектов. Первое – мы сфокусированы на сегменте премиум-класса. Если говорить о росте на вторичном рынке, то это в основном сегменты В и С, но с точки зрения эффективности и прибыльности для нас они менее интересны. Наша стратегия сегодня – это ориентация на премиум-класс.

В целом ваша доля на российском рынке выросла?

Если брать кризисные годы, то рынок, естественно, падал. Автомобильный рынок с 2016 года вырос на 4%. И в этом году тоже продолжится положительная динамика. Но опять же вопрос в том, за счет чего он растет. Наибольший рост происходит в сегментах B и С. Пока экономика не начала развиваться более активно, люди сосредоточены на этом сегменте.

А в этом году какой рост рынка прогнозируете – так же?

На самом деле наш рынок очень сильно коррелируется с ростом автопрома. Если помните, в прошлом году он вырос примерно на 11-12%. Рост автопрома опять же зависит в том числе от программ, которые реализует правительство. К сожалению, мы потеряли часть объемов, поставлявшихся для компании Ford, которая приняла решение закрыть сборочное производство в России. И дело даже не в самом снижении, а в том, что мы в свое время потратили достаточно много времени, чтобы адаптировать свою продукцию под их требования.

С чем связываете пусть небольшой, но все же рост премиального сектора на рынке автомобилей?

В первую очередь, в России есть обеспеченные люди. Я делаю такой вывод, исходя из цифр. Если люди покупают дорогие автомобили, значит, у них есть деньги либо они берут кредит. Но, опять же, чтобы взять кредит, нужно иметь стабильный доход, хорошую кредитную историю и как минимум средства на первоначальный взнос.

Раньше, наоборот, зарабатывали на продукции эконом-класса, сейчас, получается, настает время тех, кто ориентирован на премиум-сегмент?

В экономике все сбалансированно. В кризисные времена, когда люди переходят на более экономичные продукты, компании, специализирующиеся на таком сегменте, зарабатывают больше. Мы в кризис начали экспортировать, потому что в России продавать свои шины мы не могли. Люди откладывали свою покупку на следующий сезон, покупали б/у или восстановленные шины. Те компании, которые торговали такими шинами, зарабатывали дополнительные деньги.

Как будет меняться ваша ценовая политика в этом году? Сколько будут стоить шины премиум-класса?

Точно не могу сказать. Сейчас идет тенденция подорожания сырья, и тут ничего не сделаешь. Если нефть дорожает, то мы понимаем, что синтетический каучук, технический углерод – основные компоненты для производства шин – тоже вырастут в цене.

У кого закупаете сырье для производства?

Синтетические каучуки мы закупаем в основном в Тольятти, Нижнекамске и немного в Воронеже. Натуральный каучук, разумеется, мы везем из-за рубежа – из Юго-Восточной Азии.

Если в цифрах: сколько закупаете у нас, сколько за рубежом?

В деньгах примерно 50 на 50. Если посмотреть в динамике, то тенденция хоть и весьма слабая, но все же движется в сторону увеличения закупок в России. Если брать в тоннаже, то 60% – закупки российского производства, оставшиеся 40% – импорт. Что касается малотоннажных химических компонентов (модификаторы, присадки, антистарители, антискорчинги), то в России того качества, которое соответствует высоким стандартам Pirelli, нет.

Ситуация с воронежским «Гаусом» [дилер VW, у которого возникли проблемы с выдачей автомобилей клиентам] вас затронула?

Нет, потому что напрямую автосалонам ничего не поставляем. Мы работаем с автосборочными предприятиями.

Расскажите про грядущую модернизацию на Кировском и Воронежском заводах. Если у вас так все хорошо, зачем что-то менять?

Когда группа Pirelli пришла и в Киров, и в Воронеж, то начала инвестировать в модернизацию производства. В первую очередь, в резиносмешение – сердце процесса, ведь технология была устаревшая. На сегодняшний день на обоих заводах накоплено инвестиций в районе 270 миллионов евро. Модернизации, направленные на приведение производства к стандартам Pirelli, были реализованы в течение двух-трех лет.

Далее мы перешли только на выпуск шин Pirelli, хотя до этого производили и другие бренды, доставшиеся нам «по наследству» от предыдущих собственников. Затем наступил следующий этап модернизации, о котором уже говорил, – выход на другой ассортимент, то есть в основном на производство премиальной продукции. Например, сейчас в Кирове мы осваиваем 17-й дюйм, чего раньше там никогда не было. Модернизация Кировского шинного завода началась в 2018 году, до 2021 года планируется инвестировать более трех миллиардов рублей.

Что касается Воронежа, сейчас более 65% производства – это 17-й дюйм и выше, из них – более 20% – 18-й дюйм и выше. То есть, фактически мы говорим о том, что выпускаем премиальную продукцию. Мы видим стабильно растущий спрос на автомобили премиум- и престиж-класса и тенденцию к росту посадочного диаметра шин на новых моделях автомобилей B и С сегментов.

С точки зрения загрузки мощностей, мы дошли до предела, потому что не можем полностью отказаться от шин 16-го дюйма, так как есть долгосрочные контракты на поставку этой продукции.

При этом спрос на продукцию, выпускаемую в Воронеже, реально выше, чем можем произвести. Поэтому следующий логичный этап – это расширение производства. В Воронежский шинный завод будет инвестировано 100 миллионов евро.

В чем конкретно будет заключаться расширение воронежского предприятия?

Проект рассчитан на три года. Разумеется, будут увеличены производственные площади. Частично это будет сделано за счет неиспользуемых производственных корпусов. Кроме того, будут построены новые. У нас достаточно большая территория, которая позволит реализовывать не только текущие, но и перспективные планы по развитию.

В этом году приступите к расширению?

Да, но сейчас идет детальная проработка проекта, его согласование и утверждение с привлечением специалистов миланского офиса. Идет оценка вариантов, как именно разместить производственные линии, какое оборудование выбрать и т.д. В любом случае, мы планируем начать инвестиции в этом году, но вопрос еще в том, что нужно заказать оборудование, цикл изготовления которого – около 1,5 года. Таким образом, мы можем заказать оборудование и спокойно заниматься строительством, подготовкой производственной площадки и другими необходимыми вещами.

Из общей суммы инвестиций сколько будет освоено в этом году?

В этом году – не так много. Расчет за оборудование идет по факту поставки, может быть небольшая предоплата. Но сумма небольшая, чтобы ее озвучивать. Основные деньги будут освоены в 2020-2021 годах.

Оборудование итальянское?

Частично итальянское, немецкое, голландское. В основном, конечно, не российского производства. Сейчас у нас такое оборудование не производится.

Что изменится на кировской площадке?

В Кирове тоже трехлетний проект. Но если в Воронеже планируется удвоение производства, то в Кирове – именно модернизация. В настоящее время производство рассредоточено по многим зданиям на территории завода, поэтому цель проекта – сконцентрировать основные технологические процессы в трех корпусах. Это позволит оптимизировать производство, сделать его более эффективным, более управляемым, снизить внутри логистические издержки и, в том числе, повысить качество продукции. Одновременно с укрупнением производства мы начали выпуск шин 17-го дюйма. Наша цель в перспективе двух-трех лет – довести объем данного типоразмера до миллиона штук в год. Это достаточно много, и финансовый результат должен быть.

Справитесь за три года?

Не сомневаюсь. Думаю, даже раньше справимся.

Почему такая разница в инвестициях между Воронежем и Кировом?

Потому что в Кирове мы не расширяемся, мы улучшаем существующее производство, а в Воронеже строим новые здания, закупаем дополнительное оборудование. Скорее всего, придется расширять и котельную – место есть, но опять же придется закупать оборудование.

В области конкуренции что-либо изменилось в последние годы?

Наши конкуренты все те же – Michelin, Continental, Bridgestone, в России – еще и Nokian. У каждого своего преимущества. Например, мы – эксклюзивный поставщик «Формулы-1». Мы достаточно гибкие.

В чем выражается ваша гибкость?

Например, один из наших партнеров – автосборочное предприятие – запускал новую модель, для которой потребовалась шина нестандартного размера. Насколько я знаю, наши конкуренты в России на запрос ответили, что не смогут их изготовить за обозначенные сжатые сроки. Мы сделали.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя