Как сильно вырастут цены в 2010 году?
  07.05.2010

Крупнейшие шинные производители продолжают объявлять о повышении цен, но как это отразится на конечных потребителях?

Повышения цен бывают разные. Любой, кто следит за шинным рынком достаточно долгое время, знает, что то, что сказано в заявлениях компаний, и то, сколько приходится платить потребителям, очень часто две большие разницы. Во-первых, когда кто-нибудь, например, банк говорит «повышение цен», имеется в виду, что увеличивается стоимость шин для розничных продавцов по сравнению с предыдущим уровнем. И, во-вторых, колебания цен на сырьевых рынках, а также изменения стоимости производственных факторов легко могут повлиять или даже полностью компенсировать влияние друг друга. Таким образом, то, что производители повышают цены, вовсе не означает, что покупателям обязательно придется платить больше, а если и придется, это не всегда приводит к тому, что тот, кто поднял цены, получает дополнительную прибыль.

Вот как описали ситуацию на шинном рынке в марте этого года аналитики из Morgan Stanley: «Мы уверены, что повышение объявленной цены не превращается автоматически в повышение стоимости фактической… оптовые и розничные продавцы всегда покупают шины с определенными скидками». Следовательно, все эти повышения цен не станут причиной увеличения прибылей и, кроме того, аналитики охарактеризовали ситуацию с ценовой конъюнктурой европейского рынка как «особенно напряженную, учитывая жесткую конкуренцию со стороны азиатских компаний (к примеру, Hankook)» и низкие объемы продаж грузовых шин.

«Экстраординарная возможность» для непремиальных шинных компаний

Эксперты Morgan Stanley также отметили, что банк уверен в том, что в 2010 году «непремиальным компаниям представится экстраординарная возможность для увеличения своей рыночной доли в Европе. Касательно Pirelli аналитики подчеркнули, что компания находится в несколько более выгодной позиции благодаря относительно более высокому влиянию на рынках с меньшей ценовой конкуренцией (Латинская Америка, Ближний Восток и Африка) и большому уклону в сторону сегмента «премиум». Но все же так называемые «непремиальные» производители, значительно увеличившие свою рыночную долю в 2009 году, теперь имеют исключительную возможность еще сильнее укрепить свои позиции.

Если спросить об этом представителей производителей шин класса «премиум», то все они абсолютно верно ответят, что хотя такие компании, как южнокорейская Hankook, демонстрируют очень большие объемы продаж в штуках, ценность единицы продукции будет намного менее впечатляющей. Здесь нужно снова вернуться к ценам и поговорить о том, как на них влияет стоимость каучука. Немногие будут спорить, что уравнение «цена/приобретенное качество = ценность» прекрасно работало для этих компаний в 2009 году. Но представители производителей премиальных шин (и легковых, и грузовых) указывают на то, что это было до повышений цен, и что некоторые производители в прошлом году специально отложили или ограничили увеличение стоимости своих шин, чтобы сделать их более привлекательными для покупателей. В результате сейчас им придется более резко повышать цены, чтобы компенсировать подорожание сырья.

Руководство Hankook, к примеру, как сообщают некоторые источники, планирует поднять цены в течение 2010 года на 11%. Финансовые аналитики говорят о том, что «компания уверена в своей способности увеличить реализационную цену своих шин в пределах от 7 до 1 процента в этом году», но эксперты Deutsche Bank уверены, что цены могут вырасти на 11%. В их заявлении говорится также, что уверенность Hankook в успешном повышении цен базируется на стабильности спроса на ключевых рынках.

Надо также сказать, что Hankook уже подняла цены на домашнем рынке на 3% в январе этого года. СМИ сообщают, что планируется увеличить стоимость шин внутри Кореи еще на 5% в 1 половине года, и еще на 5%-6% во 2 половине, когда компания собирается повысить цены в Корее, США и Китае (именно в этом порядке).

Интересно отметить, что аналитики не включили в этот список Европу, где Hankook вроде как собирается совершенствовать свою дистрибьюционную сеть за счет увеличения дилерских розничных центров. По мнению некоторых экспертов, в этом году Hankook планирует на 14% увеличить свои объемы продаж на мировом рынке (до 80 миллионов шин).

Аналитики Deutsche Bank также отмечают, что главными источниками прибыли после 2011 года для Hankook станут новые производственные мощности в Венгрии и Китае. В Китае, Hankook может снизить экспортные объемы, чтобы воспользоваться преимуществами выгодной ценовой политики.

Цена натурального каучука преодолела ценовой барьер 3.5 доллара за кг

Главным оправданием для производителей, повышающих цены, стало продолжающееся увеличение стоимости натурального каучука, поставки которого снизились из-за засухи в Тайланде и южном Китае. 1 апреля цена стала больше 3.5 долларов за кг, что является максимальным значением за последние 60 лет, и согласно данным Института исследований в области каучука Тайланда это означает, что за прошлый год цена выросла на 75%. Другие источники отмечают, что цена более чем удвоилась.

Учитывая, что после такого скачка цены продолжают расти, шинным производителям придется еще дважды увеличить стоимость своей продукции в текущем году, и подорожать шины должны на 4%-6%, чтобы это сказалось на прибыли компаний. Для наглядности Deutsche Bank приводит расходы трех крупнейших производителей на закупку натурального каучука. Согласно этой информации, в прошлом году Continental потратила на это сырье 500 миллионов евро (7% от объемов продаж); Pirelli – 340 миллионов (8%); а Michelin – 950 миллионов (6%).

Следовательно, двукратное увеличение стоимости натурального каучука означает, что шинная индустрия должна повысить реализационные цены на 7%-8%, чтобы это компенсировать (учитывая нынешний курс доллара). Кроме этого позднее, по мнению Deutsche Bank, производителям придется увеличить цены еще на 5%.

К тому же, повышения цен (и мы говорим о той части роста, которая переносится и на фактические цены) не всегда просто покрывают расходы. К примеру, комментируя результаты Michelin в 2009 году, аналитики Morgan Stanley отметили, что снижения цен на сырье позволили компании заработать дополнительные 318 миллионов евро во 2 половине года. Сейчас цены остаются на высоком уровне, но ниже, чем были. Суть в том, что прибыль приносится не только за счет снижения цен на сырье, но и благодаря эффекту запаздывания, когда производитель заранее повышает цены.

И здесь вмешивается фактор невозможности прогнозирования. Делать прогнозы всегда очень сложно, о чем говорит и то, что некоторые аналитики отказались говорить о том, какой, на их взгляд, будет ситуация во второй половине года, указав на постоянные колебания цен на сырье (особенно, на натуральный каучук) в качестве причины.

Планируемые и проведенные повышения цен у ряда производителей в текущем году:


Производитель Где? На что? На сколько? Когда?
AllianceЕвропаС/Х, OTR4.5%Апрель 2010
Apollo**4%Апрель 2010
Aufine Group*Все виды шин5%Июнь 2010
BridgestoneСев. АмерикаЛегковые и шины для пикапов6%Июнь 2010
ЕвропаЛегковые, легкогрузовые, мотоциклетные и грузовые3-5%Апрель 2010
CooperСев. АмерикаЛегковые и шины для пикапов7.5%Июнь 2010
ContinentalЕвропа и Сев. АмерикаЛегковые, коммереческие, шины для пикапов6-7.5%Июнь 2010
Falken*Коммерческие4%Июнь 2010
Hangzhou ZhongceКитай*5%Апрель 2010
Hankook*Легковые, коммерческие8%Июнь 2010
Kumho*Легковые, легкогрузовые8%Июнь 2010
MarangoniЕвропаВосстановленные и промышленные шины7%2 квартал 2010
MichelinЕвропаВторичный рынок: легковые, легкогрузовые3-4%2 квартал 2010
ЕвропаВторичный рынок: грузовые4%Апрель 2010
Сев. АмерикаВторичный рынок: грузовые7%Февраль 2010
Сев. АмерикаЛегковые, легкогрузовыен/дФевраль 2010
Сев. АмерикаШины для экскаваторов4%Февраль 2010
NankangЕвропаЛегковые, внедорожные, SUV6-8%Апрель 2010
Nexen*Все оптовые поставки8%Июнь 2010
Nokian**3%Июнь 2010
PirelliЕвропаЛегковые, легкогрузовые, мотоциклетные и грузовые4-6%Апрель 2010
Qingdao Double StarКитай*5-10%Апрель 2010
Shandong Linglong**6%Апрель 2010
South China Tire & RubberКитай*5%Апрель 2010
ToyoСев. АмерикаЛегковые, коммерческие, шины для пикапов/SUV, OTR8%Июнь 2010
Trelleborg Wheel SystemsСев. АмерикаДля промышленной и строительной техники5-10%Март 2010
Европа и Сев. АмерикаС/Х5%Февраль 2010
Yokohama*Потребительские8%Июнь 2010

Примечание: * - данные пока не доступны.

Комментарии: (5)

  • в 12:05 07.05.2010

    статья дополнена

  • в 13:05 07.05.2010

    …"И здесь вмешивается фактор невозможности (достоверного) прогнозирования. Делать прогнозы всегда очень сложно, о чем говорит и то, что некоторые аналитики отказались говорить о том, какой, на их взгляд, будет ситуация во второй половине года, указав на постоянные колебания цен на сырье (особенно, на натуральный каучук) в качестве причины"...
    Справедливое утверждение!
    Особенно, в условиях углубляющегося мирового кризиса… :(

  • в 15:05 07.05.2010

    В статье фигурируют иностранные производители, которые зависят от цен на НК.
    А вот Кордиант уже снизил цены на шины зимней программы почти на 10% сравнительно с предыдущим годом.
    Отечественному производителю проще - не зависит от цен на натуральный каучук, так как почти не использует его ;D

  • Alp
    в 14:05 12.05.2010

    Отечественному производителю совсем не проще - он мало использует НК, но цены на синтетический каучук также растут вслед за натуральным.

  • в 23:05 12.05.2010


    Отечественному производителю совсем не проще - он мало использует НК, но цены на синтетический каучук также растут вслед за натуральным.

    Это точно!
    (см. https://motorshef.ru/news/2034)
    Немного истории:
    …"Синтетическому каучуку в этом году исполнилось ровно сто лет: автор этого изобретения русский ученый-химик Сергей Васильевич Лебедев, изобрел технологию его получения еще в 1910г. Так индустрия обогатилась еще одним уникальным материалом"…
    "Я лично пытался получить синтетический каучук и убедился, что это невозможно, поэтому сообщения из Страны Советов – это очередная ложь!" - публично возмущался знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон.
    Тем не менее, в 1931 году Сергей Васильевич Лебедев был награжден орденом Ленина, избран в Академию наук СССР, а в 1933 году в Ярославле дал продукцию первый в мире завод по производству синтетических каучуков.

    В 1934 г. к нему присоединились еще два – в Воронеже и Ефремове, а в 1936 г. – в Казани"…
    (журнал ХимАгрегаты, март 2010)
    …"доля синтетического каучука в мире определяется 60 процентами от общего объема этого сырья.
    Россия же все так же сохраняет статус мирового экспортера, и половина производимого каучука уходит именно на внешний рынок
    .
    Основная масса этого материала идет на изготовление шин (более 60%), остальное же – на резинотехнические и иные изделия"...
    http://www.alltoday.ru/seo_articles/articles11243.html

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя