В Татарстане могут построить завод нанотрубок
  29.01.2015

В кабинете министров Татарстана обсудили строительство предприятия по производству одностенных углеродных нанотрубок, которые могут использоваться, в том числе, и в шинной отрасли

Миллиардный проект привезли в Татарстан лично глава «Роснано» Анатолий Чубайс и миллиардер из Красноярска, глава ООО «OCSiAl» Юрий Коропачинский. Как заявил г-н Чубайс журналистам, «в мире идет мощнейшее соревнование в том, кто сможет первым из науки перенести технологии производства нанотрубок в реальную промышленность».

Далее он отметил, что «после 6 лет работы над проектом в Новосибирске был внедрен опытно-промышленный реактор с годовым объемом выпуска 5-10 тонн нанотрубок и ценовым параметром в 50 раз ниже того, что существует в мире». Теперь речь идет о создании крупного промышленного производства нанопродукта. Татарстан был выбран в качестве наиболее подготовленной площадки с развитым промышленным производством, успехами в области наноиндустрии и хорошим кадровым потенциалом. «Мы в положении ракеты на старте», — заявил г-н Чубайс.

Он уверен, что проект может стать флагманским для России в целом и будет иметь «серьезное геополитическое значение». Для простоты восприятия малопонятный нанопродукт представлен как бренд Tuball.

Финансовую сторону вопроса раскрыли вице-президент OCSiAl Григорий Гуревич и президент компании Юрий Коропочинский. Г-н Гуревич сообщил, что компания предлагает нанотрубки по цене от 3 до 5 долларов за грамм, в то время как у зарубежных конкурентов они стоят от 25 до 100 долларов за грамм.

Г-н Коропочинский объяснил преимущества добавки на примере добавления углеродных нанотрубок в автопокрышки. «Легковые автомобили в Европе законодательно (и во всем мире идет такая тенденция) используют “зеленые” шины. Что это такое? Это шины, в которых технический углерод заменен на кремнезем. Такие шины имеют большую топливную эффективность. То есть расход топлива в автомобилях резко падает, очень хорошие параметры по безопасности. Но есть одно “но” — если обычная шина может проехать 60 тысяч километров, то такая — 30. То есть вам надо в два раза чаще покупать шины. Потребителю это не нравится. Так вот пока мы улучшили результат по износостойкости на 15%, но наш план улучшить на 50%. А топливную эффективность, которая у “зеленых” шин и так рекордная, мы еще на 18% увеличили», — заявил он, добавив, что на одну шину требуется нанодобавка стоимостью примерно в 10 долларов, что, по его оценке, вполне доступно.
Что примечательно, идею с «наношинами» уже оценили в ОАО «Татнефть». Первые опытные образцы, как стало известно, уже были выпущены компанией «Нижнекамскшина», и они «порадовали». Так что по окончанию встречи г-н Коропачинский и гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов подписали протокол о намерениях о сотрудничестве в сфере производства мастербатчей на основе углеродных нанотрубок для модификации резиновых смесей, используемых в производстве шин и резин технического назначения.

Стоит отметить, что не все начинания красноярского миллиардера пока оказались удачными в Татарстане. Как рассказал гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, исследования применения нанотрубок на предприятиях «Кварт» и «Казаньоргсинтез» пока не дали положительного эффекта. Сам г-н Коропачинский объяснил это тем, что огромное значение имеет процедура распределения нанотрубок в основном материале. Грубо говоря, если наноматериал «прилипнет» где-то в одном месте, то эффект будет нулевым.

Ну и самый ключевой вопрос: кто станет инвесторами проекта? Если коротко: пока окончательно неясно. Г-н Коропачинский видит несколько путей. Первый — это строительство завода на средства ОCSiAl. Второй — строительством займется консорциум из потребителей в Татарстане. «Скорее всего, будет третий вариант, возможно, будет СП, куда войдут “Роснано”, мы и консорциум потребителей», — считает бизнесмен.

Кстати, биография г-на Коропачинского достаточно богата на перипетии, занимался он сам самыми разными видами бизнеса и, судя по всему, был далек от постиндустриальных технологий. Тем не менее, в свое время именно он, познакомившись с идеями разработчтчика дешевой технологии получения совершенных углеродных нанотрубок (член-корреспондент РАН Михаил Предтеченский), убедил двух своих партнеров по бизнесу Юрия Зельвенского и Олега Кириллова войти в стартап-проект и начать его финансирование. Так появилась проектная компания OCSiAl («Оксиал»), куда позже вошло «Роснано», ведомое Чубайсом.

С учетом вышесказанного президент Татарстана Рустам Минниханов пока не дал однозначного ответа на вопрос, будет или нет республика строить завод углеродных нанотрубок, однако показал заинтересованность в новом производстве. В протоколе совещания записано, что до 1 марта должна быть сформирована рабочая группа, которая подготовит план дальнейшей работы. До 1 июня должен быть оценен потенциальный объем потребления нанотрубок предприятиями Татарстана. До этого же срока должно быть принято решение, строить или нет. В случае положительного решения завод должен быть введен во втором квартале 2017 года. Ожидаемый объем производства — 250 тонн нанотрубок в год.

«Ничего подобного на земном шаре не существует. Если мы правильно оцениваем перспективы технологии, то речь идет о том, что Татарстан станет крупнейшим в мире производителем этого универсального аддитива, который найдет спрос в самом Татарстане, ну и, конечно, экспортный потенциал просто колоссальный», — заявил г-н Чубайс.

Среди тех, кому идеи г-на Чубайса понравились, оказался и премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Отвечая на вопрос журналистов, он сообщил, что «это по-хорошему большая технологическая революция». Он также отметил, что сегодня принято решение о том, что «Нижнекамскшина», «Казаньоргсинтез», завод «Кварт» и предприятия строительного комплекса, которые уже проводили предварительную работу, переходят к этапу формирования возможных промышленных проектов. «Этот проект будет реализован и будет реализован в Татарстане», — заявил г-н Халиков. Место локализации завода названо не было, но г-н Коропачинский сообщил, что пока рассматривается только одна потенциальная площадка для реализации проекта — ОЭЗ «Алабуга».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя