После года переговоров соглашение между «Сибур - Русские шины» и Amtel-Vredestein наконец-то может быть заключено
  05.02.2009

Путь к достижению согласия между «Сибур - Русские шины» и Amtel-Vredestein был очень нелегким, но в начале 2009 года, кажется, что настойчивость обеих сторон будет вознаграждена.

Путь к достижению согласия между «Сибур - Русские шины» и Amtel-Vredestein был очень нелегким, но в начале 2009 года, кажется, что настойчивость обеих сторон будет вознаграждена. 28 января «Сибур - Русские шины» объявила о запланированном заранее выпуске облигаций на сумму 12.69 миллиардов рублей, конвертируемых в ее акции. Как комментирует заместитель генерального директора Игорь Караваев, это позволит оплатить ими долги русского бизнеса Amtel-Vredestein перед банками-кредиторами. По этой схеме банки могут получить до 45% акций «Сибур - Русские шины». Согласно информации компании, соглашения с кредиторами будут заключены в феврале этого года.

Это будет последней главой в более чем 4-летней истории. Все это время Amtel-Vredestein росла значительными темпами на российском рынке, и как потом оказалось, даже слишком быстро, собирая при этом долги. Дочерняя компания Amtel Holdings Holland NV первоначально купила Vredestein Banden BV за 195.6 миллионов евро в 2005 году. В то время концерн контролировал, согласно докладу «Альфа-банка», порядка 30% шинного производства в России. Amtel владела 5 шинными заводами, а также производством техуглерода и нейлонового волокна. Покупка Vredestein Banden BV, которая сама выпускала 4.3 миллиона шин в год, должна была еще больше усилить позиции компании в премиальном сегменте рынка. В соответствии с этим планом Amtel-Vredestein начала выпускать шины под брендом Vredestein в России в середине 2005 года, при этом появилась возможность получать прибыль на 15% больше, чем если бы шины продавались под собственной маркой.

После приобретения Vredestein Banden BV последовали крупные инвестиции в российские ритейлерские фирмы. Первая открылась в том же году, а к 2007 году компания владела 72 центрами продаж, что сделало ее владельцем крупнейшей дистрибьюторской сети в стране. В июле 2006 года была заключена еще одна крупная сделка – покупка ОАО «Московский шинный завод», на котором с советских времен выпускались шины «Таганка». Всего после одного года завод стал способен ежегодно производить 850,000 шин для легковых машин сегмента А и легких грузовиков, а выпуск шин для машин сегментов В и С составил 1,150,000 шин в год. Всё, что нужно для дальнейшего продвижения. К тому же эксперты «Альфа-банка» указывали, что шинный рынок в России вырастет на 10-15%, так что взять ссуду для увеличения мощностей казалось оправданным риском для такого крупного рыночного игрока.

Реальность, как это часто бывает, внесла свои коррективы. После доклада о чистом убытке в 5 миллионов долларов в 2006 году, который собственно и ожидался, учитывая объем инвестиций, генеральный директор Алексей Гурин заявил, что следующий, 2007 год, станет для компании прибыльным. Вместо этого потери составили уже 242 миллиона долларов, несмотря на 22-процентный рост продаж. После объявления итогов 2007 года председатель наблюдательного совета Рафаэль Нагапетянц был вынужден рассказать акционерам горькую правду: «2007 год стал для нас одним из самых сложных в истории Amtel-Vredestein. Это был год, когда рост компании был остановлен по двум главным причинам – наша значительная задолженность, которая является следствием экспансии прошлых лет, и наша неспособность адаптировать свои структурные расходы к нестабильной ситуации на мировом рынке. Проблемы, возникшие в 2007 году – избыточная производственная способность, растущие расходы и усилившаяся конкуренция значительно ослабили наш бизнес».

Чтобы погасить кредиты, Amtel-Vredestein продала «Московский шинный завод» в марте 2008 года за 77 миллионов долларов и остановила расширение ритейлерской сети AV-TO. Производство на заводе Воронеж-2 также было приостановлено. Но этих мер было уже недостаточно. В январе 2008 года компания вступила в предварительные переговоры с «Сибур Холдинг», чтобы обсудить возможность создания единого предприятия с отделением «Сибур - Русские шины». Через месяц Amtel-Vredestein не смогла обеспечить поставку сырья на свой завод «Амтел-Поволжье» и подписала договор на поставку с «Сибур - Русские шины», для чего пришлось договориться с «Альфа-банком» о кредитной линии на сумму 25 миллионов долларов. «Сибур - Русские шины» тогда же отметила, что не будет рассматривать возможность более тесного сотрудничества, пока Amtel-Vredestein не реструктурирует свои долги.

К июню две компании пришли к согласию. В российскую Федеральную антимонопольную службу были направлены подробности договора об обратном поглощении, согласно которому «Сибур Холдинг» сначала продавал «Сибур - Русские шины» компании Amtel-Vredestein, а потом приобретал все невыкупленные акции Amtel-Vredestein. Таким образом «Сибур Холдинг» приобретал контроль над 100% акций и бизнесом, зарегистрированным на Лондонской фондовой бирже. Как бы то ни было, Amtel-Vredestein не смогла выполнить финансовых условий соглашения до запланированной даты 30 сентября, и сделка была аннулирована автоматически. В тот же день пресс-служба компании заявила, что «в процессе заключения сделки наблюдается прогресс».

Сложности продолжились, и в октябре 2008 года Amtel-Vredestein была вынуждена снова остановить производство на заводе «Амтел-Поволжье» из-за недостатка оборотного капитала. Работы не начинались до 8 декабря. В том же месяце компания объявила о том, что и так уже было очевидно – российское ОАО Amtel-Vredestein не может выполнить своих долговых обязательств. Более того, самое финансово успешное отделение - Vredestein Banden B.V. будет продано, чтобы лишить его связи с российским бизнесом.

В конце концов, в январе этого года решение проблемы «Сибур - Русские шины»/Amtel-Vredestein снова стало темой новостей. «Сибур» выразил намерение выкупить выкупить долги Amtel-Vredestein на сумму 600 миллионов долларов (всего он составляет 800 миллионов, но остальное относится к Vredestein Banden B.V, а значит, «Сибур» не интересует). Переговоры ведутся прямо сейчас, и если план наконец-то удастся, то это будет рождением гиганта шинного производства, самого крупного не только в России, но и в СНГ.

    Добавить комментарий

    ВойдитеЗарегистрируйтесь или Вы можете написать от анонимного гостя