Дэвид Шо о возможном слиянии Doublestar и Kumho
  02.02.2017

Генеральный директор Tire Industry Research рассуждает о том, какими могут быть последствия покупки Doublestar крупного пакета акций Kumho

Когда был объявлен список претендентов на покупку 42% акций Kumho, уже можно было достаточно легко предсказать, кто победит на аукционе. В то же время даже если Kumho Asiana Group не сможет найти 850 миллионов долларов, которые по слухам предложила Doublestar, я несколько скептично отношусь к способности китайцев успешно провести интеграцию Kumho в свой бизнес. Ни у Doublestar, ни у Kumho нет достаточно большого опыта совершения кросс-культурных сделок и объединения международных организаций.

Я не хочу сказать, что сделка будет провальной, но менеджерам Doublestar точно придется попотеть и привлечь опытных специалистов, чтобы различные отделения Kumho были конкурентоспособны.

Сравнение со слиянием Pirelli и ChemChina неизбежно. Оба покупателя являются контролируемыми государством китайскими корпорациями с диверсифицированным бизнесом и относительно небольшими шинными подразделениями. Оба приняли решение купить глобальных производителей, специализирующихся в первую очередь на выпуске шин. Как бы то ни было, у руководства ChemChina был обширный опыт заключения международных сделок и кросс-культурной интеграции. Председатель правления ChemChina Жэнь Цзяньсинь - настоящий самородок, который намерен действовать не так, как диктует линия Партии. Он не только независимый предприниматель, но крупный политик по китайским меркам. В менеджменте Pirelli тоже высоко ценят прагматизм, гибкость управления и готовность к переменам.

Судя по всему, пока процесс интеграции Pirelli проходит успешно, особенно в сегменте грузовых шин. Будет очень интересно взглянуть, каким будет перезапуск бренда Aeolus при поддержке технологий и маркетинговых возможностей Pirelli. Вполне возможно, что это окажет большое влияние на мировые рынки грузовых и индустриальных шин.

Увы, но я не думаю, что подобное можно будет сказать о Doublestar и Kumho. Все некорейцы, которых я встречал среди сотрудников Kumho, говорили, что в работе их ограничивает корейское руководство, иногда принимающее довольно странные решения, противоречащие советам более опытных коллег с Запада. Это не является чем-то необычным для корейских, японских или китайских компаний. Никому не позволено ставить под сомнение решения начальника, так что иногда эти решения принимаются на основе неполных или даже неверных данных. Это же, судя по всему, относится и к Doublestar. Я только однажды был на их заводе в прошлом декабре, однако я очень много обсуждал эту компанию с конкурентами, клиентами и поставщиками.

В Китае Doublestar известна в первую очередь своей спортивной обувью, и здесь она считается чем-то вроде местного аналога Nike или Adidas. Несмотря на определенную реструктуризацию, проведенную в 2013 году под руководством нового председателя правления Чай Юнсэня, Doublestar все так же имеет репутацию нереорганизованного коммунистического промышленного предприятия. Это означает, что решения принимаются, чтобы угодить начальнику, часто без адекватного предшествующего анализа. В Doublestar все не так плохо, как в некоторых других известных мне шинных компаниях с авторитарным руководством, где топ-менеджеры так запуганы, что не включат кондиционер без согласия начальника. В таких условиях у менеджеров явно нет возможности демонстрировать инициативность.

Учитывая все это, у меня создается впечатление, что ни Doublestar, ни Kumho не обладают достаточной гибкостью или прагматизмом, и у обеих компаний слишком мало опыта для того, чтобы разрабатывать приемлемые решения в сложных ситуациях с комплексным подтекстом.

Если говорить о позитивной стороне, штаб-квартира Doublestar в Циндао находится на побережье Желтого моря, на другом берегу которого, в Кванджу, расположена штаб-квартира Kumho. В то же время авиамаршруты просто ужасны, и требуется две или три пересадки, чтобы долететь из одного города в другой.

Оставив в стороне вопросы культуры и интеграции, можно сказать, что эта сделка будет очень выгодна для Doublestar. Компания получает несколько заводов и научных центров по неплохой цене. Если слухи об 1 триллионе вон верны, цена более чем справедлива. Восемь заводов, в том числе совершенно новый комплекс в США и еще один во Вьетнаме, три технологических центра, клиенты в секторе первичной комплектации и т.д. и т.п… На мой взгляд, сделка просто отличная, пусть Doublestar и получит только 42% акций.

Завод легковых шин Kumho в Мейконе (Джорджия, США) открылся совсем недавно, в мае 2016 года, а в его создание было вложено 450 миллионов долларов. Предприятие способно выпускать до 4 миллионов UHP-шин в год, и мощность, вероятнее всего, будет увеличена до 10 миллионов шин. Завод отвечает стандарту Industry 4.0, о котором так много говорят в китайской шинной отрасли в последние полтора года, - радиочастотные метки на компонентах шин, автоматизированное производство и т.д.

Еще более важно то, что завод создан для выпуска шин с высокой добавленной стоимостью диаметром от 17 дюймов, и кроме того Kumho успела наладить связи с корейскими автокомпаниями, в том числе с Hyundai и Kia, чьи заводы находятся на расстоянии не более 320 км от комплекса Kumho. Свой завод корейцы строили с явным намерением поставлять шины двум указанным компаниям, а техническую поддержку оказывает научный центр в Акроне. О планах открыть завод было объявлено еще в 2008-м, но после этого Kumho начала процедуру финансовой реструктуризации.

Помимо Мейкона, Kumho также владеет тремя заводами в Китае - в Тяньцзине, Нанкине и Чанчуне. У всех трех предприятий были серьезные проблемы начиная с 2011 года, когда сюжет канала CCTV стал причиной скандала, а Kumho уличили в нарушении стандартов качества. Общественное возмущение лишило Kumho статуса лидера рынка, и в плане рыночной доли компания опустилась ниже Hankook и даже нескольких западных производителей.

В Корее Kumho выпускает шины на трех заводах - в Пхёнтхэке, Коксоне и Кванджу. В 2013 году компания также открыла новый технологический центр неподалеку от Сеула.

В 2008 году заработал завод Kumho стоимостью 200 миллионов долларов во вьетнамской провинции Биньзыонг. Начальная мощность предприятия составляет 3,15 миллиона легковых шин в год, а в будущем ее планируется увеличить до 13 миллионов шин. Впрочем, расширение идет не такими темпами, как было задумано изначально, и в 2016 году завод выпустил 4 миллиона шин. Штат предприятия, как сказал в одном интервью Кан Ён Гю, заместитель генерального директора Kumho Tire Vietnam, составляет 2 000 человек. По его словам, 90% продукции поставляется в США.

Наконец, еще одним бонусом является то, что Kumho производит шины для корейской военной авиации, а также и для корейских коммерческих авиаперевозчиков.

Если сделка состоится, Doublestar из неизвестности перейдет в ряды глобальных шинных производителей второго эшелона, а также получит контракты на поставку шин для комплектации автомобилей корейских компаний.

Doublestar все время своего существования фокусировалась в основном на производстве грузовых шин, так что изменения для китайского руководства будут радикальными. Возможно, они последуют примеру ChemChina и выделят отделение легковых шин в отдельную структуру, чтобы потом вернуть его акции на рынок, но я не вижу возможностей для синергии вне этого сегмента. В то же время ничто не останавливает нового владельца запустить производство грузовых шин на заводах в США или Вьетнаме. В обоих случаях земля для расширения имеется, и при условии продуманного планирования новые линии можно запустить в течение шести месяцев.

Doublestar также сможет начать выпускать авиашины. Правительство Китая очень хочет ускорить развитие производства шин для авиации, чтобы снабжать армию, и для страны это является стратегическим вопросом. Получение подобных технологий создаст для Doublestar серьезное преимущество, и неважно, что они будут корейскими.

Как бы то ни было, самое важное и для Doublestar, и для китайских властей то, что компания сможет стать глобальной. Бренд Kumho может это обеспечить, и здесь ситуация такая же, как с Pirelli. Кроме того, как и в случае с Pirelli, можно ожидать, что некоторые технологии достанутся и другим китайским компаниям, имеющим связи в правительстве.

Для Kumho, на первый взгляд, выгоды особенно нет, если не считать доступа к потенциально глубоким карманам китайцев. Как бы то ни было, скандал 2011 года очень сильно ударил по позициям Kumho, тогда как до марта того года компания контролировала 20% китайского рынка легковых шин. Сразу после сюжета CCTV продажи упали на 30-40%, китайское отделение Kumho ушло в убыток, и это усилило финансовые трудности компании.

В отрасли многие уверены, что скандал был намерено инициирован государственным каналом, чтобы навредить иностранной компании, которая была слишком успешна на китайском рынке. Действительно сложно представить, чтобы подобному публичному унижению подвергли китайскую компанию, контролируемую государством. При помощи Doublestar корейцы смогут восстановить свои некогда лидирующие позиции в Китае.

Стоит отметить, что если не считать завода в Мейконе, Kumho в последние годы очень мало инвестировала в свое развитие, а Doublestar за счет правительственной поддержки может изменить эту ситуацию и снова сделать Kumho ведущим шинным производителем.

По моему мнению, возможности для синергии у компаний имеются, однако я сомневаюсь насчет того, что менеджеры смогут достаточно эффективно осуществить слияние. Отношения корейцев и китайцев являются достаточно своеобразными, и ни одна из компаний не имеет опыта кросс-культурного сотрудничества и гибкого прагматичного руководства.

В целом я ожидаю, что, скорее всего, Kumho Asiana найдет деньги и купит выставленные на продажу акции. Если этого не произойдет, успех слияния Doublestar и Kumho является довольно сомнительным, хотя перед обеими компаниями откроются возможности для роста. И я бы очень хотел ошибиться в своих прогнозах.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя