Тест на прочность 16-дюймовых автомобильных дисков
  08.06.2015

«Автревю» испытывает на стойкость к ударам и усталостную прочность 12 дисков из России, Китая, Италии и Германии. Текст: Олег Растегаев. Фото: Олег Растегаев и Игорь Балунин

Первые, и пока что единственные, сравнительные испытания колес мы провели — страшно вспомнить! — 17 лет назад: это были «ударные» тесты в лаборатории МАДИ. И вот мы возвращаемся к этой теме, но уже на качественно ином уровне: появились современные стенды и новые методики — и теперь мы сможем оценить не только стойкость к ударам, но и усталостную прочность легкосплавных колес. В зачете — 12 образцов 16-дюймовых моделей, произведенных в России, Китае, Италии и Германии.

Как сильно изменился рынок колес! Двухцветные, матовые, полированные, подешевле, подороже, потяжелее, полегче... Выбирай на любой вкус и цвет! Тем более что за прочность-надежность, по идее, можно не переживать: все продаваемые в России колеса обязаны иметь специальный сертификат, который выдается лишь в том случае, если образцы прошли испытания, оговоренные ГОСТом Р 50511-93. Или производитель предоставляет в органы сертификации результаты испытаний, проведенных по схожим методикам в других странах, и при этом, конечно, гарантирует, что вся поставляемая на рынок партия продукции соответствует тем образцам, что прошли тесты. Но это — по идее, а точнее — по закону.

Теперь набираем в поисковой строке «получить сертификат на колесные диски» — и Яндекс выплескивает адреса-телефоны десятков организаций, готовых «в сжатые сроки» оформить сертификаты на соответствие российским ГОСТам и техническому регламенту Таможенного союза! Неужели в России и впрямь так много лабораторий (они, кстати, тоже должны быть сертифицированы), где можно испытывать колесные диски? Может, зря мы летали в Красноярск?
Не зря. Потому что именно в Красноярске, на базе завода компании K&K, был недавно запущен дорогущий стенд циклических испытаний ZWARP (от немецкого Zweiaxialer Radprüfstand — двухосевые стендовые испытания колеса) немецкой фирмы Makra.

Колеса мы тестировали так. Беговой барабан стенда ZWARP раскручивает колесо в сборе с шиной размерности 215/60 R16 до «линейной» скорости 120 км/ч — и за пробег около 2300 км оно подвергается циклическим перегрузкам (кратковременно — до 1800 кгс, что в три раза больше, чем заявленные производителями для большинства из наших колес предельные 600 кгс), которые имитируют самые жесткие условия эксплуатации: движение на перегруженном автомобиле, резкие перестроения, проезды неровностей. Причем так называемая карта нагрузок для наших испытаний была сформирована на основе данных, полученных при езде именно по российским дорогам. Если колесо успешно пройдет такие испытания, то можно быть уверенным, что в реальной эксплуатации не появится ни усталостных трещин, ни разрушений.

Тест на прочность 16-дюймовых автомобильных дисковСтенд для динамического нагружения колес Makra

Стенд для динамического нагружения колес (как в продольном, так и в поперечном направлениях) производства немецкой компании Makra имитирует самые тяжелые условия движения: по горной дороге, на перегруженном автомобиле, резкие маневры. Суммарная нагрузка на колесо кратковременно может в три раза превышать номинальную (заявленную производителем). На этом стенде можно раскручивать колеса до угловой скорости, соответствующей 180 км/ч, но мы ограничились 120 км/ч.

Другое точно такое же колесо, но уже без шины, тоже подвергается циклическим нагрузкам, но на стенде попроще. Обод жестко крепится к металлическому столу, а к ступичной части прикладывается циклический момент с вращением. Эти испытания — уже «официальные», на соответствие ГОСТу Р 50511-93, который повторяет правило ЕЭК ООН № 124. Без разрушений и трещин колесо должно выдержать 200 тысяч циклов нагрузки заданным моментом. Это — необходимое, но еще не достаточное условие для получения сертификата.

Тест на прочность 16-дюймовых автомобильных дисковИспытания на изгиб

Все поступающие в розничную сеть колеса должны отвечать требованиям ГОСТа 50511-93, а это значит, что помимо прочего они должны выдержать испытания изгибом с вращением. Обод колеса жестко крепится к рабочему столу, на плече «L» к ступичной части прикладывается «обкатываемая» нагрузка «Р», которая рассчитывается исходя из геометрических параметров колеса и декларируемой несущей способности. В нашем случае для колес с шириной обода 6,5 дюйма это момент 288 кгм. После 200 тысяч циклов нагружения на колесе не должно быть никаких повреждений.

Третий вид испытаний повторяет то, чем мы занимались 17 лет назад в лаборатории МАДИ, — это удар по ободу колеса. Колесо в сборе с накачанной до 2,2 бар шиной крепится под углом 13 градусов к горизонтальной плоскости — и с высоты 230 мм на него «роняют» груз массой 540—648 кг (в зависимости от нагрузки, заявленной производителем). Это наименее трудоемкие, но, пожалуй, самые убедительные испытания. Хорошие колеса гнутся лишь слегка, давление в шине сохраняется, а плохие — либо «трещат по швам», то есть по самым слабым местам (как правило, это спицы), либо ломается закраина обода, а то и сам обод, — и колесо теряет герметичность. А значит, не соответствует упомянутому ГОСТу Р 50511-93 — такие колеса нельзя продавать!

Это мы проверили, но затем усложнили задачу — и на том же стенде провели дополнительные удары с нагрузкой, превышающей нормативную на 60%. Можно считать, что это — имитация самого сильного удара колеса о бордюр.

Тест на прочность 16-дюймовых автомобильных дисковИмитация наезда на бордюр или попадания в яму в повороте

Удар грузом по колесу (в сборе с шиной), закрепленному под углом 13 градусов к горизонтали, имитирует наезд на бордюр или попадание в яму в повороте. Такие испытания тоже входят в «обязательную программу», предусмотренную ГОСТом. Проведя этот тест, мы ужесточили условия, увеличив массу падающего груза на 60%.

Конечно, «наши» 12 колес — это капля в море нынешнего предложения. Так что главная цель этих испытаний — не столько помочь в выборе, сколько понять: является ли наличие сертификата залогом того, что колеса действительно безопасны? Кстати, если в тех, давних, тестах основную конкуренцию российским колесам составляла продукция турецких заводов, то нынче половина из 12 образцов — «Made in China».

Пожалуйста: китайские колеса Alcasta. Судя по цветастым наклейкам, они соответствуют всем мыслимым нормативам! Тут тебе и немецкий TUV, и японские JWL и VIA, российские РСТ (Ростест) и СТР (знак соответствия техническому регламенту Таможенного союза)... Но именно эти «пересертифицированные» колеса не выдержали ни одного из наших испытаний. Ни одного! После пробегов с циклической нагрузкой как на одном, так и на другом стендах в спицах появились трещины, а на ударных испытаниях — еще без «перегруза»! — колеса (новые образцы, а не те, что уже подверглись циклическим нагрузкам) разлетелись вдребезги! Практически с таким же позором провалили испытания китайские колеса LegeArtis и Cross Street.

С другой стороны, китайские же колеса Replay выдержали все испытания — и по своим усталостно-прочностным качествам оказались ничуть не хуже породистых итальянских или немецких моделей. Неплохо себя показали китайские колеса Ijitsu и 4GO: они дали слабину лишь в ответ на циклические нагрузки на стенде ZWARP, но эти испытания, напомним, не входят в программу обязательной сертификации.

Кстати, серьезные производители колесных дисков — особенно те, что поставляют их для первичной комплектации автомобилей, — обычно проверяют свою продукцию на подобных стендах, причем нередко даже по более жесткой карте нагрузок, чем в нашем случае. Я видел, как в той же лаборатории «крутились» колеса K&K для «конвейерной» комплектации автомобилей Renault Duster, такие же испытания проходят и колеса для грядущей Лады Весты... Так что ничего удивительного, что принимавшие участие в нашем тесте колеса K&K перенесли все пытки без потерь.

Конспирологи, конечно, тут же нас раскусят: раз испытания проводились в цехах компании K&K, то чему удивляться-то, своя рука владыка... Но, во-первых, заметим, что и методики, и само оборудование — сертифицированы, то есть результаты можно считать «официальными». Да и специалисты здесь серьезные — и вряд ли будут ставить под удар свою репутацию. Во-вторых, наши испытания успешно прошли не только колеса K&K, но и, например, колеса SKAD, хотя SKAD и K&K — это во всех смыслах ближайшие конкуренты: завод, где выпускают колеса SKAD, расположен в Дивногорске, это в 30 километрах от Красноярска.

Покупаем только российское? Увы. Колеса Tech Line, которые производятся в городе Азов Ростовской области, хоть и выдержали «сертификационный» и более мощный удары, но при циклических нагрузках пошли трещинами.
А вот итальянские колеса MAK, равно как и немецкие Alutec и Borbet, не оставили сомнений в своем высочайшем качестве. Жаль, что пришлось испытывать образцы с более широким ободом, чем у колес-конкурентов, так ведь и нагрузки на эти колеса мы задавали более высокие. Ни одного повода придраться! Если, конечно, не считать цену: колеса из Западной Европы в полтора—два раза дороже российских или китайских.

А вот еще одно наблюдение. Понятно, что чем легче колесо, тем лучше. Во-первых, снижаются потери энергии на раскручивание, во-вторых, меньше энергии бесполезно обращается в тепло при торможении, а в-третьих — и это, пожалуй, главное, — более легкое колесо обеспечивает на неровностях более длительный, а значит, и более надежный контакт с опорной поверхностью. Грубо говоря, в силу меньшей инерции оно меньше подпрыгивает — и тем самым обеспечивает лучшую устойчивость автомобиля. Но игра на понижение массы стоит свеч лишь при одном непреложном условии: колесо должно оставаться прочным!

Прописная истина? Для производителей китайских колес LegeArtis и Alcasta — откровение! Да, это легкие колеса, но они не держат удар, а при циклических нагрузках на спицах появляются трещины. А ведь раз они продаются, значит, сертифицированы?

Конечно, существуют легкие и одновременно более прочные типы колес — алюминиевые кованые или из магниевого сплава. Но они заметно дороже и сейчас не столь популярны, как традиционное «литье» из алюминия.

Жаль, за кадром наших испытаний осталась коррозионная стойкость, хотя этот параметр также включен в список обязательных испытаний на соответствие ГОСТу Р 50511-93. Колесо помещают в камеру с соляным туманом, и после 80 часов оно не должно покрываться «значительными коррозионными повреждениями» (до 20% поверхности колеса), а после 240 часов не должно терять прочность, что подтверждается последующими стендовыми испытаниями. В преддверии зимнего сезона мы, пожалуй, вернемся к теме коррозии колес — ведь именно зимой автомобили подвергаются наиболее агрессивной «химической атаке».

Итак, по итогам испытаний у нас есть две новости — и начнем, как водится, с плохой. Рынок завален колесами с липовыми сертификатами. И неважно, поставляются ли в торговые сети колеса, которые не соответствуют тем образцам, что успешно прошли испытания, либо сертификаты были попросту куплены, а испытания не проводились вовсе. Важно, что система сертификации, по крайней мере в отношении колес, — это, как мы убедились на нескольких примерах, лишь способ заработка для «сертификаторов». Мало того, что эти «заработки» естественным образом перекладываются на счет покупателей, но главное — тем же покупателям не гарантируется безопасность! Хотя система сертификации вводилась именно во имя безопасности... Нет веры этим бумажкам!

Из шести китайских колес с «обязательной программой» не справились три, из трех российских — одно…

А теперь о хорошем. Во-первых, предупрежден — значит спасен. Во-вторых, половина испытанных нами колес вполне надежна и безопасна, а все колеса из Германии и Италии и вовсе прошли тест без замечаний.

Но выбор, как мы знаем, гораздо шире, а потому — пара советов. Не стоит слепо верить бумажкам с печатями, не стоит уповать на красивые наклейки. Если в магазине вам предлагают самые дешевые колеса и говорят, что они самые лучшие, самые надежные, — это обман. Современные материалы и технологии, которые используются в производстве легкосплавных колес, требуют немалых затрат. Второй признак качества легкосплавного колеса — это как раз отсутствие той самой легкости. Легкие колеса непонятного происхождения — достаточное основание, чтобы усомниться в прочности и отказаться от покупки. И, наконец, неплохо бы выяснить, поставляет ли производитель приглянувшихся вам колес свою продукцию и на конвейеры автозаводов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Тест на прочность 16-дюймовых автомобильных дисковРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Авто диски 4GO SD119
нет в продаже
Авто диски Alcasta M05
нет в продаже
Авто диски Alutec Blizzard
нет в продаже
Авто диски Borbet CC
нет в продаже
Авто диски Cross Street Y4917
нет в продаже
Авто диски ijitsu SLK 1550
нет в продаже
Авто диски Кик Борелли
нет в продаже
Авто диски Replica LegeArtis Optima TY39
нет в продаже
Авто диски MAK Iguan
нет в продаже
Авто диски Replica Replay TY135
нет в продаже
Авто диски Скад Драйв
нет в продаже
Авто диски TechLine 645
нет в продаже

Комментарии: (12)

  • Аноним
    в 18:06 08.06.2015

    Ага 10 лет как китай на рынке и держит уже 80% рынка,мы проснулись.

  • Аноним
    в 04:06 12.06.2015

    С добрым утром! Это тем, кто экономит 500 рублей с диска и думает, что купил хорошее литье. А то, что на самом деле это красивый и круглый лом алюминия из китая, даже не подозревает. Ещё раз с добрым утром!

  • Аноним
    в 13:06 14.06.2015

    Экономия в среднем 1000-1500 с диска.

  • в 14:06 15.06.2015

    Добрый день!
    Так получилось, что в серьезном объеме торговал почти всеми дисками из этого теста. Мне кажется, уже давно прошло время некачественных дисков из Китая, сейчас на рынке продается десяток известных (массовых) дешевых брендов, имеющих, по факту схожее качество. А болячки у всех одни, что у дисков Replay, что у Alcasta или Ijitsu. Появление сравнительных тестов по дискам огромная редкость, поэтому у меня огромное сомнение в том, что это не реклама, очень странный ассортимент брендов подобрали.

  • Аноним
    в 14:06 15.06.2015

    Ну извините! За такие деньги (5000 руб. с комплекта) можно и рискнуть! Просто не надо биться об бордюры в заносе!
    А то, что геометрия может от наших направлений слегка уйти, это мелочи. Зато бесплатный вибромассаж от биений.
    И ещё детали подвески целее будут.Раньше сломается диск, чем подвеска. :-)
    А если серьёзно, то народные мудрости - скупой платит дважды, здоровье не купишь, безопасности много не бывает. Список можно продолжить.

  • Аноним
    в 15:06 15.06.2015

    Два сезона (летних сезона) на дисках КиК против 3 сезонов (круглогодично) на дисках LegeArtis Optima говорят не в пользу КиК. Цена примерно одинакова (но при условии, что КиК - это 15 дюймов, а LegeArtis - 16 дюймов). Китай не стоит на месте. Имхо.

  • Аноним
    в 13:06 16.06.2015

    У товарища диск реплика (REPLAY) раскололся в первой же небольшой яме..
    Я езжу второй сезон на реплике ЛегеАртис - вообще никаких претензий!
    Ерунда все эти тесты, заказная статья.

  • Аноним
    в 16:06 16.06.2015

    Торгующие дисками и шинами оптом понимают, что есть крупный поставщик дисков, ассортимент которого есть в любом крупном интернет магазине Москвы и СПб и именно их три диска оказываются хуже всех.Будем ждать следующего теста. Обидно если статью просто купили.

  • Алексей - Колёсных дел мастер
    в 03:03 11.03.2018

    Дабы не выступать здесь в качестве диванного эксперта, коими являются половина написавших здесь комментарии, продажей дисков занимаюсь 10 лет и могу сказать что всё что написано в этой статье чистая правда касающаяся указанных дисков, но например у производителя КиК есть так же бюджетные серии дисков, которые так же не показали бы выдающихся результатов, по поводу прочности сообщаю, чем тяжелее тем прочнее, что и показали тесты, и ещё сообщаю для незнающих людей, Реплика-это не производитель!!! Реплика-это общее обозначение дисков с оригинальными рисунками, может быть российскими, китайскими, итальянскими, из реплики хорошие производители Replay, Replica FR, WSP Italy, а так же дорогие линейки КиК и СКАД, самая плохая реплика это Legeartis и YST, не берите эту лажу, не верите? Весы вам в помощь и удачи на дорогах!

  • Николай Авто
    в 21:08 17.08.2019
    #74232   ответ на   #72370

    Бред. Чтобы выступать независтмым-скажу, что легеартис как раз самая хорошая и проверенная реплика, по крайней мере в последнее время. У нас сеть магазинов по всей России-и я знаю о чем говорю. А вот заказная это статья в интересах русала, которому принадлежат и Скад и кик с недавнего времени.

  • Аноним
    в 14:08 18.08.2019
    #74235   ответ на   #74232

    Да и теч-лайн под ними, а "пластилин" ещё тот,они правятся на дископравном станке даже без нагрева,

  • Аноним
    в 14:08 18.08.2019

    Вот что интересно,чем литые диски лучше штампа,если "чем тяжелее тем прочнее".Сдается мне что кроме красоты и цены толку от них мало.

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя