Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественного
  18.09.2014

Корреспондент Finance.tut.by Евгения Березюк отправилась в Бобруйск оценить техперевооружение производства, которое «откроет новую веху в истории завода»

Дорогу на «Белшину» знает каждый бобруйчанин. Сейчас предприятие дает работу более 12 тысячам человек. «Здесь у нас есть целые династии, - рассказывает по пути Олег Куракин, заместитель генерального директора предприятия по качеству. - Средняя зарплата на предприятии - 6,8 миллиона [белорусских] рублей. А на новом оборудовании сборщики получают в среднем около 11-12 миллионов».

Мы двигаемся в сторону ЗКГШ, завода крупногабаритных шин, - по сути, именно с него и началась «Белшина». Здесь делают шины для погрузчиков, самосвалов, тракторов. «В вопросе технического перевооружения мы уделяем этому заводу большое внимание, потому что в свое время он был меньше других подвержен переоснащению, - поясняет г-н Куракин. - После модернизации увеличатся ассортимент и объемы производства широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву. Речь о технике как отечественного, так и импортного производства».

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоПрошлое и будущее на этом заводе пока соседствуют. Старое оборудование все еще эксплуатируется, но рядом с ним уже монтируется новое

Прошлое и будущее на этом заводе пока соседствуют. Старое оборудование все еще эксплуатируется, но рядом с ним уже монтируется новое

«Мощности сельхозтехники выросли, а вместе с ними - и требования к точности изготовления шин. Новое оборудование не только удовлетворит их, но и увеличит производительность, что позволит снизить затраты и себестоимость продукции, - проводит экскурсию по заводу директор ЗКГШ Илья Горбылев. - Взять, например, линию по раскрою и стыковке текстильного корда словацкого производства - на ней будут работать всего два человека, хоть ее производительность более чем в 5 раз выше старой».

Рядом ведутся пусконаладочные работы на линии по выпуску гермослоя. «Сейчас во всем мире переходят на бескамерные шины, а гермослой, собственно, и заменяет камеру, - рассказывает г-н Куракин. - Поэтому с этой линией мы сможем выпускать продукцию, которую раньше не делали».

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоНемецкий станок для окраски невулканизованных шин

Немецкий станок для окраски невулканизованных шин

Проходим мимо нового немецкого станка для окраски невулканизованных шин и отправляемся в цех вулканизации. Здесь установлен 21 пресс чешской компании TS PLZEN. Этот цех - конечный участок в процессе производства готового продукта, где из гладких «сырых» получаются привычные для нас шины.

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоВ цехе вулканизации установлен 21 пресс

В цехе вулканизации установлен 21 пресс

«Обратите внимание: с прессом работает один человек. Он загружает "сырую" шину, с которой в процессе нагревания и прессования происходят сложные физико-химические реакции. Молекулы каучука, серы, ускорителей и прочих веществ сшиваются - так получается пространственная структурная сетка, то есть резина из пластического вещества обретает эластические свойства», - поясняет г-н Горбылев.

Всего на поставку оборудования на ЗКГШ заключено контрактов более чем на 25 миллионов евро. Уже эксплуатируются французская линия по раскрою резиновых прослоек, немецкое и китайское оборудование для контрольной лаборатории, монтируются линии по изготовлению бортовых колец и крыльев 24''-42''. В 2015 году планируется также поставка двух универсальных сборочных комплексов для шин посадочным диаметром от 28 до 42 дюймов.

Техперевооружение этого завода планируется завершить в 2015 году, а выход на проектные мощности - в 2017 году. «Параллельно наше предприятие самостоятельно изготовило новые сборочные комплексы для выпуска широкопрофильных шин с посадочным диаметром 38 и 42 дюйма. То, что мы освоили их производство, позволит полностью обеспечить потребности Минского тракторного завода, а также конкурировать на вторичном рынке с импортными аналогами», - рассказал г-н Куракин.

Отправляемся на следующий завод в структуре «Белшины» - массовых шин, с чьей продукцией прекрасно знакомы белорусские автовладельцы. На поставку оборудования здесь заключили контракты на 14,86 миллиона евро.

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоОлег Куракин демонстрирует шину диаметром 17 дюймов

Олег Куракин демонстрирует шину диаметром 17 дюймов

«Посмотрите на шину посадочным диаметром 17 дюймов. Когда некоторые видят надпись "Белшина" на боковине, удивляются, что она белорусская. Таких мы раньше не делали, - предлагает оценить совершенно новый продукт директор завода Сергей Алесь. - Разница видна даже по рисунку протектора: учтены все самые современные тенденции».

Сейчас большинство процессов производства осуществляется на голландских высокопроизводительных сборочных комплексах VMI, где полностью исключен человеческий фактор.

«Проектная мощность трех комплексов - около 1,5 миллиона шин в год. Для сравнения: до этого в сборочном цехе выпускали 300 тысяч шин. Мы убрали 5 устаревших сборочных станков и поставили вместо них 3 современные», - поясняет г-н Куракин.

Мы смотрим на работу комплекса, на котором собирают покрышки до 16 дюймов. Средний цикл сборки одной – 52 секунды, раньше этот процесс занимал 10 минут. Сейчас на заводе осваивают новые типоразмеры - от 17 до 20 дюймов. Такие используют и именитые европейские конкуренты «Белшины» - немецкая Continental, российская «Нижнекамскшина», чешская Barum, финская Nokian. Опытные образцы белорусских шин сейчас проходят внутризаводские испытания и скоро появятся на рынке под новыми брендами.

Всего с 2010 по 2013 год «Белшина» освоила инвестиций в основной капитал в сумме более 1,07 триллиона белорусских рублей. На 2014 год потребность в средствах на реализацию инвестиционной программы согласно бизнес-плану развития предприятия составляет около 2,3 триллиона рублей (170 миллионов евро).

Отправляемся к комплексу, который позволяет собирать покрышки до 20 дюймов на машины представительского класса. Функции человека на этом оборудовании сведены к тому, чтобы повесить крылья и забрать уже собранную покрышку.

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоСборочный комплекс VMI

Сборочный комплекс VMI

«Техперевооружение значительно облегчило труд рабочих, но, тем не менее, он нелегкий. Одна покрышка весит 12 килограммов, а сборщик снимает их 500 штук в день - то есть за смену, по сути, переносит 6 тонн», - подсчитывает Сергей Алесь.

Кроме комплексов VMI, уже смонтированы и налажены линии изготовления крыльев компании VIPO, начат монтаж линии раскроя металлокорда. Кроме этого, сейчас изготавливаются 20 вулканизационных прессов, а также линии раскроя текстильного корда.

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоЛиния раскроя металлокорда

Линия раскроя металлокорда

«Основа любого шинного производства - процесс резиносмешения, который и определяет качество продукции. Поэтому для обновления этого ключевого действия в этом году наше предприятие закупает 8 линий резиносмешения последнего поколения, - делится планами г-н Куракин. - Оборудование уже начало поступать на завод и уже монтируется. Когда его введут в эксплуатацию, мы сможем выпускать продукцию на уровне лучших мировых производителей».

Репортаж с «Белшины»: Наша задача - изменить восприятие белорусских шин как чего-то недоброкачественногоСтепан Скороход, директор ЗСКГШ

Степан Скороход, директор ЗСКГШ

Одну из таких линий в октябре запустят на заводе сверхкрупногабаритных шин (ЗСКГШ), где выпускают шины для карьерной техники. «Всего для ЗСКГШ закуплены 4 линии резиносмешения, - рассказывает директор завода Степан Скороход. - Новые смеси будут применяться при производстве всех типоразмеров, поэтому улучшится качество всех шин. Кроме этого, мы планируем установить новые прессы, сборочные комплексы и вулканизационное оборудование».

«Белшина» - традиционно экспортно-ориентированное предприятие, поставки в 56 стран мира в общем объеме производства занимают более 60%. Что касается внутреннего рынка, то 70% идет на нужды крупных автосборочных предприятий - МТЗ, МАЗ и БелАЗ, а остальное реализуется на вторичном рынке.

«Мы создали в Беларуси товарную сеть из 15 региональных складов, поэтому сами доставляем свою продукцию по всей стране. Для физлиц работает розничная сеть во всех городах, благодаря которой мы можем обозначить нашу рекомендуемую цену, - рассказывает о продажах Александр Гурко, начальник управления реализации продукции ОАО "Белшина". - Что касается экспортных поставок, то основной рынок - Россия, где мы создали сеть торговых домов. Они также есть в Украине, Казахстане, странах Средней Азии и Закавказья».

За 6 месяцев этого года «Белшина» реализовала больше 2,4 миллиона шин, из которых 7,9% - инновационная продукция. Всего на предприятии освоен выпуск более 350 типоразмеров шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственной техники.
На предприятии не отрицают проблемы с продажами на внутреннем рынке. «Мировой кризис негативно отразился на наших основных покупателях. За 2014 год объе

м закупок предприятиями Минпрома сократился на 40%, то есть они берут почти наполовину меньше шин, чем раньше, - описывает положение г-н Гурко. - Экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья в последние два года также существенно сократился. Основная причина - упал объем закупки сверхкрупногабаритных шин из-за того, что во всем мире из-за кризиса сократились объемы горнодобывающей промышленности».

Но на «Белшине» в будущее смотрят позитивно. В первую очередь положительные изменения связывают с технологическим перевооружением, а основное преимущество перед конкурентами видят в цене: при одинаковом уровне качества белорусская шина дешевле.

«Но модернизация производства - это всего лишь этап. Сегодня мало создать хорошие шины, наша задача - изменить восприятие нашего продукта как чего-то устаревшего и недоброкачественного. К сожалению, так думают многие белорусы, которые даже никогда не пользовались нашими шинами, - констатирует г-н Гурко. - Поэтому сейчас мы идем по пути ребрендинга и вывода на рынок новых названий. У нас уже есть Belshina Artmotion, следующая марка - Astarta, речь о шине с посадочным диаметром 17 дюймов.

На предприятии признаются: с лидером мировой шинной индустрии, фирмой Michelin, тягаться пока рано. А за ориентир поставили себе немецкого производителя Continental. На предприятии уверены: «когда качество выйдет на уровень мировых стандартов, белорусы все чаще будут "обувать" свои машины в отечественную резину».

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя