Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone
  05.10.2009

Концепция шины, на которой можно будет ехать дальше даже после прокола – или Run-Flat - обсуждается уже на протяжении десятилетий.

Наполненные воздухом или пневматические шины были изобретены в 1846 году Робертом Томсоном (Robert Thomson). Европейский изобретатель обернул эластичный слой прорезиненного полотна, снаружи покрытого кожей для дополнительной защиты, вокруг колеса и наполнил его воздухом. Это изобретение было запатентовано во Франции и получило название Aerial Wheel т.е. «Воздушное колесо». Первые шины устанавливались на лошадиные повозки, но к сожалению, Томпсон слишком опередил свое время. Технологии создания прочных и доступных пневматических шин еще только предстояло разработать.

Прошло еще целых 50 лет до изобретения ободов Бартлета Клинчера, клапанов Шредера, шинных бортов и кордов, только после чего стало возможным получить реальную коммерческую прибыль от производства пневматических шин. В 1904 году Firestone начнет выпуск усиленных кордных шин, а еще через два года они будут устанавливаться на Model T Генри Форда.


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

Основа конструкции шины – эластичный герметичный сосуд, содержащий воздух под давлением – очень мало изменилась за прошедшее столетие, если не считать конструкцию борта и состав резиновой смеси. Более того, у шин все так же осталась их главная ахиллесова пята – любой дефект вызывает снижение давления, и шины попросту спускают, делая автомобиль недвижимым (по данным Bridgestone, порядка 60,000 водителей в США ежедневно сталкиваются с проколами шин).

Концепция шины, на которой можно будет ехать дальше даже после прокола – или Run-Flat -  обсуждается уже на протяжении десятилетий. Производители пытались изготовить самозаклеивающиеся шины (слой из эластичного герметика внутри конструкции), шины с дополнительной поддержкой (жесткое кольцо, установленное на диск, поддерживает шину при нулевом давлении), и самоподдерживающиеся шины (более жесткие боковые зоны удерживают вес автомобиля после потери давления). Чтобы вообще уйти от этой проблемы, некоторые компании даже тестировали не пневматические шины, которые вообще не нужно накачивать воздухом.

Самый распространенный тип шин Run-Flat сейчас, это самоподдерживающиеся шины. По сравнению с традиционными они отличаются дополнительной плотностью материала в боковых зонах, чтобы предотвратить сжатие шины после потери давления. Именно это дополнительное усиление увеличивает вес шины, снижает уровень комфорта при езде и повышает сопротивление качению, что делает их совсем непривлекательными для покупателей.

Хотя первоначально Bridgestone разработала шины Run-Flat для физически неполноценных водителей, первым широко известным применением этой технологии стали шины для суперкара Porsche 959 в конце 1980-х годов. Тогда в заводскую комплектацию этого экзотического автомобиля с кевларовым кузовом, способного разгоняться до 320 км/ч, вошли шины Bridgestone Potenza RE71 N0. Эти шины считаются первым поколением Run-Flat от Bridgestone (1G RFT), а использовать их позволяла система Denloc – специальная конструкция диска, которая удерживала борт шины после потери давления. Хотя эта система действовала, неудача попыток использовать стандартные диски не позволила начать масштабное производство.

Ситуация начала меняться в 2004 году, когда Bridgestone представила второе поколение Run-Flat (2G RFT). Шины были серьезно модифицированы и адаптированы к стандартизированным дискам, что устранило потребность в дорогостоящих специальных ободах. Более легкие и с улучшенным составом резиновой смеси для боковых зон, 2G RFT вошли в комплектацию многих моделей BMW, MINI, Toyota и Infiniti. Кроме этого, их стали устанавливать и на высокомощные автомобили, такие как Ferrari 612 Scaglietti и BMW Z8.


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

Потребители благосклонно встретили возможность продолжения движения и повышенный уровень безопасности шин Run-Flat, но их постоянно критиковали за недостаточную управляемость, вызванную дополнительной неподрессоренной массой, жесткий ход (боковины на целых 15% жестче, чем у обычных шин), и высокую стоимость при замене (в некоторых случаях до 30% дороже). Встретившись с такими проблемами, многие водители перешли с Run-Flat на традиционные шины, даже до того как настало время их менять.

В то же время инженеры лабораторий Bridgestone продолжали прилагать все усилия, чтобы усовершенствовать конструкцию Run-Flat, результатом чего стало третье поколение самоподдерживающихся шин. Инженеры учли факторы, вызвавшие недовольство покупателей, и представили сразу три инновационные технологии:

  • Уникальная конструкция брекера – Bridgestone разработала брекер, который при нагревании начинает «сморщиваться» и предотвращает повреждения от нагрева и истирания. Когда шина охлаждается, брекер автоматически увеличивается до нормального размера.
  • Новый состав резиновой смеси – была разработана новая резиносмесительная технология, названная Nano Pro-Tech, которая также снижает уровень нагрева боковых зон. Резиновая смесь обычных шин нагревается из-за трения между молекулами углерода и полимеров (два главных составляющих резиновой смеси). Если оптимизировать расположение молекул полимеров, можно уменьшить трение и, следовательно, нагрев шины. Естественно, это также снижает энергопотребление и расход топлива.
Инновационный «термоконтроль» - технология так называемых «охлаждающих плавников» или Cooling Fin. В боковых зонах предусмотрены небольшие выступы (наподобие миниатюрных спойлеров), которые, несмотря на кажущуюся незначительность, эффективно распределяют поток воздуха по поверхности шины, что позволяет равномерно охладить все участки и снизить нагрев. Если взглянуть на фотографию, сделанную посредством тепловизора, можно увидеть значительное различие между шинами с Cooling Fin и обычными.

Bridgestone использует эти технологии и по отдельности, и в комплексе, в зависимости от специфических параметров каждой модели шин Run-Flat третьего поколения. К примеру, более низкопрофильные шины для спорт-каров, таких как BMW Z4, вряд ли будут оснащаться «плавниками» в отличие от шин для крупных кроссоверов наподобие BMW X5. Вне зависимости от того, какие именно технологии были задействованы, все шины Run-Flat способны обеспечить безопасную езду на расстояние до 80 км при нулевом давлении. Но об этом чуть позже…


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

Оставим технический жаргон в стороне и проверим, как ощущаются шины Run-Flat от Bridgestone, если сидеть за рулем. Поскольку у экспертов не было достаточно чувствительного оборудования, чтобы измерить разницу между шинами 2 и 3 поколения, то все «сравнения» в известной степени могут считаться приблизительными. В конце концов, как можно почувствовать те небольшие нюансы в качестве хода, которые должны отличать одно поколение шин от другого? Ответом стал Европейский испытательный полигон Bridgestone (EUPG) в Италии.

EUPG для ценителя хороших шин, это то же самое, что незакрытый кабинет фармацевта для наркомана – настоящая мечта. Расположенный в 50 км к югу от Рима, этот специализированный комплекс представляет собой сверхсекретный тестовый полигон для испытаний новейших технологий Bridgestone. Проехав через ворота внешнего периметра можно попасть на гладкий, как стекло, овал трека с 4 полосами около 2,5 мили в длину и поворотами на 35 градусов. Внутри овала находится круговой трек – скидпэд (22 акра сверхровного бетона) – соединенный специальными высокоскоростными участками с  основным треком; два отдельных коротких трека; участок для тестов на управляемость на мокрой поверхности; и несколько расположенных рядом друг с другом прямых, имитирующих различные типы дорожной поверхности со всего мира. И все это обрамлено аккуратно постриженными газонами с чудными полевыми итальянскими цветами.

Для экспертов Autoblog подогнали несколько практических идентичных BMW 5-Series последней версии, после чего предложили протестировать три различных варианта шин Bridgestone RE050A класса High-Performance подряд  - традиционный, Run-Flat 2 поколения и Run-Flat 3 поколения.

Сначала эксперты установили обычные RE050A – высококлассные шины, устанавливаемые на такие автомобили, как Nissan 370Z и Lexus IS-F – которые показали отличный уровень комфорта на гладких участках. Шероховатая и неровная дорога тоже не стала проблемой, так как податливые боковины поглощали все неровности без особого усилия. Мы успели проехать тысячи миль на этих шинах в реальном мире без единого повода для претензий.


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

После этого экспертам дали опробовать Run-Flat предыдущего поколения, которые стоят на тысячах последних моделей BMW и MINI. Владельцы как правило хвалят возможности Run-Flat, но жалуются на качество хода, сниженное из-за жестких боковин, и дополнительную не подрессоренную массу. Гладкие участки эксперты проехали в комфорте, но на неровной дороге все недостатки шин стали очевидны в первую же минуту. Выбоины, которые компенсировались амортизирующими боковинами обычных шин, теперь передавались в салон в форме острых и весьма дискомфортных толчков. Тест подтвердил мнения владельцев, и то, что эксперты сами испытывали до этого.

Последний заезд эксперты Autoblog осуществили на Run-Flat 3G с одной спущенной шиной по участку для слалома. Машина управлялась не совсем стабильно, а шина начинала выть при увеличении нагрузки, но держать ситуацию под контролем было более чем возможно. А после теста шина даже не нагрелась до того, чтобы к ней нельзя было прикоснуться.


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

После этого теста эксперты сели на автобус и отправились в итальянскую глубинку, чтобы проверить шины в реальных дорожных условиях. Они сели на те же BMW 5-Series и отправились по 2-полосной дороге через фермы и холмы в сопровождении  эскорта от Bridgestone. Дороги были в довольно запущенном состоянии, но шины все так же достаточно компетентно поглощали все кочки и выбоины.

Хотя Bridgestone и говорит, что все их новые Run-Flat 3G предназначены, чтобы безопасно проехать еще 80 км, на самом деле, они созданы для того, чтобы безопасно съехать с дороги, где можно его заменить без опасности для себя. В реальности виртуальные часы начинают тикать, когда шина теряет давление (трение и нагрев буквально «вываривают» жизнь из резиновой смеси), после чего большая нагрузка, высокая температура окружающей среды и скорость ускоряют ход этих часов, а небольшая нагрузка и холод их замедляют (когда у нас спустила шина Run-Flat мы быстро съехали на обочину, чтобы проверить, можно ли ее быстро отремонтировать, до того как она будет уничтожена весом машины). И конечно же, такие шины ни в коем случае нельзя устанавливать на шины без датчиков мониторинга давления (TPMS).


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone

Трековый и дорожный тесты показали, что Bridgestone удалось решить главную проблему шин Run-Flat – низкая комофортность хода. Экспертам не удалось проверить, как шины справляются с интенсивными нагрузками, но Bridgestone уверяет, что состав резиновой смеси Run-Flat такой же, как у обычных шин, так что уровень сцепления должен быть довольно высоким. Кроме этого, стоимость технологии их изготовления тоже стала не такой дорогостоящей, как раньше. Цена нового поколения еще не известна, но эксперты говорят, что они будут стоить примерно на 20% дороже обычных, что не так много, если вспомнить об аспекте безопасности.

Таким образом, шинам Run-Flat от Bridgestone нового поколения удалось превзойти предшествующую модель по самым главным параметрам, а кроме того технологии Nano Pro-Tec и Cooling Fin позволят им войти в комплектацию новых автомобилей, что в свою очередь поможет Bridgestone еще больше снизить их стоимость.


Autoblog тестирует шины Run-Flat третьего поколения от Bridgestone



Комментарии: (1)

  • Аноним
    в 14:07 11.07.2013

    "EUPG для ценителя хороших шин, это то же самое, что незакрытый кабинет фармацевта для наркомана – настоящая мечта".
    Хороший пример для описания понятия "мечта"

Добавить комментарий

ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя