Continental: В российских мегаполисах тоже предпочтительнее использовать шипованные шины
  18.01.2018

Эксперт Continental отвечает на извечный вопрос - брать «липучки» или все-таки шипованные шины?

Зима в России всегда приходит неожиданно: в одних регионах на пару месяцев, в других — на полгода и даже больше. В нынешнем сезоне в центральных областях страны снега почти не видели вплоть до Нового года. Каждый автомобилист уже решил для себя, какие шины лучше всего обеспечат его безопасность: шипованные или нешипованные. Михаэль Цикфельд (Michael Zickfeld), специалист по работе с клиентами по техническим вопросам компании Continental, рассказал, что предпочтительнее в тех или иных ситуациях и как следует вести себя на российских дорогах, управляя автомобилем с тем или иным типом зимней резины.

Согласно аналитическому отчету интернет-классифайда «Авто.ру», россияне в 2017 году отдали предпочтение шипованной резине. В октябре прошлого года «липучками» интересовались лишь около 15% пользователей сервиса, в ноябре спрос вырос лишь на пару процентов.

Шипованные популярнее всего в Саратовской, Смоленской областях, а также в Республике Татарстан (от 83 до 88%). «Липучки» привлекают автовладельцев Ставропольского, Хабаровского, Приморского и Краснодарского краев, а также Калининградской области: там доля шипованных шин не превысила 14-30% от общего числа запросов.

Считается, что шипованные покрышки незаменимы в небольших городах: там снег убирают редко или плохо, часто образуется плотно утрамбованный снежный наст, а также лед. Независимые тесты шин показывают, что в этих условиях использование шипов оправданно, тормозной путь «обутых» в них автомобилей становится существенно короче.

Г-н Цикфельд рекомендует шипованную резину и в российских мегаполисах - в Москве и Санкт-Петербурге. По словам эксперта, в обеих столицах зачастую на обработанных реагентами дорогах снег тает, а под утро снова замерзает, превращаясь в лед. Если добавить к этому снегопад, то более опасную ситуацию придумать сложно: преимущество при таком раскладе на стороне машин с шипованной резиной.

«В 2004 году в Норвегии на один сезон запретили использование шипованных шин, — рассказал г-н Цикфельд. — Число аварий выросло в несколько раз, особенно мелких, в небольших городах, которые происходили главным образом на перекрестках со светофорами. В итоге власти страны запрет сняли».
Технический специалист компании Pirelli напомнил, что шипованные покрышки предназначены в основном для северных стран и в большинстве государств Европы запрещены к эксплуатации. В России же такая резина, по его словам, обеспечит безопасность в большинстве городов.

Шины без шипов иногда называют фрикционными, от латинского слова frictio — «трение». Специалисты компании Pirelli утверждают, что это понятие обывательское. Принцип работы всех шин — фрикция, трение с дорожной поверхностью. Современные компании предлагают в своих продуктовых линейках широкий выбор резины, но нужно уметь ее различать. Например, существуют так называемые шины для мягкой европейской зимы, предназначенные для умеренных зимних температур и взаимодействия преимущественно со снежным или мокрым покрытием. Другие рассчитаны на суровые зимы. Также есть шины для южных регионов (главным образом европейских). Их принято называть «всесезонки», и они не приспособлены для русских зим, не обеспечивают должного уровня безопасности.

Главный инструмент «фрикционок» для обледенелых дорог — ламели (прорези в рисунке протектора), создающие дополнительные кромки сцепления и множество поперечных упоров, что делает такую резину безопасной в зимний сезон в российских широтах. «Одно из ценных преимуществ нешипованных шин — акустический комфорт», — отмечают в Pirelli.

Г-н Цикфельд из Continental рассказывает, как отличить разные типы нешипованных покрышек друг от друга: боковина шины для суровой зимы расположена под прямым углом, а для европейской она скругленная. Шины для еврозимы рассчитаны на эксплуатацию от плюс семи до минус 15 градусов по Цельсию. Чаще всего их используют на сухом асфальте или на мокром снегу. «Нордические» шины предназначены для гораздо более низкой температуры: до 50-60 градусов ниже нуля. Разница есть и в составе резины: для мягкой зимы шины более твердые, а для суровой — более мягкие. Кстати, европейскую резину при минус 50 даже хранить нельзя, не то что ездить на ней.

Преимущество нешипованных шин лучше всего заметно на сухом асфальте при плюсовых и близких к нулю температурах, когда на дороге нет наледи. Тесты также показывают, что «липучки» ведут себя гораздо стабильнее на снежно-водяной каше и теряют сцепление с дорогой при большей скорости, нежели на машине с шипованной резиной. Как объясняет г-н Цикфельд, ламели «фрикционок» принимают в себя снег и заставляют его сцепляться со снегом, лежащим на дороге. Кроме того, эти канавки лучше обеспечивают отвод воды. Даже на укатанной снежной поверхности или ледяном покрытии при отрицательных температурах до минус 10 градусов по Цельсию образуется водяная пленка толщиной около миллиметра. Фрикционные шины в этом случае воду отводят и обеспечивают хороший зацеп. Жидкая пленка исчезает только при очень низких температурах (около минус 30 градусов), и тогда нешипованная резина утрачивает эффективность.

Удивительно, но чем больше в городе автомобилей на шипованных шинах, тем безопасней эксплуатация машин с нешипованной резиной. На обледеневшей дороге шипы разрыхляют поверхность и таким образом создают больший зацеп для «липучек». Именно поэтому, по мнению эксперта Continental, фрикционные покрышки можно использовать даже в регионах с суровыми зимами. Конечно, крупные города не похожи друг на друга, и зима где-нибудь в Сибири практически не оставляет шанса нешипованным шинам.

Чего не стоит учитывать при выборе покрышек, так это тип привода автомобиля. «Тормозят все приводы одинаково, более того, машины с полным приводом весят чуть больше своих моноприводных аналогов, поэтому им качественные шины, обеспечивающие хорошее замедление, важны даже больше», — говорит г-н Цикфельд.

На торможение также влияет ширина протектора шины: если есть возможность установить на автомобиль диски увеличенного диаметра, то можно не сомневаться, что с одними и теми же покрышками замедление будут обеспечивать чуть лучше те колеса, что побольше.

Чтобы шипы и протекторы любых шин прослужили дольше, важно произвести их обкатку. Эксперт Continental советует первые 500-800 километров ездить плавно со скоростью не более 100 километров в час. Так шины изнашиваются меньше и прослужат дольше. В противном случае шипы примут неправильное положение (наклонятся не под тем углом) и быстрее вылетят. То же самое с протектором — без обкатки он стирается гораздо быстрее и срок службы шины может сократиться в два и более раз.

«Мы следим за эксплуатацией шин в такси — там проезжают за год столько же, сколько обычный водитель за три-четыре года, — рассказывает г-н Цикфельд. — Так вот, в одних случаях покрышка приходит в негодность уже после 25 тысяч километров пробега, а в других при том же пройденном расстоянии на ней все шипы целы.

В компании Pirelli придерживаются такого же мнения и добавляют, что срок эксплуатации зависит еще от правильного давления, отрегулированного развала/схождения колес, температуры, в которой эксплуатируется резина, дорожного покрытия и условий хранения в межсезонье.

Не стоить бить тревогу, если из шины начали выпадать шипы. «Потеря 10% шипов на поведении автомобиля не скажется», — отмечают в Continental. «Гвозди» обычно выпадают после 20 тысяч километров пробега, но если водитель управляет машиной агрессивно, постоянно стартует с пробуксовкой, резко тормозит на сухом асфальте, это произойдет гораздо быстрее.

В спокойном режиме вождения шипы выпадают по мере износа протектора, но даже после потери половины шина все еще сможет обеспечивать приемлемый уровень торможения. Замена потребуется, когда глубина протектора станет меньше четырех миллиметров: шипы посыпятся, как зубы от цинги.

Для фрикционной шины все гораздо проще: надо смотреть только на глубину протектора. У многих автопроизводителей есть индикаторы: цифры или изображения снежинок постепенно стираются, подсказывая, когда пора менять резину. По российским законам запрещено эксплуатировать зимние покрышки при глубине протектора менее четырех миллиметров.

Если одно из колес угодило в яму, повредилось при аварии и зимняя шина пришла в негодность, к ее замене нужно подходить аккуратно. При условии, что водитель проездил аккуратно один сезон, можно просто купить новую шину. Однако если протектор поизносился за несколько зим, эксперт Continental советует приобрести две новых покрышки и поставить их на одну ось.

Причем ставить изношенные шины (или одну новую, а другую чуть поношенную) лучше на те колеса, которые не подсоединены к двигателю: то есть для переднеприводного автомобиля — на заднюю ось, а для заднеприводного — на переднюю. Для полноприводной машины ось неважна. Если же протекторы шин стерлись почти до четырех миллиметров, менять надо все четыре колеса сразу.

Комментарии: (6)

  • Сергий
    в 09:01 18.01.2018

    Автор старался, но не смог:
    "Шины без шипов ИНОГДА называют фрикционными..." - если уж по существу, то не "иногда", а "правильно называть".
    И с каких пор фрикционка лучше на льду при небольших минусовых температурах? Как раз преимущество шипа только на льду при неэкстримальных минусах, где есть водяная пленка, пробив которую шип цепляется за лед. Шип на остальных поверхностях всегда проигрывает. А тут автор утверждает, что ламели отводят воду с поверхности льда. Куда они ее отводят? Тоже мне нашел акведуки. Цель ламелей: "хоть какой-нибудь кромкой зацепиться за гребаную мерзлую, неровную дорогу"

  • Всякий
    в 12:01 19.01.2018
    #72063   ответ на   #72058

    Сергей, а Вы тоже шинник? Большой опыт? Я не к тому, чтобы Вас упрекнуть в Ваших знаниях, а чтобы понять, какой у Вас опыт, чтобы спорить со специалистами, как мне кажется, потратившими годы, чтобы все это знать

  • Сергий
    в 14:01 19.01.2018
    #72065   ответ на   #72063

    Да я работник шинной отрасли, который постоянно общается с представителями многих шинных брендов, в том числе и техническими. Довелось в свое время и в штате зарубежного шинного производителя поработать. По поводу "специалистов". Не думаю, что это ошибка тех.специалиста Континенталя. Я склоняюсь к ошибке журналиста, собравшего статью из нескольких источников. Это не интервью, в статье присутствует еще ссылки на Pirelli и авто.ру
    В целом статья нормальная, но я обратил внимание на очень серьезную ошибку, т.к. ключевое достоинство шипов - лед до -15 -20 градусов. Так же в статье написано, что шип работает при экстремальных низких температурах. При -30 на льду шип не нужен. При -30 лед не скользкий, водяной пленки, из-за которой и происходит скольжение - нет. При -30 лед = асфальт, лучше на фрикционке передвигаться.
    Если я не прав - киньте в меня камень, господа шинники. Если же вы доверяете исключительно статьям, на этом сайте множество шинных тестов в которых на одинаковых поверхностях сравниваются шипованные и нешипованные шины. На льду даже самый плохой шип лучше самой лучшей фрикционки.

  • Всякий
    в 17:01 19.01.2018
    #72067   ответ на   #72065

    Сергей! благодарю за пояснение, я как далекий от всего этого, стал более прошаренный в этой теме, благодаря Вам!
    Еще раз спасибо!

  • Даниил
    в 16:01 19.01.2018

    Использован хитроподлый приём прикрывшись именем конкретного авторитетного человека напихать в статью мнения других людей в том числе своё собственное. Чего стоит отрывок "На торможение также влияет ширина протектора шины: если есть возможность установить на автомобиль диски увеличенного диаметра, то можно не сомневаться, что с одними и теми же покрышками замедление будут обеспечивать чуть лучше те колеса, что побольше." Специалист таким языком выражается?! Смешано в одно понятие ширина протектора и диаметр диска. Пытаясь угадать думаю что имелась в виду всё-таки ширина. Но это не правильно. На оффсайте континенталя, там где они описывают преимущества 6ого викингконтакта перед пятым, отмечают более узкий протектор 6ого, т.к. цитирую "это увеличивает трение в пятне контакта и улучшает сцепление с дорожным покрытием". Т.ч. прослеживается журналистская отсебятина.

  • Всякий!
    в 17:01 19.01.2018
    #72068   ответ на   #72066

    Даниил, Вам так же спасибо за информацию, очень полезно.
    Результатам тестов давно не доверяю, один знакомый, бывший сотрудник пирелли, сказал, что не только в России, но и в хваленой Европе, шинники особо не противятся проплачивать тесты, может и не деньгами, но точно за спасибо, что на хлеб намазать и в карман положить. Начал мониторить тесты и заметил, что есть тесты где один бренд на первом месте, а есть где он оказывается чуть ли не в самом низу, хотя дисциплины теста абсолютно одинаковые, откуда берется такая разница мне совсем непонятно, ибо самый банальный тест на торможение с 80 до 0 или разгон на льду сложно провести по-разному, ну я более чем уверен ибо тут задействованы всего лишь нога и педаль тормоза/газа, вот поэтому тестам особо не доверяю и проще, мне кажется, найти человека понимающего в этих делах поболее моего, ну как Вы и Сергей например, кто вполне доходчиво все пояснили. Спасибо Вам!

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя