Председатель Жэнь. Кто стоит за сделкой Pirelli и ChemChina
  26.03.2015

Джоэль Бэкйелер, автор книги «Китай идет на Запад», рассказал о предпринимателе, который возглавляет госкорпорацию ChemChina, которая в скором времени купит Pirelli

22 марта China Chemical National Chemical Corporation (CNCC) заключила соглашение с контролирующими акционерами итальянского шинного производителя Pirelli по поводу поглощения компании за 7 миллиардов евро. Если все завершится успешно, это будет крупнейшая сделка по приобретению европейской компанией китайским инвестором.

Хотя CNCC не так известна в мире, как другие китайские фирмы, подобные Alibaba, Huawei и Lenovo, компания и ее председатель, Жэнь Цзяньсинь (Ren Jianxin), на самом деле очень опытны в плане покупок активов за рубежом. Г-н Жэнь приобрел – напрямую или за счет консолидации под контролем правительства – 107 компаний в Китае и еще четыре во Франции, Австралии и Израиле.

Впервые я услышал о г-не Жэне, когда работал в Пекине и консультировал Bluestar, дочернюю компанию CNCC, которую г-н Жэнь основал в 1984 году. Тогда Blackstone как раз согласилась инвестировать в Bluestar порядка 600 миллионов долларов, чтобы получить 20% акций «дочки» CNCC. Европейская консультационная фирма, в которой я работал, была ответственна за модификацию бизнес-процессов после сделки с Blackstone. Я каждый день проводил в офисе Bluestar на северо-востоке Пекина и тесно работал с их сотрудниками, чтобы понять, как работает и управляется компания.

Я слышал истории о том, что председатель Жэнь, как и многие другие китайские топ-менеджеры, пришел к власти нетрадиционным способом. В резюме большинства китайских руководителей высшего звена не говорится о десятилетиях работы на производстве в западных мультинациональных компаниях или престижном звании магистра бизнеса. В то время как следующее поколение китайского менеджмента должно будет иметь намного более существенный международный опыт, преемники г-на Жэня будут обязаны учиться при помощи работы, и очень часто сложной работы.

Г-н Жэнь начал свою карьеру, как и многие нынешние генеральные директора китайских госкомпаний, работой в правительстве. Он работал в министерстве химической промышленности, и его должность была частью системы «тефаньвань» или «железной чаши риса», поскольку гарантировала пожизненную занятость.

Как бы то ни было, он не желал всю жизнь быть чиновником, и вместо этого хотел заниматься бизнесом. В возрасте 26 лет с кредитом на 10 000 юаней и семью партнерами г-н Жэнь ушел из правительства и занялся химической очисткой, основав Bluestar. Изначально фирма специализировалась на промышленных котлах для очистки. Работа был не очень гламурной, но со временем Bluestar приобрела высокую репутацию как компания, предлагающая качественные услуги по химической очистке.

В то время как Bluestar развивалась, г-н Жэнь неожиданно принял решение выйти на новый рынок, где у Bluestar не было никакого опыта, и заняться производством лапши. В 1995 году он основал компанию Malan Noodle Company. Г-н Жэнь объяснил свое решение тем, что ресторанные сети выполняли роль альтернативного источника занятости для рабочих химического завода, которые были сокращены в процессе развития Bluestar.

Есть что-то интригующее и ироничное в появлении компании по производству лапши, принадлежащей химическому концерну, в стране с бесконечными сообщениями о поставках некачественного молока и другими скандалами, связанными с небезопасной едой. Как отметил один из преемников г-на Жэня в химической отрасли, «Жэнь любил лапшу. Он родом из Ланьчжоу – по всему Китаю есть рестораны, продающие “лапшу из Ланьчжоу”. Каждый раз когда ты приходил к нему, он вел тебя есть лапшу». Любовь г-на Жэня к лапше и его химическое производство создали действительно редкую комбинацию.

Англоязычная версия вебсайта Malan Noodle характеризует производство лапши как крупномасштабное промышленное предприятие, вместо того чтобы рисовать образ домашнего ручного изготовления. На сайте говорится: «China National BlueStar (Group) Corporation исследует лапшу как вид фаст-фуда с 1980-х годов». Дальше идет описание того, как компания набрала международную компанию талантливых специалистов, чтобы достичь «великих прорывов» в стандартизации и индустриализации общественного питания в китайском стиле.

Прочитав всю информацию о компании, посетитель сайта будет представлять себе массово производимый промышленный продукт, а не заурядный пункт в ресторанном меню.

Когда я консультировал Bluestar, я много раз обедал в ресторане Malan Noodle, находившемся рядом с головным офисом компании. Именно во время этих обедов я смог получить более полное представление о сотрудниках фирмы и их мнении о том, как г-н Жэнь построил процветающий промышленный конгломерат.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя