Стефано Модена: Мы обязаны в точности понимать, какими должны быть новые шины
  22.10.2014

Тест-пилот Bridgestone и бывший гонщик Formula 1 Стефано Модена рассказал своем участии в разработках шин и поставил под вопрос значимость «Нюрбургринга»

Какова ваша роль в процессе разработки шин, и чем она отличается от того, чем занимаются другие тест-пилоты?

Моя основная обязанность помогать разрабатывать шины Bridgestone для клиентов из числа французских автокомпаний - Renault и PSA Peugeot Citroen. Я также работаю над шинами для BMW и занимаюсь проектами для вторичного рынка.

В плане задач есть два типа тест-пилотов. Кто-то испытывает шины для какого-то одного автопроизводителя, а кто-то работает только с шинами для вторичного рынка, но я занимаюсь понемногу и тем, и другим. Существует так много машин и платформ, что изучить их все невозможно – поэтому есть множество пилотов, специализирующихся на машинах определенных линеек и размеров.

Какое обучение вы проходили, чтобы начать заниматься шинными тестами?

Я работал с Bridgestone еще в 1978 году, когда участвовал в гонках на картах. Bridgestone предоставляла шины, а я в ответ рассказывал им, как можно сделать их лучше. К тому времени как я начал работать в техническом центре компании в Риме в 2002 году, я знал все о том, что необходимо делать. Сначала мне нужно было определить разницу между разработками гоночных шин и шин для дорожных автомобилей. У меня был инструктор из Японии, который меня обучал, и вместе с которым мы тестировали шины. Он научил меня многому насчет того, что чувствовать, и за чем следить. Мне также пришлось проделать определенную теоретическую работу, до того как перейти к обучению на треке. В отличие от некоторых моих коллег, которые обучались в течение трех лет, у меня уже был опыт, полученный в гонках.

Как отразилось на вашей работе участие в Formula 1? Что можете вы, чего не могут остальные?

Я могу ездить на любой скорости и улавливать мельчайшие изменения в настройках машины. Даже на скорости 300 км/ч я могу чувствовать некоторые вещи – в F1 ты замечаешь любое, самое незначительное изменение характеристик болида. Поэтому мне проще – когда инженер говорит мне, что от шин требуется какой-то конкретный параметр, я могу точно сказать, какие изменения следует предпринять, какими бы небольшими они ни были.

Я также много знаю о технических параметрах машин, к примеру, о работе стабилизаторов, и это преимущество, которого нет у некоторых моих коллег.

Сегодня в болидах Formula 1 столько различных устройств помощи и телеметрии. Не так давно, когда я смотрел гонку, я слышал, как пилот попросил [по радио]: «У меня сильная избыточная поворачиваемость. Пожалуйста, помогите мне. Что мне делать?». Инженер ответил: «Переключи дифференциал с 4 на 5». В мое время такого не было. Не просто потому, что тогда не было таких технологий, но по той причине, что я бы уже знал, что делать.

Есть мнение, что гоночные пилоты не всегда становятся хорошими тест-пилотами, поскольку они могут упускать из виду некоторые аспекты, такие как комфортность хода. Как вы не отвлекаетесь от того, что нужно обычным потребителям?

С одной стороны этого спектра находятся требования потребителей, с другой технический отдел, а пилоты – посередине. Мы должны точно знать и понимать, чего хотят покупатели, и интерпретировать их требования для инженеров.

Насколько сильно влияют ваши субъективные оценки на разработку новых шин?

Субъективно пилот должен в точности понимать, какими должны быть новые шины. Если это шины для автопроизводителя, он сообщает, какие именно характеристики должны у них быть, и я работаю над тем, чтобы их обеспечить. Но в случае с шинами для вторичного рынка, заданных параметров будет не так много – потребители ожидают, что мы знаем, как создавать шины для спортивных авто. В этой ситуации субъективные оценки пилота влияют на проектирование и разработки шин.

Опишите свой лучший маршрут для тестов (по дорогам общего пользования).

Мне нравятся некоторые дороги в Англии, потому что у них очень специфические покрытия – из-за дождя. Но лучше всего проводить тесты на юге Франции, где есть просто фантастические дороги, особенно рядом с испытательным полигоном BMW [в Мирамасе]. Мне также нравятся дороги в северо-западной Франции и в некоторых регионах Испании. Как бы то ни было, у нас есть много ограничений, и Bridgestone не тестирует шины на дорогах общего пользования без крайней необходимости.

Где мне не нравится, так это на «Нюрбургринге» - на мой взгляд, там очень опасно, и я не думаю, что есть смысл ехать туда, чтобы сделать хорошие шины. Производители используют эту трассу, чтобы делать хорошие автомобили, но есть намного более подходящие места для разработок шин.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя