Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)
  28.10.2014

Белорусское издание Auto Bild провело собственные испытания зимних шин скандинавского типа, сравнив 8 покрышек для кроссоверов в размере 235/65R17. Текст, фотографии и графика: Евгений Дударев

В феврале 2014 года редакция журнала «AUTO BILD Беларусь» испытала два комплекта покрышек. В обоих случаях размер шин был кроссоверным – 235/65 R17. Но комплекты были разделены по типу зимних покрышек – на европейские (для мягкой зимы) и скандинавские (для суровой зимы).

Можно долго спорить по поводу того, какие зимы в Беларуси – мягкие или суровые. На мой взгляд, они неопределенные – откровенно слякотные теплые зимы чередуются с очень снежными и морозными. Хотя, надо признать, Беларусь заметает снегами ненадолго, да и сибирские морозы длятся у нас не месяцами. При этом на нашем рынке в продаже можно найти зимние покрышки обоих типов: для суровой зимы (они же скандинавские, к ним помимо фрикционных относятся и шипованные шины) и для мягкой (также называются шинами для европейской или альпийской зимы). Данная статья посвящена испытаниям шин скандинавского типа.

Список протестированных шин:

В комплект из восьми моделей шин попали три шипованные и пять фрикционных. Шипованные шины представлены новинками нынешнего сезона: Nokian Hakkapeliita 8 SUV (кроссоверная модель новинки прошлого года) и Bridgestone Blizzak Spike-01. У обоих особые шипы: у Nokian они в сечении имеют форму сплюснутых шестиугольников, у Bridgestone шипы традиционной круглой формы (в сечении), но с крестообразной насечкой. Третьей шипованной шиной стали Federal Himalaya SUV – бюджетная модель, которая выпускается как с шипами, так и с возможностью ошиповки. Как всегда, мы стараемся выяснить, может ли более дешевая покрышка по характеристикам приблизиться к дорогим премиальным: может, переплачивать не нужно? По такому же принципу были выбраны фрикционные шины: новой премиальной Nokian Hakkapeliita R2 SUV (также кроссоверная версия прошлогодней новинки, однако с иным рисунком протектора) противостояли такие одноклассники как Michelin Latitude X-ice 2 и Continental CrossContact Viking и более доступные по цене Yokohama Geolandar I/T-S и новые Toyo Observe GSi-5, продажи которых начались прошлой осенью. Здесь нужно сделать ремарку о шинах Continental CrossContact Viking: эти шины появились на рубеже 2007 и 2008 годов и не исключено, что с тех пор неоднократно модернизировались. С тех пор Сontinental не предложил ни одной более новой фрикционной модели покрышек в размере 235/65 R17. Мы взяли «старичка» на тест, тем более что доставшиеся нам шины были выпущены в конце 2013 года.

ЛЕД

Комплекты скандинавских шин мы испытывали на льду в четырех упражнениях. Температура воздуха и льда во время тестов составляла -8/-6С°. В разгоне и торможении на льду не оказалось равных премиальным шипованным покрышкам Nokian и Bridgestone. Комплект шипованных шин Federal оказался крайне неубедительным: Audi Q5 вяло трогался и неуверенно тормозил на чистом льду. В данном случае можно посоветовать не делать выбор в пользу недорогих шипованных шин, а выбрать фрикционные покрышки более именитых марок. Шины Toyo и Yokohama и тем более Nokian и Michelin тормозят на льду даже лучше недорогих шипованных.

Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Важно знать: Какой бы совершенной ни была шипованная шина, безопасная скорость движения и поворотов на льду едва ли превышает 40 км/ч!

А вот в вопросах управляемости и маневрирования на льду равных нет шипованным шинам. С шинами Nokian Hakkapeliitta 8 SUV тестовый Audi Q5 едет по льду почти как по асфальту, с минимальным риском возникновения скольжений в повороте. Немного уступают им по качеству зацепа со льдом шины Bridgestone, но помимо разницы во времени прохождения трассы тест-пилот отметил непредсказуемость их поведения: машина склонна и к сносам, и к заносам. Характеристики шин Nokian Hakkapeliitta R2 SUV и Michelin X-ice 2 примерно равны, но управлять кроссовером на льду проще с шинами Nokian. По словам тест-пилота, «они держат до последнего и затем мягко срываются в легких занос». Шины Michelin также склонны к прогнозируемым заносам, но корректировки траектории поворотов нередко оборачиваются сносом передней оси. Неплохой баланс управляемости обеспечивают и шины Continental, но уровень поперечного сцепления ни льду заметно ниже. Неплохо проявившие себя в разгоне и торможении на льду шины Toyo провалили тесты на управляемость: Audi Q5 с активной ESP ехал очень судорожно, срывался то передней, то задней осью в скольжения.

Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Результаты тестов на льду

СНЕГ

Комплекты скандинавских шин мы испытывали на снегу в четырех упражнениях: разгон и торможение, поперечное сцепление на снежном кругу и управляемость на снежной трассе. Во всех случаях снег был максимально спрессован – до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -8/-6°С. В разгоне и торможении на снегу шипы уже не имеют никакого значения. Более того, разница между лучшей и худшей покрышкой составляет не более 7%. Стабильно хорошо себя проявили новые Hakkapeliitta R2 SUV и «старенькие» ContiCross Viking.

Тесты на снегу

Объективная разница в средних скоростях прохождения снежных трасс также невелика, но вот отличия в поведении покрышек, отмеченные тест-пилотами, довольно существенны. Больше всего пилотам, которые знали лишь порядковый номер шины, но не ее марку, понравилась управляемость на снегу шин Nokian. Они придают машине нейтральную управляемость, точность управления и сцепление со снегом самые высокие. Возникающие сносы или заносы прекращаются очень быстро и четко. Безопасность управления была отмечена и на шинах Continental, а также на Michelin, но с оговоркой, что на последних машина более подвержена заносам. Довольно средней оказалась управляемость Audi Q5 на шинах Toyo. Очень «скользкими» на снегу оказались шины Yokohama и новая модель Bridgestone: с низким уровнем сцеплением и неприятной склонностью к глубоким заносам. Немного лучше проявили себя шины Federal.

Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Результаты тестов на снегу

АСФАЛЬТ

Серию тестов на асфальте открывает аквапланирование на снежной шуге – талом снегу. Специально для этого теста снег собирают и хранят, а когда температура воздуха поднимется до +2С°, его полосой выкладывают на отдельном участке асфальта. Глубина слоя шуги составляет 35 мм. Машина (на этот раз переднеприводный Multivan) проезжает по шуге, разгоняясь. Электроника по каналам ABS считывает скорость, на которой начинается пробуксовка. Самыми лучшими в этом упражнении оказались шины японские Bridgestone и Yokohama, хорошо показали себя финские Nokian.

В торможении на мокром асфальте (вода покрывала дорогу полностью, слоем 3 мм, что соответствует состоянию дороги в обильный ливень) лучший результат показали шипованные и фрикционные покрышки Nokian. Хорошо тормозили шины Continental, Bridgestone (с шипами) и Michelin. А вот шины Toyo и Yokohama плохо подходят у условиям оттепели: с ними Audi Q5 останавливалась на 4 метра позже. В управляемости на мокром асфальте Audi Q5 быстрее и увереннее ехал на шинах Continental, не намного отстали от них Hakkapeliitta R2. На этих покрышках кроссовер едет очень нейтрально, но слегка склонен к контролируемым заносам. Весьма хорошо проявили себя шипованные Bridgestone, отличившиеся абсолютно нейтральной управляемостью. Чуть более скользко, с умеренными сносами передней оси, Audi Q5 едет на шипованных Nokian. Достаточно неплохо вела себя машина на шинах Federal, но пилот отметил непредсказуемые реакции при смене направлений движения. Скорость прохождения трассы на шинах Michelin оказалась невелика из-за среднего уровня поперечного сцепления с мокрым асфальтом. Шины Yokohama и Toyo огорчили глубокими «плужениями» передней оси вперемежку с резкими и долгими заносами.

Тесты на асфальте

В торможении на сухом асфальте расстановка сил изменилась. Самый короткий тормозной путь обеспечивали шины Hakkapeliita R2. Относительно хорошо, но на 4 метра позже кроссовер останавливали провалившие «мокрое торможение» шины Yokohama. Еще лишний метр тормозной дистанции привезли шипованные Nokian, шины Toyo, Michelin и Continental. Худшие результаты показали шипованные Bridgestone и Federal.

Тест на управляемость на сухом асфальте после ряда проверочных заездов было решено не проводить: скандинавские шины одинаково сильно «плывут» при смене направлений и в поворотах. При этом интенсивно разрушается присущий данным шинам мягкий протектор, обрываются края ламелей, стирается характерная наружная кромка плечевой зоны. После долгой эксплуатации на асфальте шины скандинавского типа заметно теряют в своих зимних качествах.

Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Результаты тестов на асфальте

Сопротивление качению

Оценку легкости качения мы давали на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста пришлось вынимать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у шин Nokian и Michelin.

Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Сопротивление качению
Auto Bild Беларусь: Тест шин размера 235/65 R17 для суровой зимы (2014)Итоговая таблица

Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже

МестоШинаМнения экспертов
1Итоговая оценка в баллах: 1596,1

ИН и ИС:108T XL
Твердость резины по Шору:49
Глубина протектора, мм:9,5
Страна изготовления:Финляндия
Минимальная цена, долл. США:300

Nokian
Hakkapeliitta 8 SUV

+ лучший уровень сцепления на льду
+ высокие сцепные свойства со снегом
+ отличный тормозной путь на мокром асфальте
+ хорошие тормозные свойства на мокром и сухом асфальте
+ низкое сопротивление качению

- высокая цена

2Итоговая оценка в баллах: 1497,2

ИН и ИС:108T XL
Твердость резины по Шору:54
Глубина протектора, мм:10,0
Страна изготовления:Япония
Минимальная цена, долл. США:230

Bridgestone
Blizzak Spike-01

+ высокий уровень сцепления на льду
+ хорошие характеристики разгона и торможения на снегу
+ лучший отвод талого снега из пятна контакта
+ хорошие характеристики управляемости и торможения на мокром асфальте

- низкий уровень поперечного сцепления на снегу
- длинный тормозной путь на сухом асфальте
- самое высокое сопротивление качению

3Итоговая оценка в баллах: 1494,6

ИН и ИС:108R
Твердость резины по Шору:52
Глубина протектора, мм:8,5
Страна изготовления:Россия
Минимальная цена, долл. США:230

Nokian
Hakkapeliitta R2 SUV

+ высокие характеристики разгона и торможения на снегу
+ самая безопасная управляемость на снегу
+ самый короткий тормозной путь на сухом асфальте
+ лучшие характеристики на асфальте в целом
+ низкое сопротивление качению

- средние характеристики разгона и торможения на льду

4Итоговая оценка в баллах: 1431,4

ИН и ИС:108T XL
Твердость резины по Шору:53
Глубина протектора, мм:8,0
Страна изготовления:Канада
Минимальная цена, долл. США:232

Michelin
Latitude X-Ice XI2

+ хорошие характеристики разгона и торможения на снегу
+ средняя безопасность управления на льду
+ средняя безопасность управления на снегу
+ средняя безопасность управления на мокром асфальте
+ самое низкое сопротивление качению

- невысокие характеристики разгона и торможения на снегу
- плохой отвод талого снега из пятна контакта
- длинный тормозной путь на асфальте

5Итоговая оценка в баллах: 1422,0

ИН и ИС:108H XL
Твердость резины по Шору:56
Глубина протектора, мм:9,0
Страна изготовления:Германия
Минимальная цена, долл. США:280

Continental
CrossContact Viking

+ высокие характеристики разгона и торможения на снегу
+ средняя безопасность управления на снегу
+ высокая безопасность управления на мокром асфальте
+ короткий тормозной путь на мокром асфальте

- невысокие характеристики разгона и торможения на льду
- низкая безопасность управления на льду
- плохой отвод талого снега из пятна контакта
- длинный тормозной путь на мокром асфальте
- высокая цена

6Итоговая оценка в баллах: 1410,6

ИН и ИС:104T
Твердость резины по Шору:54
Глубина протектора, мм:9,5
Страна изготовления:Тайвань
Минимальная цена, долл. США:145

Federal
Himalaya SUV

+ низкая цена
+ средняя безопасность управления на льду

- длинный тормозной путь на снегу
- длинный тормозной путь на льду
- самый длинный тормозной путь на сухом асфальте

7Итоговая оценка в баллах: 1382,9

ИН и ИС:104S
Твердость резины по Шору:52
Глубина протектора, мм:10,0
Страна изготовления:Япония
Минимальная цена, долл. США:180

Toyo
Observe GSi-5

+ привлекательная цена
+ средняя безопасность управления на снегу

- самая низкая безопасность управления на льду
- низкие характеристика разгона на льду и снегу
- самая низкая безопасность управления мокром асфальте
- длинный тормозной путь на мокром асфальте
- высокое сопротивление качению

8Итоговая оценка в баллах: 1382,0

ИН и ИС:108Q
Твердость резины по Шору:52
Глубина протектора, мм:10,0
Страна изготовления:Япония
Минимальная цена, долл. США:173

Yokohama
Geolandar I/T-S G073

+ привлекательная цена
+ хороший отвод талого снега из пятна контакта

- худший разгон на льду
- низкая безопасность управления на льду
- самая низкая безопасность управления на снегу
- самый длинный тормозной путь на мокром асфальте
- самая низкая безопасность управления на мокром асфальте


Участники

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя