Дэвид Шо о событиях августа в китайской шинной индустрии
  11.09.2016

Генеральный директор Tire Industry Research о том, как китайские шинные производители привлекают новые средства, а США готовятся ввести новые антидемпинговые пошлины на шины из Китая

Мы продолжаем рассказывать о состоянии китайской шинной индустрии, и август выдался очень богатым на события - одобрение на IPO получили и Triangle, и CST. Дела у первой компании идут вполне хорошо, и цена акций существенно выросла. Спрос на те акции, что предлагались в онлайне, превысил предложение более чем в 2 000 раз.

Были и другие интересные темы. Китай вводит собственную маркировку, и теперь китайские производители будут создавать собственные референсные шины, которые потенциально будут отличаться по своим рецептам резиновой смеси и технологиям от таких же референсных шин, изготовленных, к примеру, Michelin.

Если говорить о событиях за пределами Китая, министерство торговли США сообщило, что намерено ввести антидемпинговые пошлины на импорт грузовых и автобусных шин, произведенных на китайских заводах, добавив их к антисубсидиарным пошлинам, о которых было объявлено в июне (об этом ниже).

Помимо всего этого, мы наблюдаем усиление давления на небольших шинных производителей, поскольку условия кредитов становятся жестче, появляются все новые требования к выбросам вредных веществ и т.д.

На фоне общего спада ухудшается и ситуация в смежных отраслях. В первом полугодии неважные результаты продемонстрировали Mesnac, Xingda и другие поставщики оборудования для китайской шинной индустрии.

Как и многое другое в Китае, все это является частью более широкой картины. Страна пытается реформировать свою экономику в связи с явным переизбытком производства во многих отраслях. Среди имеющихся у правительства инструментов - ограничение доступности кредитов, и поскольку контролируемые государством банки стараются ограничить кредитование, любая компания, способная найти средства за счет привлечения частных инвесторов, публичного размещения акций или реструктуризации задолженности, этим и занимается. Ниже примеры того, как компании ищут средства без помощи банков.

  • Sailun идет на IPO.
  • Doublestar идет на IPO, надеясь выручить 900 миллионов юаней.
  • Double Coin прошла реструктуризацию, так что акции сейчас торгуются от имени родительского холдинга Huayi.
  • Linglong очень успешно вышла на IPO в июне.
  • Triangle вышла на IPO, и, похоже, все оказалось так же - или даже более - успешно, как у Linglong.

Часть этих денег пойдет на увеличение потока наличности, но в первую очередь их потратят на производство за пределами Китая. Многие могут подумать, что китайское правительство не одобряет открытие производства за рубежом в силу заботы о рабочих местах, но на самом деле власти страны поощряют открывать заводы вне Китая в соответствии со своей политикой «один пояс, одна дорога».

Linglong открыла производство легковых и грузовых шин в Таиланде, а теперь они хотят построить еще два завода за рубежом. Sailun выпускает легковые шины во Вьетнаме, и сейчас там налаживается производство шин для грузовиков. Double Coin переносит производство грузовых шин из Китая в Таиланд. Многие хорошо знакомые с ситуацией люди говорили мне, что Triangle в скором времени объявит о строительстве завода грузовых и OTR-шин в США, но компания пока что не подтверждает и не опровергает эту информацию. Они же говорили мне, что номинальный генеральный директор Triangle Пьер Коад (Pierre Cohade) ушел из компании после конфликта с председателем Дином, но компания отрицает и это тоже.

Выходу ведущих производителей за пределы Китая способствуют все новые пошлины, вводимые в различных странах. Изначально они строили заводы в Юго-Восточной Азии, но теперь тенденция изменилась, и компании стремятся открывать производство прямо в тех странах, которые строят торговые барьеры. США в этом плане были наиболее активными, и при этом они являются крупнейшим рынком для многих китайских шинных производителей. Все это привело к тому, что именно США сейчас являются страной, о которой в первую очередь думают компании, намеренные вывести производство за рубеж.

Еще одна важная тема - введение в Китае новой шинной маркировки. Сейчас в стране существует как минимум две конфликтующие друг с другом системы, но есть момент, который вызывает даже большее беспокойство. Не так давно китайский аналог Европейской технической организации по ободьям и покрышкам (ETRTO) заявил, что Triangle будет производителем референсных шин для оценки сцепления на мокрой поверхности, и это означает, что они будут использоваться параллельно с референсными шинами, произведенными Michelin.

Проблема в том, что если Triangle - или любая другая шинная компания - начнет производить еще одни референсные шины, это может поставить под вопрос оценки в новой маркировке - откуда мы будем знать, какие шины использовались при оценке сцепления на мокром покрытии тех или иных покрышек?

По сути, чуть ли не невозможно точно раз за разом воспроизвести результаты тестов шин, и Michelin, вероятно, лучше всех остальных производителей способна обеспечить максимальную воспроизводимость. На самом деле вся индустрия во многом полагается на то, что Michelin способна изготавливать референсные шины для всех остальных. И я при всем желании не могу представить, что такой же уровень доверия будет к референсным шинам, изготовленным Triangle.

Не уверен, чем все кончится, но я знаю, что ETRMA, Michelin и некоторые другие шинные производители глубоко обеспокоены потенциальной путаницей и сейчас обсуждают этот вопрос с CRIA.

И наконец, есть еще тема пошлин в США. Не так давно американское министерство торговли объявило, что, судя по имеющимся данным, китайские производители «демпингуют» при продаже грузовых/автобусных шин в Америке, а демпинговая маржа составляет порядка 20%.

Согласно схеме, используемой в США, необходимо определить ограниченное число импортеров, которых можно считать представителями класса компаний, в отношении которых ведется расследование, и потребовать у них предоставить информацию о ценах, расходах, объемах поставок и т.д.

Затем министерство торговли использует эти данные, чтобы оценить степень демпинга у респондентов, после чего определяется уровень демпинга для всех остальных компаний. Эти остальные компании могут добровольно предоставить собственную информацию, чтобы доказать, что их ситуация отличается от той, в которой находятся респонденты, и попросить снизить размер пошлин. Если их просьбу одобряют, они входят в список компаний, для которых пошлины устанавливаются в индивидуальном порядке.

В недавнем докладе министерства торговли говорится, что одним из респондентов выступила Prinx Chengshan (Shandong) Tire Co., для которой демпинговая маржа была предварительно определена в размере 20,87%.

Для другого респондента, Double Coin Holdings Ltd., маржу определили в таком же размере, как и для всех других китайских производителей/экспортеров (22,57%), и можно предположить, что Double Coin не стала сотрудничать с американскими властями. Все пошлины будут вводиться ретроактивно, и тарифы будут действовать в отношении продукции, импортированной с начала июня.

Это предварительное решение, и компании могут предоставить дополнительные данные до вынесения окончательного вердикта, которое должно состояться к 17 января 2017 года.

В конце июня министерство торговли США также предварительно одобрило введение 20-процентных антисубсидиарных пошлин на китайские грузовые шины. Два этих расследования связаны между собой, хотя идут по разному графику. Решение по поводу антсиубсидиарных пошлин будет вынесено до 9 ноября, и в перспективе в США могу быть введены «двойные» пошлины.

Мое мнение.

Я верю в свободную торговлю и в целом считаю, что возведение торговых барьеров является контрпродуктивным.

В случае с китайской шинной индустрией жителю Запада очень сложно - почти невозможно - понять, как обстоит дело с субсидиями в отрасли, и как они используются. Мои друзья, работающие в отрасли, говорили мне, что когда такая страна, как Соединенные Штаты, вводит новые тарифы, часть их можно компенсировать, обратившись к правительству. Я также слышал слухи о том, что региональные власти могут платить владельцам заводов, чтобы они перенесли производство в новую промышленную зону, мотивируя это снижением загрязнения окружающей среды и возможностью создания новых рабочих мест. Мы постоянно слышим о новых подобных проектах, поддерживаемых MIIT (министерством промышленности и информационных технологий Китая) или каким-нибудь другим министерством, в рамках которых компаниям присуждается особый статус, и этот статус дает налоговые послабления или гранты, которые власти выдают на строительство нового завода.

Власти какого-нибудь американского штата могут за счет субсидий компенсировать 10-20% от затрат, и ходят упорные слухи - ни разу не получившие официального подтверждения - что в Китае компании могут при переносе получить 100-процентную компенсацию всех расходов. Часть компенсируется за счет выдачи разрешений на землю, часть за счет снижения налогов, часть за счет других механизмов.

Некоторые из этих механизмов на Западе могут расцениваться как коррупционная практика, но в Китае, где совершенно другой кодекс чести, это просто способ вести дела, поэтому никто не против того, чтобы кому-то дарили подарки, а связи между влиятельными людьми становились еще крепче.

И это приводит нас к ключевому аспекту совершения сделок между жителями Запада и китайцами. Если мы привыкли требовать прозрачности и полной информации о том, каким будет исход сделки для обеих сторон, в Китае это редкость. Честь и доверие позволят в конечном счете получить выгоду, но о том, какой будет эта выгода, редко говорят, когда договариваются о сделке.

Возвращаясь к нашей теме, мы знаем, что экспорт грузовых шин из Китая запускает антидемпинговые расследования по всему миру. Вряд ли это может быть просто стечением обстоятельств. Нет сомнений, что действия США очень сильно отличаются от подхода, принятого в ЕС, где в этом году шинные производители попробовали попросить принять меры против китайского импорта, указав на бедственное положение независимых компаний, занимающихся восстановлением шин. Им отказали, заявив, что их прибыльность растет, а значит, никакого ущерба нет. При этом рост прибыльности обеспечивается в основном снижением расходов на сырье, такое как натуральный каучук, а так будет не всегда.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя