«Росава» модернизирует производство
  14.12.2017

Руководитель компании «Росава» Александр Далиба о том, сколько и для кого компания производит шины, как предприятие прошло через кризис на авторынке, и что делать с невосприятием украинского производителя

Сколько шин вы произвели в 2016 году? Сколько по плану произведете в 2017 году?

Мы проводим серьезную модернизацию нашего производства. В 2016 году мы произвели около 3,9 миллиона шин, в 2017 году планируем выйти на цифру 4,4 миллиона шин всего ассортимента — от легковых до сельскохозяйственных. Мощности компании позволяют увеличить производство до 6 миллионов. Но сейчас предприятие в стадии модернизации. Цифра в 6 миллионов будет достигнута в течение 2-3 лет. Кроме того, наши планы на ближайшее десятилетие предусматривают существенное увеличение ассортимента шин. У «Росавы» были мощности для производства шин 13 дюймов, популярность которых в мире падает. Последние 3-4 года мы серьезно расширили наш ассортимент за счет шин 16 дюймов. Это уже шины для автомобилей медиум-класса. В конце 2016 года мы выпустили пилотный проект линейки шин 17 дюймов, а в 2017 году уже запустили ее в серийное производство. К декабрю мы планируем «пилот» 18 дюймовых шин [выпуск первых шин уже состоялся]. В 2018 году планируем выпуск 19 дюймовых шин.

Сколько в процентах производится легковых, грузовых и для сельского хозяйства?

В натуральных показателях, примерно 85% — это шины легкового производства, 7,5% — легкогрузовые, 2,5% — грузовые, 4% — аграрные. Последние 5 лет мы работаем над расширением ассортиментной линейки сельскохозяйственных шин: освоили основные типоразмеры шин, которыми комплектуется импортная техника. Это фактически вся линейка шин для тракторов и комбайнов, которые импортируются в Украину, и которые изготавливаются в Украине.

Можно ли связать рост производства шин для аграриев с ростом сельскохозяйственного сегмента экономики?

Одно следствие другого. Плюс в том, что мы способны производить соизмеримого качества аграрные шины для комбайнов наших агрохолдингов по конкурентоспособным ценам. Аграрные шины, как и все остальные, мы реализовываем на все рынки, в том числе и рынки Европейского Союза. Приоритетным рынком был, есть и будет рынок Украины, но наша стратегия стремится к поставкам 50 на 50.

Чтобы дать украинскому потребителю качественный и интересный по цене продукт, мы должны его поставлять во все страны мира и, таким образом, у нас должна сформироваться валютная корзина, которая позволит нам покупать валютное сырье. К сожалению, около 90% сырья покупаем за валюту. Соответственно, необходимость закупки валюты — очень важный момент в нашем бизнесе.
Поставки шин от «Росавы» — это 50% — украинский рынок, и 50% — другие рынки?
Это наша стратегия. В 2016 году 41% произведенной продукции продано на экспорт, за январь-октябрь 2017 года — около 47%. Мы ставим перед собой задачу — сохранение доли на стабильных рынках и обеспечение украинского рынка. Да, собственный рынок не всегда экономически выгодный, но здесь мы должны быть №1.

В каких сегментах на украинском рынке вы №1?

Легковые, аграрные и легкогрузовые шины для коммерческого транспорта (микроавтобусы, небольшие грузовики). На сегодня мы являемся лидером рынка в группе легковых шин, занимая 40% рынка; в группе легкогрузовых шин с долей рынка 48%; в группе агрошин с долей 25%. Мы видим перспективу в этих сегментах — развиваем качество, расширяем ассортимент, ищем новые конструкционные материалы. Но есть направление грузовой шины. Сегодня мы не можем похвастаться тем модельным рядом, который требует рынок. Здесь наша задача — поддержать хорошие объемы и обеспечить достойный уровень качества. Ассортиментную линейку развивать уже некуда, поскольку наш ассортимент ориентирован на сегмент уходящего парка автомобилей.

Я видела, что на Запорожском автомобильном заводе (ЗАЗ) в комплексацию автомобилей входят шины «Росава». Но на предприятии сейчас непростая ситуация с производством украинских автомобилей. Это сказывается на компании?

Украинский авторынок переживал кризис в 2014-2016 годах. Это был один из переломных моментов в нашей компании, потому что бизнес-модель развития предприятия тогда была построена с учетом комплектации автомобилестроительных предприятий. Были месяцы, когда «Росава» поставляла лишь 50-70 тысяч шин на ЗАЗ. Кризис отечественного авторынка дал нам понять, что нужно срочно перестроить собственную бизнес-модель, что мы и сделали. С 2014 года мы увеличили поставки на вторичный рынок. Мы анализируем емкость рынка автомобилей по каждой стране на рынок шин, на который планируем выйти, анализ тенденций развития автопарка этих стран дает понимание тренда ассортимента и предпочтений автовладельцев на ближайшие годы. Мы начали выпускать шины для внедорожников «паркетников». В 2018 году планируется серийное производство шин 18 дюймов, а в 2019 году — шин 19 дюймов.

Кто основной заказчик у вас в Украине?

Конечный потребитель — автовладельцы. Если говорить о комплектации — в грузовой шине это в первую очередь КрАЗы, в том числе военные. Еще один крупнейший украинский заказчик — это Министерство обороны Украины. Наше предприятие разработало шины для БТР. Мы поставляем шины на Херсонский комбайновый завод, но это — небольшие объемы. В целом большой комплектации в Украине у нас нет ни по одному направлению. Основной наш потребитель — это водитель, который получает шины через наших дилеров и через нашу розничную сеть в десяти городах Украины.

Какая ситуация на иностранных рынках?

Компания реализует свою продукцию примерно в шесть десятков стран мира. Мы не только сохранили свое присутствие на традиционном для нас направлении (рынок СНГ), но и развиваем новые рынки в Северной и Южной Америке, Центральной и Западной Европе, Ближнем Востоке. В экспортных продажах третью часть занимает европейский рынок. В Европе мы продаем свою продукцию как на вторичный, так и на первичный рынок (Словакию).

«Росава» представлена во многих странах Европы. При этом работаем по схеме представленности либо с партнерами на рынке каждой страны, либо с крупными дилерами, которые имеют свою дистрибьюторскую сеть в нескольких странах. Сейчас мы прорабатываем рынок Мексики и США, делая акцент на США. Это рынок, на который тяжело не просто попасть, а закрепиться и остаться. Какой бы кризис не был в мире, этот рынок поможет продолжать тот рост, который мы запланировали.

С какими рынками возникли сложности?

Есть много моментов, связанных с пошлиной. К примеру, в 2013-2014 годах наши поставки шин в Бразилию достигали 1 миллиона шин в год при производстве более 3 миллионов шин. Но правительство Бразилии приняло решение защитить местных производителей шин и ввело на украинские шины пошлину в размере примерно 40% стоимости шины. Аналогичная ситуация в Турции, тренд развития продаж в этой стране у нас был фантастический. Мы за несколько месяцев 2016 года реализовали в Турцию около 100 тысяч шин, с июля 2016 года также была введена пошлина. Если говорить о стратегии захода на такие рынки, можно, конечно, работать в ноль — лишь бы присутствовать на рынке. Но зачем? Сегодня того количества шин, которые делает производство, недостаточно для такой агрессии.

Вы говорите об агрессивном заходе на рынок?

На многих рынках мы ведем себя достаточно агрессивно, если того требуют обстоятельства. Например, в Украине в 2013 году доля «Росавы» из 15% превратилась в 40% в 2017 году не из-за того, что все стали большими патриотами. Мы агрессивны на нашем рынке, мы знаем цены конкурентов, знаем, что мы лучше по качеству, но мы не поднимаем цены и не пытаемся сиюминутно заработать. У нас другие цели здесь, и в 2018 году 40% на украинском рынке превратится в 50%.

С какими самыми большими странами вы работаете? И на рынок каких хотите зайти?

Самые большие страны — это Германия, Франция, Великобритания, Чехия, Польша, Балканский регион, США и Канада. Сегодня нет страны, куда мы бы хотели зайти, но не зашли.

Есть страны, где у нас есть доля, которая не соответствует нашим амбициям.

Есть несколько больших стран, где нас нет — это Австралия, Китай, Индия, Япония. Но логистическое плечо и то, что сегодня у нас нет больших объемов производства, не дает нам зайти в эти страны. Когда мы выйдем на производство в 10 миллионов шин, мы посмотрим на этот регион.

А что с заходом в США? В 2011 году «Росава» планировала нарастить поставки продукции на этот рынок до 1 миллиона шин в год.

На рынок США компания зашла. Но те объемы, которые есть сегодня, недостаточны, и мы планируем их увеличить. Не хотел бы пока говорить о цифрах. США — это 2,5% от экспортных поставок. США — один из наших стратегических рынков сбыта — номер три после Украины и Европы, и мы планируем наращивать объем продаж на этот рынок.

По вашим словам, вы нарастили долю на украинском рынке с 15 до 40%. Тем не менее возникают ли у вас проблемы на уровне менталитета, что «наше» хуже «зарубежного»?

Когда мы начинали в 2013 году разрабатывать линейки шин для импортных автомобилей, была стена непонимания, зачем мы это делаем. Никто не верил, что водители, которые ездят на Toyota Camry, будут покупать шины «Росава». Такой стереотип остается и сегодня, но он весьма невелик. Я думаю, что мы в медиум-сегменте авторынка стереотип этот разбили на 75% — марки автомобилей Honda, Toyota, Hyundai ездят на шинах компании «Росава». Сегодня уже даже часть «паркетников» обувается у нас.

Самая большая проблема — это внутреннее невосприятие.

Это нужно пережить. У нас нет ни желания, ни времени кого-то ломать. Мы эволюционным путем на рынке заставим людей поверить в нас. Я не исключаю, что из всего объема производства 18- и 19-дюймовых шин украинский рынок займет всего 20%, а все остальное мы будем поставлять на экспорт. Но водители соответствующего сегмента должны нас захотеть.

При планируемом выходе в 6 миллионов шин в год сколько из них будет на старом оборудовании?

Пять миллионов будет производиться на новом оборудовании, 1-1,5 — на хорошо модернизированном оборудовании компании Pirelli. Шины 13 и 14 дюймов высокого качества можно произвести на том оборудовании, которое у нас есть. Шины 15 дюймов и выше — невозможно. Мы всегда опасаемся ошибок. Если водитель на шинах Michelin попадет в аварию, то он сначала обвинит дорогу, того, кто его подрезал, свои навыки вождения, и только потом шину. Если авария произойдет с участием автомобиля, обутого в шину «Росава», водитель сразу обвинит украинского производителя, даже если он въехал в яму, разговаривая по телефону. У нас нет права на ошибку.

Кто на украинском рынке ваш конкурент, если брать шины 15, 16 дюймов и выше?

Наш конкурент — любая шина, которая импортируется в Украину. Это российские, белорусские, европейские производители. Есть конкурентная среда, она и есть наш конкурент. Все они заслуживают, чтобы на них равнялись, но не на одного производителя. В 2013 году на украинском рынке шин доля российских шин была около 40%, а у «Росавы» 15%. За четыре года мы снизили долю производителей РФ с 40 до 9%, но они остались нашими конкурентами. Michelin, который по цене-качеству проигрывает нам — тоже конкуренты.

Какие инвестиции идут в обновление всей линейки производства?

«Росава» инвестирует в модернизацию из собственных средств. За 5 лет в обновление производства компании «Росава» инвестировано около 200 миллионов гривен (порядка 7,4 миллиона долларов).

Откуда вы поставляете сырье?

Сырье мы поставляем со всего мира. Если раньше 90-95% — это было сырье российского производства, то сегодня оно составляет 65%, остальное — мировое производство. Мы работаем с ExxonMobil и Lanxess по каучукам и химии, Bekaert (Бельгия) — металлокорд. Мы закупаем текстиль в Корее и Беларуси, каучук — в США, РФ и Чехии, работаем с Турцией, также закупаем натуральный каучук во Вьетнаме и Малайзии.

Похоже, что доля украинских поставок мала?

В Украине очень небольшая доля поставок, потому что сырье для изготовления шин просто не производится в Украине, кроме технического углерода из Кременчуга. Недавно мы также начали закупать цинковые белила с нового завода, построенного в Белой Церкви. Однако украинские производители суммарно занимают не более 10%.

Вы ведете переговоры с украинскими поставщиками?

Мы готовы к диалогу со всеми. Нам «на руку», когда в Украине появляется компания-поставщик качественного сырья. Потому что одно дело покупать за гривну, совсем другое — выходить на биржу для покупки валюты. Ну и поставки, границы, пробки на границах, растаможка. Это огромный труд. Мы очень заинтересованы в качественном украинском сырье.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя