Воздействие шипов на дороги предложили ограничить снижением допустимой скорости
  17.05.2019

Снижение скорости движения автомобилей в зимний период может помочь решить как экономические, так и экологические проблемы, считают в Российском дорожном научно-исследовательском институте

Большинство российских автовладельцев зимой передвигается на шипованной резине, из-за этого увеличивается износ дорожного покрытия, особенно если ездить с большой скоростью, что приводит к дополнительному дорогостоящему ремонту дорог. Об этом в интервью RT рассказал заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты» Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Лушников.

«После 70—80 км/ч износ увеличивается значительно. В связи с этим, если мы ограничим скорость, то это приведет не только к уменьшению износа дорожного покрытия, но и к повышению безопасности движения», — пояснил специалист.

В интервью «Коммерсантъ FM» г-н Лушников также отметил, что «ущерб от износа дорожных покрытий, который несет сегодня государство, по данным исследований, уже проведенных в нашей стране, составляет примерно 220 миллиардов рублей». «Представьте, какая колоссальная сумма ежегодно тратится на восстановление дорог. В связи с этим нами предлагается комплекс мероприятий, который позволит на первом этапе снизить эту цифру, по крайней мере, в полтора раза. Это означает экономию в 50 миллиардов рублей, может быть, 70 миллиардов в год», - добавил он.

Кроме того, меньшее воздействие шипованной резины на дорожное покрытие поможет снизить негативное влияние автотранспорта на экологию, отметил г-н Лушников.

К такому выводу ученый совместно с коллегами пришли в ходе оценки влияния износа дорожного покрытия на экологическую обстановку. Были проанализированы данные автоматических станций контроля загрязнения воздуха в Москве за 2013, 2014 и 2015 годы. Выяснилось, что самая высокая концентрация взвешенных частиц (смесь мельчайших твердых и жидких частиц, которые образовались при разрушении дорожного покрытия) в атмосфере совпадает по времени с сезонной сменой шин. То есть, отмечают ученые, чем больше автомобилей с шипованной резиной на дорогах, тем более загрязненным становится воздух.

При этом наибольшее скопление вредных веществ отмечено вблизи автомагистралей, где автомобили передвигаются с более высокой скоростью, отмечается в тексте работы.

Воздействие шипов на дорожное покрытие способствует образованию пыли, содержащей вредные вещества, которые могут привести к развитию сердечно-сосудистых и аллергических заболеваний, отмечается в исследовании. «Пока мы не можем сказать, на сколько именно нужно снизить скорость, для этого потребуется дополнительное исследование. Но такая мера уже распространена в зарубежных странах и признана успешной», — отметил г-н Лушников.

Есть и другие способы уменьшить ущерб дорожному полотну и экологии, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин: «Это выглядит очень легкомысленно, не с того начали. Эта проблема действительно существует и влияет на экологию. Более того, я когда-то проводил расчет относительно того, сколько частиц выбрасывается в атмосферу из-за выбивания шипами элементов покрытия. Но здесь подход к решению проблемы довольно странный. Согласно нашим стандартам, можно использовать автомобильные шипы размером и весом гораздо большим, чем принято в северных странах Европы. Вот с этого надо начать. Простейшая вещь — надо поменять ГОСТ, касающийся шипованной резины».

Вопросы к исследователям возникли и в московской Торгово-промышленной палате. Так, председатель комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко считает, что предложение ученых может негативно сказаться на трафике: «Много вопросов сразу в голову приходит. Как именно нужно изменить скорость? И даст ли это какой-то результат? Кроме того, снижение скорости движения транспорта никак не улучшит дорожную обстановку в части пробок, это точно».

Главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников тоже скептически оценил идею снизить скорость движения машин зимой. «В результатах исследования Российского университета транспорта сомневаться не приходится. Вопрос в том, каким образом эти результаты применить на практике, - отметил он. - В исследовании говорится, что скорость свыше 70-80 км/ч приводит к резкому ухудшению состояния полотна. Тут сразу два вопроса. Во-первых, ездить с указанной скоростью по правилам дорожного движения в населенных пунктах и так запрещено - ограничение 60 км/ч. Да и с нештрафуемым пока лагом +20 км/ч все равно получается вписаться в указанный скоростной режим. Беда в том, что эти ограничения часто не соблюдаются. А это уже сфера эффективности работы ГИБДД, а не вопрос снижения скоростного режима.

Во-вторых, снизить скорость на отдельных направлениях логически невозможно: скоростные магистрали, проспекты, трассы и кольцевые дороги как раз и создавались для повышенных скоростных режимов. Снижение скорости на таких шоссе может привести в крупных городах к коллапсу.

Логика "чем ниже скорость, тем меньше износ дорог и выбросов в атмосферу вредных веществ" тоже выглядит странно. Ее закономерным развитием и итогом является полный запрет на использование автомобилей. Ведь тогда и дороги будут целы, и воздух станет чище. Из этого же разряда ссылки на успешный зарубежный опыт, учитывая, что в России совершенно другая плотность и распределенность населения, транспортная инфраструктура, зимние климатические условия и состояние автопарка».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя