Франческо Гори: У Apollo есть все возможности для развития
  14.01.2016

Франческо Гори, шесть лет возглавлявший Pirelli, рассказывает о своей новой работе на посту консультанта индийской шинной компании Apollo

Apollo сейчас старается быстро подняться в международном рейтинге шинных производителей, и продвижение в Европе является для этого необходимым условием. По этой причине компания не только покупает в Старом свете активы, но и инвестирует в строительство собственного производства, и кроме того не так давно Apollo решила найти себе нового консультанта, которым стал не кто-нибудь, а Франческо Гори (Francesco Gori) - человек, который с 2006 по 2012 год был генеральным директором Pirelli. О том, как ему работается на новой должности, он рассказал в недавнем интервью.

Доктор Гори, тридцать лет работы в итальянской шинной индустрии, а теперь возвращение с новым стремительно растущим игроком...

На самом деле я получил предложение о сотрудничестве от семьи Канвар, главных акционеров Apollo, уже в 2012 году, сразу после моей отставки, а потом они также связывались со мной в связи с возможностью продажи отделения грузовых и агрошин Pirelli, которое они были заинтересованы купить. Впрочем, в итоге оно досталось китайцам. Раньше я отказывался, поскольку, хотя я всегда любил новые вызовы, у меня было очень странное чувство, так как меня многое связывает с Pirelli, в чьем обновлении и развитии я участвовал.

Что окончательно сломило ваше сопротивление?

Момент, когда я увидел, как компания, за чью независимость я всегда боролся, оказалась в руках китайцев. Я имею в виду, что после этого я мог считать себя свободным от каких-либо моральных обязательств. Поэтому тогда я принял решение заняться чем-то новым, и к тому же это не полноценная работа, а лишь консультационные услуги, которые предусматривают участие в совете директоров.

Активность индийской компании говорит о том, что они всерьез намерены закрепиться на мировом рынке. Есть ли у них потенциал для подобного роста?

Они намерены выйти за пределы Индии, и у них есть для этого ресурсы и финансовые возможности. Они будут делать это за счет покупки активов и усиления бренда. На самом деле это компания, которая создает в Европе рабочие места и вкладывает туда свои средства. В Венгрии, в 100 километрах от Будапешта, строится их новый завод, в который будет вложено 475 миллионов евро в следующие пять лет. В год он будет выпускать 5,5 миллиона легковых и коммерческих, а также 675 000 грузовых шин. И совсем недавно было объявлено о новых инвестициях - еще 45,6 миллиона было потрачено на приобретение немецкого дистрибьютора Reifencom. До этого Apollo уже успела купить Vredestein, а в ЮАР у них были активы, связанные с брендом Dunlop, которые потом были проданы Sumitomo. Мне нравится динамизм этой компании, и я рад, что могу внести вклад в ее развитие.

Какие сейчас перспективы у шинных производителей в Европе?

Думаю, хорошие возможности для роста есть и в Италии, и в целом в Европе, и Apollo их использует, о чем говорит покупка Reifencom. Да, есть компании, которые сокращают свои производственные мощности, и понятно, что их заводы не обладают необходимым уровнем конкурентоспособности, требуемым от новых предприятий. С другой стороны, такие компании, как Hankook и Apollo, выбрали Европу для строительства новых заводов, и это говорит, что этот регион не только остается огромным рынком, но и все так же подходит для размещения производства.

Если конкурентоспособность европейского производства сохраняется, что насчет угрозы со стороны китайских компаний?

Ландшафт европейского рынка сейчас действительно меняется из-за прихода новых игроков. Нет сомнений, что приток новых продуктов с крайне низкой стоимостью подрывает существовавшую бизнес-логику. Яркий пример - сегмент восстановленных шин, который больше всего пострадал из-за прихода китайцев, потому что их новые шины дешевле европейских восстановленных. Это явление, с которым необходимо что-то делать, если мы хотим обеспечить устойчивое развитие экономики. Из-за этой ситуации каркас, который можно использовать еще один или два раза, выбрасывается, а ведь это траты импортированного каучука, произведенного здесь синтетического каучука, а также стали. Надеюсь, что Брюссель примет меры по этому поводу и введет дополнительные пошлины на все ввозимые в ЕС шины, чтобы простимулировать их восстановление и создать циркулярную экономику.

Как и Apollo, купившая Reifencom, другие компании в Европе, к примеру, Michelin, тоже стремятся создавать новые каналы дистрибьюции...

Изменить цепь поставок для улучшения прибыли, инвестировать в покупку активных игроков в сегментах B2B и B2C - все это защитные меры для крупных производителей. Это вертикализация, которая повлияет и на итальянский рынок, все еще являющийся третьим по размеру в Европе.

Онлайн-продажи больше не являются чем-то необычным, каковы перспективы у этого сегмента?

В Интернете очень удобно выбирать шины, но сервисом и монтажом все равно будут заниматься профессионалы, а это важная часть процесса покупки шин. Доказательством тому то, что в США, где самый развитый сегмент электронной коммерции в мире, пропорция шин, проданных через B2C, все так же не превышает 10%.

Каким будет ключевой элемент стратегии развития Apollo?

Мне пока слишком рано об этом говорить, так как я все еще не знаю всего о состоянии компании и нынешних рынков. Нет сомнения, что наличие в портфеле бренда Vredestein - это явное преимущество. К примеру, голландский бренд уже давно присутствует в сегменте всесезонных шин, и именно он сейчас растет очень быстрыми темпами. А теперь, когда свои новые модели представили Michelin и Pirelli, мы ожидаем, что этот рост станет еще более существенным.

Какие возможности создаст производство в Венгрии, которое должно быть запущено в 2017 году?

Один из факторов, замедляющих развитие бренда Vredestein - это ограниченные мощности завода в Энсхеде [Нидерланды]. Рост мощностей является необходимым условием для увеличения доли рынка и усиления позиций в секторе первичной комплектации.

Какие аналогии можно провести между вашей нынешней работой и тем временем, когда вы возглавляли Pirelli?

Сходство в том, что Apollo тоже начинает фокусироваться на сегменте «премиум» и параллельно с этим стремится выйти с рынка бюджетных товаров. Когда я стал президентом Pirelli, компания потеряла 90,3% своей рыночной доли, а ее прибыльность была намного меньше, чем у основных конкурентов. Тогда Pirelli продавала шины всем автопроизводителям без исключения. Моим первым решением было сосредоточиться на автомобильных брендах класса «премиум». К бренду Vredestein это неприменимо, поскольку он уже не присутствует в бюджетном сегменте, и кроме того шины этой марки не поставляются на автозаводы. Здесь нужно не менять акценты, а искать другие пути повышения прибыльности. Просто наращивать объемы продаж сейчас невыгодно, примером чего являются китайские производители. Немыслимо стать лидером без увеличения конкурентоспособности при помощи инвестиций в научные разработки, а у китайцев они в среднем ниже 1% от оборота, и без вложений в усиление бренда. Apollo, как и Pirelli, концентрируется на «премиуме», но их бизнес-модель существенно отличается, поскольку они большой упор делают на расширение дистрибьюции. Опять же, нужно помнить об инвестициях в укрепление бренда и выборочно сотрудничать с автопроизводителями.

Вы говорите о таком сотрудничестве, которое в прошлом было у Vredestein и Giugiaro?

Партнерство с Guigiaro, которые внесли вклад в улучшение дизайна шин, позволило очень заметно дифференцировать бренд Vredestein. Не знаю, продолжится ли это сотрудничество в будущем, если учесть, что [Джорджетто] Джуджаро ушел из Italdesign, но использование возможностей итальянских дизайнеров в шинной индустрии определенно остается привлекательным. Это может помочь и повысить прибыльность, и отстроить себя от конкурентов.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя