За рулем: Тест зимних шин размера 6,45-13 (1980)
  28.12.2015

Публикуем результаты шинного теста «За рулем» 35-летней давности, в котором уже участвует одна известная финская компания

Сегодняшний автомобиль приспособлен и к жаре, и к холоду, и к дождю, и к снегу. В этом, безусловно, немалая заслуга автомобильной и нефтехимической промышленности. Но только этого для нормальной — удобной и безопасной — эксплуатации машины мало. Ее необходимо обеспечивать соответствующей дорожным условиям «обувью». Известный шаг к этому сделан.

Список протестированных шин:

  • АИ-168
  • ИЯ-170
  • М-145
  • NR-08 «Хаккапелиитта»

С первым снегом парк таксомоторов и служебных «волг» частично переходит на зимние шины, производство которых у нас уже освоено. Целый ряд шиноремонтных заводов Всесоюзного промышленного объединения (ВПО) «Союзшина» восстанавливает 13- и 14-дюймовые покрышки наложением протектора с зимним рисунком. Получая вторую жизнь, эти шины при правильных нагрузках и уходе пробегают десятки тысяч километров по заснеженным дорогам.

В январе 1978 года было принято решение об освоении и развитии производства «легковых» шин с зимним рисунком протектора для наиболее массовых у нас в стране автомобилей «Москвич» и «Жигули». А в декабре НИИ шинной промышленности, согласно договору о творческом содружестве, передал нам для редакционных испытаний комплект новеньких шин модели АИ-168. Одновременно финская фирма «Нокиа» предоставила «За рулем» возможность познакомиться с последними образцами ее продукции для зимнего использования на автомобилях. Марка этого акционерного общества хорошо известна в СССР. Она стоит на лифтах и мебели в учреждениях и гостиницах многих городов, на больших голубых катушках с кабелем, лежащих у строительных котлованов. Советские внешнеторговые объединения заключали контракты с фирмой на закупку для нашей страны автомобильных шин. Не случайно «Нокиа» получила статус официального поставщика Олимпиады-80.

NR-08 «Хаккапелиитта»

Для этого, первого теста мы отобрали четыре комплекта разных моделей шин размера 6,45–13. Они были испытаны на «Москвиче-2140» и «Жигулях» модели «21011». Эталонными для машины каждой марки приняли летние шины, соответственно М-145 и ИЯ-170. В порядке сравнения с ними поочередно устанавливали зимние АИ-168 без шипов и NR-08 «Хаккапелиитта», снабженные шипами из твердого сплава производства финской фирмы «Комета» — дочернего предприятия «Нокиа». Мы не ставили целью сопоставлять между собой модели шин в чистом виде. Нас интересовало прежде всего поведение автомобиля, опирающегося на ледяную или заснеженную дорогу протектором с летним рисунком, с зимним и самым совершенным на сегодня ансамблем из протектора с зимним рисунком и шипов. Все шины имели два слоя корда в каркасе и столько же в брекере, то есть под протектором. Разница же заключалась в том, что модели М-145 и АИ-168 диагональные, а ИЯ-170 и NR-08 радиальные. У финских шин брекер стальной (как у МИ-166, о которых журнал рассказывал в апрельском номере 1979 года). Эти различия, безусловно важные для сравнения однотипных шин, в нашем тесте принципиального значения не имели, и мы считаем возможным пренебречь их влиянием на результаты, полученные специальными замерами.

АИ-168

Общие впечатления о шинах начинают складываться уже после первых обкаточных километров. Но проходит несколько дней, меняется капризная зимняя дорога, и неожиданно обнаруживаешь незнакомые до этого реакции машины на команды от рычагов и педалей. Соблазн проставить твердые оценки уступает место осторожному подбору условий для оценок. Чем большее число показывали счетчики километров на спидометрах «Москвича» и «Жигулей», тем больше таких условий мы отмечали в бортовых журналах. В конечном итоге, постоянно меняясь, шины прожили с нами целый год, оставив набор ощущений от езды по ледяным дорогам и укатанным снежным, по весенней грязи и снежной целине, по мокрому и сухому асфальту, от коротких московских до тысячекилометровых командировочных маршрутов, Чтобы окончательно закрепить выводы о шинах, и прежде всего о их работе на зимних дорогах, мы воспользовались помощью специалистов НИИ шинной промышленности, прибором «путь-время-скорость» и секундомерами.

Любой автомобилист согласится, что на скользкой дороге важнее быстро остановить машину, чем быстро разогнать ее. Особенно чутко относится он и к боковому скольжению — заносу, слишком часто сопровождающему поездки в зимние месяцы. Ну, а сугробы на дорогах после ночных метелей для человека, живущего в стороне от постоянно очищаемых магистралей, наверное, столь же естественны и привычны, как и сама зима. Эти три посылки мы заложили в основу оценок шин при испытаниях. К ним добавили лишь два варианта дорог — чистый лед и укатанный снег. У снежной целины вариантов не бывает, и ее ограничили глубиной снежного покрова 15–20 см.

ИЯ-170

Рассказ о поведении автомобилей с разными шинами лучше начать с коротких таблиц, которые можно будет достаточно подробно прокомментировать. В каждой из них приведены средние расстояния и время, полученные в нескольких контрольных заездах. Как будто напрашивается сравнение не только шин, а и самих автомобилей. (Особенно если вспомнить победы машин московского и ижевского заводов на зимних первенствах СССР по ралли, международных — «Русская зима» и в трековых (ипподромных) гонках, что наводит на мысль о лучшей приспособленности «москвичей» к скользким дорогам. Возможно, здесь сказывается влияние одинаковой колеи у передних и задних колес, иного распределения массы по осям и других факторов.) Но сравнение вряд ли будет правомерным, так как тесты по каждой марке проводились в разные дни, когда и мороз был иной, и твердость льда менялась, и состояние снега.

Впрочем, вернемся к шинам. На льду безусловными фаворитами были NR-08 с шипами. Они вдвое, по сравнению с эталонными, уменьшали тормозной путь у «Жигулей» и почти на 40% у «Москвича». Примерно на треть сокращалось время прохождения ледового поворота на этих шинах у обоих автомобилей. АИ-168 без шипов из-за меньшей площади контакта с дорогой в таких условиях уступают даже летним и стоят, таким образом, на третьем месте.

М-145

На укатанном снегу преимущество шипов, выступающих из шашек протектора на 1,5 мм, практически не проявилось. Несколько заметнее было оно у «Жигулей», где разница в тормозном пути на шипованных и чистых зимних шинах оказалась в пределах 5%. В целом же летние шины проигрывали здесь специальным зимним, что наиболее заметно на «Москвиче».

Хотелось бы обратить внимание читателей на коварство зимних дорог в отношении тормозного пути. И на льду и на укатанном снегу, независимо от типа шины, он увеличивается вдвое, тогда как скорость возрастает всего лишь с 30 до 40 км/ч (см. таблицу). Техническая истина обязывает нас сказать, что величины тормозного пути, приведенные в таблицах, для стабильности и сравнения результатов получены при полной блокировке всех четырех колес, хотя на практике есть возможность ее уменьшить. Этому способствует прерывистое торможение на грани юза с одновременным торможением двигателем и переходом на пониженные передачи. Но это уже из области водительского мастерства, которое приобретается независимо от шин, стоящих на автомобиле. То же самое можно сказать и о движении на повороте. В испытаниях на льду он очерчен специальными вешками. Если автомобиль занесло и он задел ограничитель, заезд считается непригодным. Заноса быть не должно, но машина движется на его грани. Только так можно получить сравнимые результаты, оценивающие работу шин, а не шофера. Зато иллюстрацией водительского искусства могут служить ипподромные гонки. Кто из читателей журнала не видел на его страницах эффектные фотографии, на которых автомобили скользят, проходя поворот со скоростью, близкой к 100 км/ч! Но и здесь, надо сказать, немалую роль играют правильно выбранные шины.

При езде по снежной целине роль шипов сводится к нулю. По этой причине мы «положили на весы» только две модели шин: летние и зимние. Как и предполагали, автомобили, въезжавшие в снег со скоростью 20 км/ч на шинах АИ-168, забирались значительно дальше, чем на М-145 и ИЯ-170. Причем «Москвич» каждый раз проезжал в среднем на 6 м больше, чем «Жигули». Эту разницу, нам кажется, можно объяснить тем, что у первого из них задние колеса идут строго по следу передних, не испытывая дополнительного сопротивления.

Весной и осенью прошлого года на шинах всех моделей мы пробовали ездить и в других условиях. Конечно, зимние шины были полезнее летних на раскисших от воды проселочных дорогах. По своим качествам они ближе к тем, что содержат в характеристике слова «повышенной проходимости», хотя рисунок протектора у них не приспособлен в такой же степени к самоочистке. И NR-08, и АИ-168 хорошо и стабильно держат контакт с мокрой дорогой. По субъективным оценкам, на них безопаснее проезжать неожиданные лужи и наносы грязи, часто встречающиеся весной и осенью.

Есть два важных фактора против использования этих шин на сухом асфальте — повышенный износ и шум, который они издают на ходу. Причем шины с шипами несколько шумнее. К тому же они оказывают не меньшее влияние на дорогу, чем она на них. После 1500 километров, пройденных по асфальту, вокруг шипов образовались небольшие, до 1 мм углубления изношенной и выкрошившейся резины. Из 132 шипов, старательно вделанных финскими специалистами в каждую шину, мы не досчитались четырех в задней левой и шести в правой. Передние шины сохранили весь набор. Этот факт мы отмечаем потому, что, переставляя шины, стремились соблюдать их постоянное место на любом автомобиле.

Информация для размышления. Безусловно, хорош зимний комплект «шина-шипы». NR-08 «Хаккапелиитта» это доказала. Но он пригоден только для снежных и ледяных дорог. Чистый асфальт очень скоро сделает такую шину заурядной и быстроизнашивающейся.

На ледяных дорогах зимняя шина АИ-168 без шипов несколько проигрывает обычной летней, и особенно ИЯ-170. Но на укатанных снежных ее преимущества очевидны, и прежде всего на «Москвиче». Рыхлый снег наиболее ярко проявляет достоинства АИ-168 и с тем же предпочтением к модели «2140».

Подводя итог этому короткому тесту, можно утверждать, что для разных моделей автомобилей нет одинаковых рецептов по применению зимних шин. Мы показали здесь лишь несколько вариантов и надеемся, что они будут полезны нашим читателям.

Редакция благодарит отдел испытаний Научно-исследовательского института шинной промышленности за помощь в проведении теста.

  • Н. Разинчев, редактор отдела эксплуатации и сервиса
  • О. Богданов, редактор

Участники

Комментарии: (5)

  • Аноним
    в 10:12 29.12.2015

    Помню этот журнал! Жаль картинки с рисунком этих шин не вставили.

  • в 19:12 29.12.2015
    #61507   ответ на   #61501

    Справедливо :)

  • Аноним
    в 11:01 05.01.2016

    "На ледяных дорогах зимняя шина АИ-168 без шипов несколько проигрывает обычной летней, и особенно ИЯ-170. "
    Во-первых, ИЯ-170 - это всесезонка по нашим меркам. Во-вторых, похоже, раньше о таком понятии, как резиновая смесь речи не шло. А это всего лишь одно поколение назад...

  • в 17:02 28.02.2016
    #62535   ответ на   #61556

    Верно. Понятия "летняя шина" не было у нас тогда. Шины делились на дорожные,универсальные,повышенной проходимости,и зимние.

  • Вячеслав Верховцов
    в 12:01 05.01.2020

    А как же тогда зимние шины 6.45-13 модели М-177 они тоже кажись с 78 года выпускались и М-147 эти вообще с 73 года почему про них забыли?

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя