Журнал PistonHeads пообщался с Баптистом Гризоном, который занимается тестами шин Michelin
Есть много приятных способов зарабатывать на кусок хлеба – к примеру, приезжать каждый день на работу, чтобы прокатиться по одному из частных треков, которые твой работодатель построил рядом со своей штаб-квартирой. Или вообще поехать на трек в другой стране. Примерно так выглядит жизнь 30-летнего Баптиста Гризона (Baptiste Grison), который занимается тестами шин Michelin в гигантском комплексе компании во французском Клермон-Ферране. Точное название его должности звучит как “subjective tyre tester”, то есть он решает, есть ли у шин необходимые характеристики, основываясь, как он говорит, исключительно на своих ощущениях. По сути, его пальцы (и уши) имеют не меньшее значение, чем сенсоры и секундомеры.
Журналисты PistonHeads встретились с Баптистом в Китае на форуме Michelin Challenge Bibendum, где его заставили ездить с представителями СМИ на странных, доступных только в Поднебесной, автомобилях, и они сразу же отметили его «гиперчувствительность». Он смог уловить хорошо заглушенный «вой» мотора электрического BMW, который усиливался и затихал не в унисон с оборотами. Никто кроме него не слышал даже сам звук, но после пары миль это несоответствие начало приводить его в бешенство. Одна из его основных обязанностей состоит в том, чтобы работать с автопроизводителями и находить шины, идеально подходящие для новой машины, и если необходимо, помогать создавать новую версию.
Баптист Гризон
Производители спорт-каров должны ставить во главу угла управляемость, так? Не всегда. «В последние несколько лет комфорт и шум стали значить больше для компаний, выпускающих спортивные авто, - говорит тест-пилот. – Причина в том, что изоляция сейчас стала намного качественнее, то есть двигатель слышно меньше, и весь шум исходит от покрышек».
Как бы то ни было, в случае с шинами нельзя изменить один параметр, не повлияв на другие. Так, снижение шума – при помощи изменения рисунка протектора – больше всего влияет на управляемость на мокрой поверхности. Если производитель не готов с этим смириться, можно модифицировать состав резиновой смеси, что опять же может повысить сопротивление качению или ухудшить износостойкость.
Какие самые большие изменения произошли в мире спорт-каров в последние годы? По мнению Баптиста, это электроусилитель руля. На вопрос о том, ненавидит ли он это новшество, он говорит, что не всегда. Первые системы были не очень хорошими, но теперь есть несколько отличных примеров – к примеру, у Porsche 991 или BMW F30 3-Series. «Что действительно раздражает, это когда автопроизводитель меняет настройки рулевого управления своей машины по ходу шинных тестов. После этого шины больше не подходят для этого автомобиля», - говорит он.
Тестовый полигон Michelin
Машина, чье управление понравилось ему больше всего в последнее время, это Alfa Romeo 4C. «Это было истинное удовольствие, - рассказывает он. – Настоящий олд-скул – никаких усилителей руля, и ты действительно чувствуешь машину. Она реагирует на каждое движение, которое ты делаешь. Такие машины мне нравятся».
Его слова подтверждает и его коллекция автомобилей. У него есть Caterham Roadsport, на котором он участвует во французском чемпионате, Subaru WRX 2008 года (на ней ездит жена) и его любимец – Peugeot 106 Rallye первого поколения, оснащенный 1,3-литровым двигателем и выпущенный в 1993-м.
По его словам, на ощущения от рулевого управления шины влияют так же, как настройки автомобиля, и в этом случае очень важно расположение брекеров покрышек. «Изменение угла их расположения на один градус тут же все меняет», - уверяет он.
Alfa Romeo 4C на тестовом треке
На вопрос о том, как он выбирает шины на замену, он предсказуемо говорит, что ищет шины, которые были разработаны для этого автомобиля, если они еще выпускаются. Имеются в виду, к примеру, шины для Porsche с маркировкой N1, N2 и т.д. А если не выпускаются? Увы, никаких особых секретов здесь нет, и тест-пилот Michelin тоже подбирает шины, ориентируясь на отзывы в интернете, рекомендации своих друзей и т.д. При этом он все же добавляет, что стоит учитывать тот факт, что шины, хорошо показавшие себя на одном автомобиле, необязательно будут так же хорошо подходить для другого.