Полный привод 4x4: тесты грязевых шин размера 285/75R16 (2010 год)
  03.09.2010

Эксперты автомобильного журнала «Полный привод 4x4» давно собирались устроить испытание грязевых шин. Они уже проработали методику теста, есть опытный тест-пилот и боевой редакционный Land Rover Defender 110.

И вот в назначенный день эксперты отправились в район реки Икша, чтобы там выяснить, как в грязи и на асфальте ведет себя лучшая на сегодня офф-роудная резина трех мировых брендов.

В шинном тест-драйве возможны два совершенно разных подхода: научный и потребительский. Первый предполагает инструментальный контроль параметров, кропотливую обработку полученных графиков и таблиц. Результаты при этом будут в достаточной степени корректны, но сухи. Поэтому, ни в коем разе не отвергая вариант первый, уважая науку, эксперты все же выбрали вариант второй — оценку шин с привлечением простейших контрольных приборов вроде рулетки и секундомера. Несложные замеры, придающие тесту известную объективность, будут чередоваться с живыми и непосредственными, но субъективными ощущениями тест-пилота от эксплуатации той или иной шины. Эксперты журнала надеются, что читатели не осудит их слишком строго и поймут такой подход.




СООБРАЗИЛИ НА ТРОИХ

Тройка подопытных выглядит так: американские Mickey Thompson Baja MTZ и BFGoodrich Mud Terrain KM2, а также малазийские Silverstone MT-117 Sport. Размерность всех шин — 285/75R16, назначение одно — продвигать джип там, где обычные дорожные шины это делать не в состоянии. Однако в отличие от монстров бездорожья вроде Super Swamper эти шины рассчитаны не на оголтелых джиперов, они позволяют ездить и по нормальным дорогам, по асфальту. Поэтому в ходе теста внимание было уделено не только лазанью по грязи, но и проверке свойств резины на шоссе.




ЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХ

Разумеется, вначале эксперты придирчиво осмотрели каждую модель, изучили протектор — именно на него при выборе обувки для своего авто смотрит подавляющее большинство водителей. От его рисунка зависит сцепление с опорной поверхностью, способность к самоочищению, шумность шины, наконец. Причем здесь все далеко неоднозначно: одни свойства вступают в противоречие с другими. Например, мелкий (насыщенный) протектор дает хорошее сцепление на твердом грунте, но может замыливаться в грязи.

При осмотре Mickey Thompson Baja MTZ обнаружилась интересная особенность: протектор этой шины неодинаков по окружности. Грунтозацепы здесь объединены в группы по размеру, причем количество «участников» в каждой не одинаково. Более того, эти «сообщества» чередуются в каком-то трудноуловимом порядке. Сами блоки имеют весьма причудливую многогранную форму. Видимо, разработчики резины рассуждали так: на грязи как минимум одна группа обязательно сработает, зацепится, что и решит общий успех дела.

BFGoodrich M/T визуально имеет чуть более крупный рисунок протектора, форма блоков тут попроще. А вот Silverstone — единственная в тест-комплекте шина с направленным рисунком. Это хорошо знакомая «елочка», однако посередине беговой дорожки проходит нерассеченное ребро. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать, поэтому взгляните на фотографии и... «печати».


ПОЛУЧИТЕ ШТАМП

Известно, что без преувеличения огромное влияние на успех езды по мягким грунтам оказывает давление воздуха в шине. Все опытные джиперы приспускают колеса, чтобы проехать, например, по болоту или песку. Это полезно и на скользких поверхностях, поскольку увеличившееся пятно контакта позволяет колесу реализовать больший крутящий момент без срыва в пробуксовку. Но как увеличивается площадь опоры? Это было определено экспериментально: были сделаны отпечатки пятна соприкосновения заднего колеса с подложенной под него бумагой при давлении в шине 2,2 и 0,5 атм.

По увеличению пятна можно судить об эластичности шины (ее радиальной жесткости). Mickey Thompson и BFGoodrich оказались примерно одинаково мягкими, а вот Silverstone заметно жестче. Эта шина, стравленная до давления в пол-атмосферы, выглядит почти так же, как и нормально накачанная. На проходимость влияет не только сама площадь пятна контакта и степень его увеличения при стравливании давления, но и так называемая насыщенность протектора. По полученным данным, плотность рисунка у МТ и Silverstone составляет порядка 40%, а у BFGoodrich этот показатель приближается к 50%.



Получив «печати», Land Rover Defender 110 покинул гостеприимный автосервис с подъемником.

Редакция журнала «Полный привод 4x4»:“Выражаем огромную благодарность руководителям автотехцентра «Маяк-Авто» (г. Икша) Андрею и Владимиру Солонцовым, Дмитрию Скалки ну, а также механикам Дмитрию, Виталию, Денису и Бахтияру! Без их помощи и оперативного реагирования на все наши просьбы тест вряд ли бы вообще состоялся”.

Итак, одноглазый «Деф» (не отменять же давно задуманный тест, из-за того что лампочка в левой фаре перегорела!), разгоняя утренний туман, устремился к месту выполнения первого упражнения.


С ПОПРАВКОЙ НА ПОГОДУ

Туман, промозгло... Да, тестирование автомобильных шин — это область испытаний, итог которых очень сильно зависит от погодных условий. Сухо или влажно, ветрено или нет, холодно или тепло — все это, безусловно, влияет на результат. И думается, специалисты в области тестирования всенепременно указали бы на некорректность полученных выкладок уже только потому, что тест проходил в два дня: Mickey Thompson испытывали в первый, когда и асфальт, и грунт были довольно влажными, a BFGoodrich и Silverstone тестили назавтра в чуть более сухой день. Однако делать нечего, в середине ноября погода не балует, но она, в общем-то, стабильно неважная, поэтому эксперты приняли не совсем равные условия двух тестовых этапов как данность. А читателям предлагаем при изучении полученных результатов просто сделать поправку с учетом указанного нюанса. Что же ждало тестируемые шины? Влажный, но без луж асфальт, сырые глинистые грунты и колеи, заполненные жидкой грязью. Но сначала все же асфальт.


КАК РУЛИТСЯ?

На широкой площадке было проведено упражнение на управляемость. Суть его известна со времен царя Гороха, и заключается она в динамичном прохождении «змейки». Эксперты поставили себе задачу максимально быстро преодолеть дистанцию в 72 метра, лавируя между конусами, расставленными на расстоянии 12 метров друг от друга. Чем шина лучше держит дорогу, тем результат должен быть выше. Они несколько раз проехали «змейку» в прямом и обратном направлениях. Попутно со временем ее прохождения была зафиксирована также максимальная скорость, которую удалось развить в пределах мерного участка (между первым и последним конусами). Конечно, виражи проходились на накачанных до номинального давления колесах (2,2 атм), а то недолго и разбортироваться. Кто же ездит по асфальту на приспущенных шинах? Впрочем, не стоит спешить с ответом, об этом — чуть позже.

Победителем теста на управляемость стали Silverstone. Объяснение таково: жесткая резина, обладая меньшим уводом, позволяет машине более оперативно реагировать на руление.
Секундомер (единственный, помимо рулетки, точный прибор, имевшийся в наличии у журналистов), несомненно, придал испытанию объективности, так как водитель Defender явной разницы в поведении автомобиля на «змейке» на разных шинах, признаться, не ощутил. Субъективно, все рассматриваемые шины позволяют активно рулить на асфальте, существенных сносов осей не наблюдается.




КТО ДАЛЬШЕ?

По выбегу автомобиля можно косвенно судить о таком важном параметре, как сопротивление шин качению. Косвенно, поскольку на результат в данном случае влияют не только шины, но и сопротивление трансмиссии машины, ее аэродинамика. Даже совсем неискушенный в автомобилях человек скажет, что высокое сопротивление качению ведет к повышенному расходу топлива, и он будет совершенно прав. Поэтому чем оно меньше, тем лучше.

Для упражнения был выбран прямой и горизонтальный участок асфальтированной дороги. Перед его началом «Деф» выдерживал скорость 40 км/ч, которая контролировалась по GPS-навигатору. Почему такой слабый разгон? Потому что для машины с аэродинамикой кирпича делать выбег с более высокой скорости бессмысленно — сопротивление воздуха будет вносить слишком значительную погрешность.

Чтобы избежать влияния ветра, замеры проводились в обоих направлениях движения.

Коэффициент сопротивления качению в основном определяется гистерезисными потерями в шинах, которые в свою очередь зависят от конструкции и качества применяемых при их изготовлении материалов. Казалось бы, жесткая шина, меньше деформируясь под весом машины, должна обеспечивать меньшее сопротивление качению. Но эксперимент показал, что это не так: Silverstone оказались в аутсайдерах. Видимо, существенное влияние оказывает рисунок протектора. Крупные редкие грунтозацепы, «прыгая» по асфальту, создают большое сопротивление качению. Напротив, самый мелкий протектор МТ обеспечил шинам наилучшие показатели выбега. BFGoodrich — середнячок в этом испытании.




БЕРЕГИТЕ УШИ

В ходе проведения заездов на выбег, да и вообще перемещаясь по шоссе от места выполнения одних упражнений к другим, попутно удалось оценить шумность испытуемых шин.

Эксперты: “Конечно, на слух, до профессионального прибора под названием шумомер мы пока не доросли. Впрочем, в нашем случае он оказался бы не слишком востребованным. То, что шины типа М/Т по шумности — не то, что дорожные, как говорится, «ясно без очков». Но уровень дискомфорта возможен разный. Например, поездка на Silverstone при скорости порядка 80 км/ч (особенно если включить нейтраль и двигаться накатом) по части акустики напоминает пилотирование пикирующего бомбовоза. Хотя бывают и гораздо худшие варианты. Но в нашей троице эта модель явно занимает последнюю ступеньку пьедестала. А первую? Mickey Thompson. BFGoodrich близок к лидеру, но все же немного отстает”.

Таким образом, видно, что места распределились в соответствии с крупностью рисунка протектора. Чем он грубее — тем шина шумнее.


СТОП, МАШИНА!

Были проверены и тормозные свойства шин. Автомобиль ABS не оборудован, поэтому торможение «в пол» до блокировки колес — в критической ситуации так поступает абсолютное большинство водителей, напрочь забывая про всякие приемы вроде прерывистого торможения, способные сократить дистанцию остановки. Под колесами — все тот же асфальт (влажный в первый день, посуше, но все равно сырой — во второй). Тормозной путь с 40 км/ч замеряется при помощи рулетки по следу переднего колеса.

Silverstone выходит вперед. Вроде насыщенность протектора невелика, то есть площадь соприкосновения шины с опорной поверхностью не очень значительна, а тормозит колесо отлично. Может быть, все дело в центральном сплошном ребре: оно-то и берет на себя всю тормозную силу? Утверждать не станем — это всего лишь предположение. А вот выступление МТ, как уже было сказано, было «подмочено» погодой, отсюда и дополнительные сантиметры тормозного пути — в итоге третье место. BFGoodrich снова посерединке.




ВЫЙДЕТ ИЛИ НЕ ВЫЙДЕТ?

Наконец, «проверки на дорогах» завершены. Пора переходить к самой интригующей части — внедорожным тестам, ведь именно для того, кто съезжает с асфальта, представляют интерес подобные шины.

Время года, как уже было отмечено в начале, для такого рода испытаний лучше некуда: на полях, в лесу — всюду стабильно мокро. Подходящее местечко находися быстро. Колея глубиной около половины профиля шины (в нашем случае порядка 110 мм) по краю травяного луга залита жидкой грязью. Мелко? Учитывая, что всюду мокрая скользкая глина, вполне достаточно.



Первые пробные заезды показали, что переднее вывернутое вбок колесо выбираться из нее не торопится. При номинальном давлении в шинах (2,2 атм) спасовали все игроки: ни одна покрышка не смогла зацепиться за скользкий край и вытянуть передний мост машины из колеи.



При стравливании колес до 0,5 атм Mickey Thompson уже смогли перевалить через грязевой бруствер, так что одно очко этим шинам можно поставить в плюс. Silverstone вообще не выбрались ни разу, сколько ни катались туда-сюда. Это и понятно: визуально резина почти не плющится при стравливании давления. Правда, должны помогать мощные лапы «елочки», но не тут-то было. Увереннее других действовал «Борис Федорович»: шина выходила из колеи практически при каждом заезде.



Пусть этот эксперимент немного наивен, но он представляется достаточно корректным. Колея совершенно одинакова при всех заездах, автомобиль и водитель одни и те же, стиль езды не меняется — значит, все зависит только от шин.




КРУТОЙ МАРШРУТ

Вторым этапом испытаний в номинации офф-роуд стал подъем на холм. До холма от упражнения «Колея» был проделан путь около 10 км по асфальту на шинах, спущенных до 0,5 атм, со скоростью не выше 50 км/ч. Объяснение этому есть: очень часто бывает, что джиперы ленятся накачивать колеса, переезжая от одного болота к другому. Значит, резина должна терпеть этот русский авось. Как оценить? Например, по нагреву шин.

Вообще, их тепловая нагруженность — очень важный показатель качества. Чем меньше теплообразование (обусловленное деформацией шины и ее трением об опорную поверхность), тем меньше энергетические затраты на качение. Журналисты поступили просто: сразу после десятикилометрового пробега измерили температуру боковины шины при помощи термопары. Конечно, результат этот весьма условный, о внутренних термодинамических процессах, происходящих в шине, он говорит мало, но какое-то представление о ее тепловой нагруженности дает. Данные по температуре можно посмотреть в результирующей таблице.

Итак, тестовый автомобиль добрался до горки. Замеров угла наклона не проводилось, но по словам экспертов “поверьте, было действительно круто”. Сначала полазили по одному поросшему травой холму высотой около 10 метров. Результат удивил и озадачил. Удивил, потому что Defender довольно непринужденно, неспешно тарахтя дизельком, на первой пониженной в «раздатке» и с заблокированным межосевым дифференциалом справился с задачей, представлявшейся нелегкой. Случайный зритель тестов Дмитрий на LR Discovery 2 смог повторить заезд только с разгона и с изрядной пробуксовкой колес (кстати, обутых в тот же BFGoodrich, что тестировался). А озадачил, потому что эксперты так и не решили, какой шине отдать предпочтение. Разница в результатах, показанных Silverstone, BFGoodrich и МТ, оказалась настолько невелика, что ей можно пренебречь. К тому же опять-таки подъем на МТ проводился по траве, выглядевшей немного более влажной, чем досталась двум другим участникам. В общем, нужен был какой-то другой критерий. И тут-то упомянутый Дима на Discovery проводил участников тестов к еще одной горке. Она была существенно круче и длиннее. Покрытие — врагу не пожелаешь: глина вперемешку с травой.



Сначала было решено попробовать подняться от подножия холма без разгона, определив момент начала пробуксовки колес. МТ и Silverstone выдали примерно равные результаты, а вот BFGoodrich показался немного более цепким, с ним машина могла около метра продвинуться вверх от подножия, в то время как с двумя другими шинами она останавливалась почти сразу, как только задние колеса начинали подъем. Постепенно экспертами овладел азарт: а какие шины все же позволят долететь до чахлой березки на полпути до вершины? Выяснилось, что все. Разгон от комплекта к комплекту старались делать один и тот же, но, если быть до конца честными, то некоторое неравенство условий надо признать. И все же BFGoodrich журналисты выделили: на них машина забиралась в гору увереннее.




ТАК КТО КОГО?

«Полный привод 4x4»:“В принципе, такой вопрос перед началом теста не ставился. Нам хотелось дать собственную оценку шинам, абстрагируясь от заявлений производителей, ведь, как говорится, каждый кулик свое болото хвалит. Получилось, что протестированные образцы в целом довольно схожи по потребительским свойствам, но у каждой модели есть сильные и слабые стороны.
По совокупности наших оценок, объективных и субъективных, выделились два лидера — «американцы» Mickey Thompson и BFGoodrich. С последней все понятно— не зря же шины этой марки столь популярны среди джиперов. Что касается МТ, то это хорошая, тихая резина на каждый день, позволяющая комфортно себя чувствовать и на асфальте, и вне его. Малое сопротивление качению — отличный козырь в борьбе за экономию топлива, что ныне чрезвычайно актуально. A Silverstone мы бы рекомендовали заядлым любителям офф-роуда. Протектор типа «елочка» хотя и не проявил себя в нашей тестовой колее, но не просто так он правит бал на подавляющем большинстве армейской автомобильной техники. А вот ездить на этой резине по шоссе — не очень, слишком шумно”
.



Участники

Комментарии: (8)

  • в 11:09 03.09.2010

    Увереннее других действовал «Борис Федорович»:хорошая фраза надо будет применять при продажах этого уважаем бренда

  • в 14:09 06.09.2010

    БорисФёдорычу очередной респект!
    Ну, кто тут кричал, что КМ2 - беспонтовая шина?

  • в 10:09 07.09.2010

    что самое интересное сначала рисунок не принял ..но сейчас присмотрелся на джипах просто ок-но смотрится а если еще запаска новенькая

  • terrano2
    в 14:09 07.09.2010

    Ребята какой ноябрь, сентябрь на дворе. :o
    цитата из текста:
    "в середине ноября погода не балует"

  • в 15:09 07.09.2010

    значит тесты проводились в ноябре прошлого года :)

  • ВолодяСпец
    в 15:09 08.09.2010

    Да я уже писал в другом тесте. Беспонтовые статьи. Старье сплошное, ведь уже куча новых тестов было, а они все старье впихивают

  • в 15:09 08.09.2010

    ну-ну. очень авторитетное замечание ;D

  • в 16:09 08.09.2010

    А какое новьё в этом типе шин было с прошлого ноября?

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя